Храм своим устройством должен напоминать небо:
"И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек" (Пс. 77, 69).
"И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним" (Иез. 43, 11).
В Ветхом Завете Бог не показывал всем людям Своего Лица. Поэтому Его образ напоминал ковчег завета, устроенный по повелению Господа:
"Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец витый" (Исход. 25, 10-11).
"там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать через тебя сынам Израилевым" (Исход. 25, 22).
Ковчег - лице Господа:
"И положил Моисей жезлы пред лицем Господа в скинии откровения" (Числ. 17, 7).
Образ Его:
"А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим" (Пс. 16, 15).
Назывался Господом:
"Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым" (Числ. 10, 35-36).
Святых Ангелов напоминали иконы их:
"и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки" (Исх. 25, 18).
"Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою" (Исх. 26, 1).
"И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне" (3 Цар. 6. 29).
"От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри н снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лице львиное; так сделано во всем храме кругом" (Иез. 41, 17-19).
"Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех" (Иез. 1, 10).
|