Может быть, всё-таки, отвечая на такой, для многих немалый вопрос, было бы правильнее по глубже рассмотреть подразумевающееся в цитате:
Aster писал(а):
Да, да-извечный вопрос:
Где граница поклонения(почитания), иконам, переступая которую человек становится идолопоклонником?
Начиная касаться этого вопроса, мне прежде хотелось бы выразить свою уверенность в том, что весь ход развития Мира Бытия, заданный однажды Творцом основан на своеобразном характерном Законе, а значит и порядке, где все без исключения явления в этом Мире Бытия зависят от целесообразности и логической взаимосвязи между собой.
Всё Божее гармонично, а значит непременно логично взаимосвязано.
Хаоса нет. Он может быть только в мыслях невежественного человека.
А так как человек рождён в Среде именно этого Миропорядка, то, совершенно естественно, его собственные действия тоже должны гармонично соответствовать уже существующему законному требованию со стороны Мира Бытия. Только тогда действия человека можно будет уместно обозначить разумными.
Конечно же, в этой связи существует и некоторая допустимость, когда что-то начинающее развиваться и ещё не полно соответствует необходимым нормам, то тогда вполне допустимыми для него являются действия, которые ещё нельзя обозначить как истинные, но которые постепенно приведут к Гармонии. Как и в жизни ребёнка, когда многие его проявления ещё нельзя обозначить как разумные, но они вполне допустимы именно для этого незрелого возраста. Но за этим переходным возрастом обязательно наступит зрелость и уже потребуются соответствующие зрелые, грамотные проявления.
В связи со всем этим, вижу благоприятным посмотреть и на дела рук человеческих соответственно поднятому в теме вопросу.
Мне видится, что попытка создать первый иконописный образ основана была на незрелом и наивном понимании Божиего. Но естественным в тот период времени, а значит и допустимым обстоятельством. Верующим казалось, что место, где мог находится образ Спасителя, естественно становилось освящённым, а значит и помолиться там, якобы будет наиболее благоприятным. Такой рукотворный образ при соответствующем отношении человека к нему вполне может становиться неким катализатором, способствующим в период соприкосновения человека с ним усиливать религиозный трепет в чувственном мире того верующего человека. Но только у тех, кто уже верит или склонен поверить в особенные свойства рукотворного божественного образа.
Данные обстоятельства неизбежно способны порождать и подводные камни. Как то, что создаётся ложное понимание наибольшего Божиего присутствия там, где эти образа присутствуют, как и то, что рядом с таким образом молитва якобы услышится наиболее вероятно. Привыкание к пониманию присутствия Божиего прежде там, где есть рукотворный образ Божиего, само по себе не способствует развитию понимания такого же присутствия Божиего и во всём, что окружает, но где образов этих нет. Особые переживания человека в пределах храма и отсутствие этих переживаний вне стен храма разве говорит о том, что вне стен храма Божее присутствие меньше? Если же Бог вездесущь, а человек не ощущает равно переживания присутствия Отца Небесного повсеместно, то это ярко однозначно показывает неспособность человека правильно относиться к Божиему и, что он прежде следует собственным ложным условностям.
В создании и использовании иконописных образов проявились с течением времени и ещё немаловажные подводные камни, проявившие однозначно неверное восприятие Отца Небесного.
Это когда начали создавать образы святых тружеников в качестве заступников пред Богом. В этом обстоятельстве, считаю, весьма ярко проявилась наивность и ложное отношение к Отцу Небесному, ибо через это проявление стали весьма неразумно наделять Бога исключительно человеческими эгоистическими качествами, выдумывая, каким образом Он сможет лучше услышать молитвы.
Но ведь Бог одинаково Любит всех и, я уверен, одинаково слышит каждого и равно находится рядом с каждым человеком, независимо от того, кому тот поклоняется. Другое дело, неверное отношение к Отцу Небесному не позволяет в полной мере воспользоваться идущей от него помощью.
Учитывая то, что ни один волос не упадёт без ведома и воли Божией и то, что Он одинаково слышит каждого и, более того, знает куда идёт каждый человек и что ему нужно, совершенно неразумным и примитивным видится суждение человека о том, что Отец Небесный будет помогать так, как попросит в молитвах человек и не даст нужное, если об этом не попросит.
Итак, подводя некоторый итог своему, прошу простить меня, многословию, хотелось бы сказать теперь уже в прямой связи с приведённой в начале цитатой, что логичнее будет определять человека идолопоклонником тогда, когда верующий обратится к рукотворному образу ЗА ПОМОЩЬЮ.
В этом вижу абсолютную несуразность и пагубность.
Что же касается самого факта сотворения образов достойных тружеников Божиих, дабы они могли напоминать о тех, кто жизнь свою положил во имя служения Святой Предопределённости и могли по своему вдохновлять на подобный праведный труд, то это вполне допустимо.
Мира и счастья!