Малыш писал(а):
А я не согласен, что суть в этом.
По крайней мере, это общий знаменатель почти всех высказываний (может, за исключением Сахарова и ещё кого-нибудь, уже не помню).
Малыш писал(а):
А в чем проблема-то?
Наверно, в том, что для веры нет достаточных оснований. Верую, ибо абсурдно. Что "наука доказала" я не утверждаю.
Малыш писал(а):
И опять же, как можно этого не представлять, если люди, которых весь мир считает разумными и образованными, открыто заявляют о своей вере в Бога?
Да очень просто: я не представляю себе, как они чувствуют это, да ещё продолжительное время, иногда всю жизнь. Я могу испытывать благоговейный трепет, чувствовать как бы единство, красоту и гармонию мира, но я всё равно знаю, что это — мои субъективные переживания. И точно так же могу чувствовать всю бессмысленность, хаотичность, я бы даже сказал — апокалиптичность, нашего бытия.
Малыш писал(а):
Вот объясните мне в свете вышесказаного, почему Вы не можете себе такого представить.
Я понятно объяснил? Или у Вас есть ещё вопросы?
Малыш писал(а):
Я, например, вполне могу себе предстаить разумного и образованного человека, не верящего в Бога. И могу объяснить, почему с ним случилась такая беда. Виновато атеистическое образование.
Я знаю людей, выросших во вполне религиозной среде (в т.ч. и в плане образования), но самостоятельно отошедших от веры в принятого в той среде бога. Так что Ваш пример далеко не универсален, и "атеистическое образование" может способствовать атеизму, но, если можно так выразиться, "воспитанному атеизму", основанном на "все так говорят". Так же существует и "воспитанная религиозность".
Малыш писал(а):
Почему Вы считаете необоснованными высказывания...
Да хотя бы потому, что и астроном, и биолог говорят с уровня своих (наших нынешних) знаний. Сто лет назад любой учёный Вам сказал бы, что не может Солнце гореть столько миллиардов лет. И что из этого? Раз горит — значит, может. И теперь становится более-менее ясно, как именно может. То же и с "характеристиками Вселенной" и РНК. Мы знаем "что"; бог даст — узнаем когда-нибудь и "как".
Малыш писал(а):
Мы не говорим сейчас о спасении, мы говорим о доказательствах существования Бога.
Которого именно?
Малыш писал(а):
Ну вот и наш результат. Вы априори, даже не пытаясь произвести эксперимент, отвергаете его результаты, да и сам эксперимент. Вы считаете, что это научно?
Малыш, во-первых, я немного знаю о критериях научности эксперимента, и я пытался Вам объяснить, какие выводы можно сделать из предложенного Вами эксперимента — не те, что Вы предлагаете. У Вас получается нечто вроде "насекомое оглохло" (был такой давний анекдот про экспериментатора, если помните). А во-вторых — на все эксперименты жизни не хватит.
Малыш писал(а):
Результат, при удаче, Вы можете получить уже через несколько месяцев. Мы ведь не говорим о рае и спаснении, мы говорим о доказательствах существования Бога.
Интересненько... Но вопрос тот же: какого именно Бога? Их много разных. Вопрос об истинности очень тесно с этим связан. Вы уверены, что по Вашей методике я постигну доказательства именно Вашего Бога?
Малыш писал(а):
Если говорить реально, то смысл жизни в жизни. В смерти нет никакого смысла. Поэтому, если есть вечная жизнь, то есть и смысл. Если мы умираем и на этом все кончается, то это бессмысленно и абсурдно.
Очень хочется обсудить это (у меня другое мнение), но это тоже другая тема. Смысл жизнь приобретает именно своей конечностью и необходимостью успеть что-то сделать. Подробнее не хочу распространяться — администратор обидится, и справедливо...
Малыш писал(а):
Вы опять называете "научным подходом" подгонку результата под мировоззрение. Тяжелый случай.
Нет, Малыш. Просто план любого эксперимента всегда подразумевает, какого рода результаты из него можно получить и какого рода выводы сделать, а какие — нельзя. Ваш план не позволяет судить о том, что Вы предлагаете исследовать; следовательно, план требует кардинальных изменений. Методология — вещь строгая, выверенная веками, через пробы, ошибки и потери, многократно проверенная на нашей человеческой шкуре...
Малыш писал(а):
Все, что Вы перечислили, в полной мере относится к Вам. Это Вы заявляете: Бога нет, просто потому, что нет.
Повторю в юбилейный семидесятый раз: не "бога нет", а нет достаточных логических, эмпирических и прочих оснований для принятия этой гипотезы. Это не значит, что его нет, но указывает на то, что его существование очень маловероятно и при необходимой нам степени приближения этой вероятностью можно пренебречь.
Малыш писал(а):
Верят величайшие ученые? Ну и что, они умные только в своей узкой специализации, а в остальном ничего не понимают!
Малыш, вера — явление нерациональное по природе, поэтому вера, даже учёного, сама по себе действительно ничего не доказывает. И заметьте, учёные редко пытаются приводить обоснования для своей веры, потому что знают им цену. Они просто высказывают своё мнение. Это завсегда пожалуйста. Это относится к любой вере, и даже неверующие в бога во что-нибудь, да верят (в демократию, необходимость сильного вождя, важность свободы отношений или прочности семьи как ячейки общества, необходимость легализации ношения оружия или введения запрета на оное, и проч., и проч.; верующие тоже могут иметь свои убеждения по этим и любым другим поводам, тоже часто нерациональные).
Малыш писал(а):
А мою позицию называете алогичной. Я предложил Вам статью по логике, Вы просто отмолчались. Я предложил Вам различные статьи по богословию. Вы - ноль внимания.
Не совсем справедливое обвинение. С Вашими статьями я знаком по атеизму.ру, и даже новую, про иконопись, там заметил раньше, чем здесь (правда, в отличие от других, эту пока внимательно не читал, только пробежал). Правда, признаюсь, здесь я не по всем Вашим ссылкам хожу — беру на себя смелость догадываться по контексту, о чём они (первые два-три раза проверил себя, ошибок не было); было ли среди них что-нибудь, чего нет в "Справочнике теиста"?
И потом, понимаете, мне не хочется вместо ответа давать ссылки на "Конструктивную критику", например, если я в значительной степени согласен с каким-то высказанным там мнением. Я хотел бы участвовать в "запуске" этого форума, и пытаюсь это делать живыми ответами, а не ссылками. А повторять то, что по моему мнению уже где-то хорошо выражено, не всегда есть силы и время. Не обижайтесь на меня.
Малыш писал(а):
Но тем не менее, продолжаете утверждать, что логикой, в приведенных мною высказывниях даже не пахнет. Причем, даже не утруждя себя объяснением в чем же нелогичны мои высказывания.
Может, я недостаточно точно выразился. Я имел в виду приведённые Вами высказывания учёных, а не Ваши. И в тех высказываниях, я продолжаю утверждать, выражается личное мнение каждого из них, но оно не обосновывается логически (да они и цели такой перед собой не ставили!). Да, оно может быть выстрадано и выкристаллизовано в течение всей жизни. Но от этого оно не становится ни менее субъективным, ни более (или менее) истинным. Я не говорю, что эти мнения с необходимостью ложны — чтобы судить об этом, нужно, чтобы логические построения в них были, а их, я повторяю, там нет, — но лишь о том, что они не обоснованы, и что я (лично я) не вижу причин с ними соглашаться.
Малыш писал(а):
Все Ваши объяснени - это лишь попытка уйти от конкретного предложения. Для предлагаемого Вам эксперимента все, что Вы перечислили не нужно. Знаете почему? Потому что я предлагаю Вам раз и навсегда выяснит вопрос: есть Бог или Его нет.
Попробую привести аналогию: давайте выясним, есть ли на второй планете от тау Кита гранит (базальт, малахит, пемза — на выбор). Проведём опрос репрезентативной выборки граждан разных стран. Будет ли результат достоверным? Если бы это от Вас зависело, проголосовали бы Вы за грант на такой проект? Я — нет, потому что таким методом достичь заявленной цели нельзя, это ясно. Можно лишь выяснить мнения миллиардов людей по этому вопросу (в том числе "а шо такое тау Кита?").
Или я неправильно понял предложение? Я понял, что это — повторить опыт миллионов верующих и в случае успеха получить субъективные доказательства существования Бога. Если да, то я на это ответил в одном из прошлых сообщений (упрекнуть, что ли, Вас, что Вы меня невнимательно слушаете?). Это субъективный опыт, он ничего не доказывает, хотя безусловно имеет личную ценность. И у меня подобный опыт есть (об этом я тоже упоминал) — от аутотренинга, христианства и ислама до общения с "астральным учителем" и духами предков — восьмидесятые годы прошлого уже века — интересная эпоха! Правда, целенаправленной медитацией, йогой и всякими самадхи я не занимался, но это не так важно. Может, поэтому иногда мне говорят, что я "адекватный атеист" (правда, атеистом меня Вы начали называть, начиная с чёрч.уз, на атеизме.ру я за Вами этого не замечал). Да, я согласен, что в случае успеха получится то, о чём Вы говорите, возможно, с небольшими отклонениями (например, в православие или шиитский ислам). Поэтому в повторении эксперимента пока необходимости не вижу. Вопрос исчерпан, или у Вас есть ещё соображения/предложения на эту тему?