Медитации
Медитация знакома всем. Те мгновения жизни, когда получаешь подарки, когда радость возникает сама по себе и все наполнено смыслом, – это опыт медитации. Незаметно для нас самих океан ума успокаивается, и наше видение проясняется; пыль опадает с внутреннего зеркала, и приходит понимание. Такие ощущения полноты и совершенства дает нам, ничего нового при этом не добавляя, наш собственный ум – осознавание данного мгновения. И это состояние можно намеренно продлить. Переместить информацию, почерпнутую из этой книги, из головы в сердце, помогают следующие пять практик, которые допускается выполнять без руководства учителя. Те, кому нравится медитировать с другими людьми, могут обучиться этим практикам в 600 с лишним центрах Карма Кагью Алмазного пути по всему миру. Как правило, во время медитации мы сидим прямо. Спина прямая, но не напряженная. Ладони или сложены одна на другой ниже пупка, или лежат на коленях. Мы выполняем медитацию по тексту. Если время от времени возникают посторонние мысли, мы не обращаем на них внимания. Они растворятся так же, как и появились. Приводимые здесь медитации соответствуют различным уровням развития на буддийском пути, но использовать их может каждый. Легкие в применении, они, однако, содержат важные аспекты всех путей, указанных Буддой. Такая работа с умом в принципе улучшает характер: мы или осознанно настраиваемся на такие просветленные качества, как любовь и сочувствие (в медитации на Любящие Глаза), или концентрируемся на Будде, чтобы действовать с растущей силой для блага всех. желающие пройти курс практики осознанного умирания (пхова), могут подготовиться к нему с помощью медитации Алмазного пути на Будду Безграничного Света. Практикуйте непринужденно и наслаждайтесь!
Медитация «Давать и брать» (Великий путь)
Мы ощущаем, как бесформенный поток воздуха входит и выходит у кончика носа, и позволяем мыслям, чувствам и звукам проходить, не цепляясь за них. Когда ум успокаивается, мы желаем благодаря этой медитации обрести силу приносить пользу всем существам и осознать иллюзорность всех обусловленных состояний. Теперь мы ощущаем страдание всех существ как черные облака вокруг них. Этот черный свет мы вдыхаем естественно и без напряжения. Достигая сердца, он в мгновение ока превращается в лучезарный ясный свет, который на выдохе устремляется обратно ко всем существам. Он окутывает их и дарит всем все возможное счастье. Мы делаем это до тех пор, пока нам приятно. В конце мы желаем, чтобы все благо, построенное сейчас, принесло пользу всем существам. Цель медитации – засеять хорошие впечатления в ум, чтобы впоследствии для нас было естественным приносить пользу другим.
Медитация «Любящие Глаза»
Четыре основные мысли Мы ощущаем бесформенный поток воздуха у кончика носа и позволяем мыслям и чувствам появляться и исчезать. Мы не оцениваем их. Затем мы напоминаем себе о четырех основных мыслях, направляющих ум к Освобождению и Просветлению. - Мы осознаем, какая драгоценная возможность у нас есть в этой жизни: Лишь немногие встречаются с учением, и еще меньше тех, кто способен его применять. - Мы вспоминаем о непостоянстве всего составного. Вне изменений только безграничное ясное пространство ума, и неизвестно, долго ли мы будем располагать условиями для того, чтобы его познать. - Мы понимаем причинно-следственную связь. Наше будущее зависит от нас самих. Прошлые мысли, слова и действия стали нашим сегодняшним миром, и сейчас мы засеваем семена будущего. - Мы видим основания для того, чтобы работать с умом. Просветление – это вневременное высшее блаженство, а сейчас мы запутаны и подвержены мешающим чувствам.
Фаза построения Над нашей головой и головами всех существ естественная чистота ума проявляется в виде полностью раскрытых цветков лотоса. Они прозрачные и переливаются легким радужным светом. Внутри каждого лотоса лежит плоский сияющий диск луны, который выражает изначальную осознанность существ. В центре каждого лунного диска просветленная любовь конденсируется в белый слог ХРИ (русские буквы Х-Р-И, написанные сверху вниз). Из этих букв к бесчисленным Буддам, заполняющим пространство, излучается прозрачный радужный свет. Он касается и непросветленных существ повсюду, растворяя их страдание. Теперь радужный свет наполнен благословением Будд и счастьем существ. Он возвращается в слоги ХРИ над нашими головами. В одно мгновение каждый из слогов становится формой Бодхисаттвы Любящие Глаза. Опираясь спиной на лунный диск, он сидит в полной позе медитации и светится подобно лунному камню. На нем украшения Бодхисаттвы. Во внешней правой руке на уровне плеча он держит хрустальную малу, с ее помощью освобождая всех существ из обусловленного мира. В двух центральных руках у сердца он держит драгоценность Просветления, а во внешней левой руке – цветок лотоса, раскрывающийся у левого уха. Это показывает абсолютную чистоту Любящих Глаз. Он мягко улыбается всем существам. Над головой Любящих Глаз сидит красный Будда Безграничного Света (Амитабха). Оба с сочувствием смотрят на всех существ и дарят им неразличающую любовь всех Будд. Чтобы пробудить силу Любящих Глаз, мы произносим призывание: «О, благородный, с белым безукоризненным телом! Над твоей головой восседает совершенный Будда. Глазами сочувствия ты видишь всех существ. Любящие Глаза, мы принимаем в тебе Прибежище». Теперь Любящие Глаза дает нам посвящения. Из его лба дугой излучается прозрачный свет, входит в наш лоб, и так мы получаем посвящение Вазы. Из его горла дугой исходит красный свет, проникает в наше горло, и так мы получаем Тайное посвящение. Из его сердца в наше сердце дугой падает синий свет – это посвящение мудрости-осознавания. Наконец, все три света входят в нас одновременно, и мы получаем посвящение Великой печати. После этой передачи световые формы Любящих Глаз вливаются во всех существ и в нас самих, и мы все мгновенно становимся Любящими Глазами. Мир – это чистая страна, сияющая смыслом. Все звуки – вибрация мантры Любящих Глаз, а мысли – высшая мудрость просто потому, что могут появляться. В сердечном центре каждой прозрачной световой формы, включая нашу, покоится открытый цветок лотоса с шестью лепестками, на каждом из которых написан один из шести слогов мантры ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ. Они расположены по часовой стрелке, начиная со слога ОМ впереди. В середине цветка лежит плоский диск луны, в центре которого стоит тибетский слог ХРИ.Пока все существа и мы сами повторяем шесть слогов, из мантры в сердечном центре каждой формы излучается яркий радужный свет, целиком заполняя пространство.Мы повторяем мантру столько, сколько хотим:ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ
Фаза завершения Когда мы перестаем произносить мантру, все чистые страны вливаются в формы Любящих Глаз. Те растворяются в свете. Свет со всех сторон входит в нашу четырехрукую прозрачную форму, и она исчезает в семенном слоге ХРИ на уровне сердца. Теперь лепестки лотоса со слогами мантры один за другим по часовой стрелке возвращаются в пространство. Затем растворяется середина цветка и лунный диск. Наконец, слог ХРИ тает снизу вверх, пока от обусловленного мира не остается всего одна крошечная точка. Она мгновенно исчезает, и теперь есть только осознавание без центра и границ. Мы покоимся в этом изначальном состоянии с максимальной ясностью. Пауза Затем, словно рыба выпрыгивает из воды, снова появляется чистый мир. У всех существ и у нас самих есть природа Будды. Каждый звук – это мантра Любящих Глаз, а все мысли – высшая мудрость. Посвящение заслуги Мы желаем, чтобы хорошие впечатления, которые сейчас возникли, стали безграничными. Пусть они принесут всем существам единственную неизменную радость – радость знания ума.
Медитация на Будду
Фаза построения Сейчас из пространства перед нами появляется прозрачная золотистая форма Будды – лучезарное поле энергии и света. На нем Черная корона, которая одним своим видом может пробуждать глубочайшее осознавание ума. Его золотистое лицо светится добротой. Будда видит и знает нас, он желает нам всего самого лучшего. Скрещенные у сердца руки держат колокольчик и дордже. Это выражает единство мудрости и сочувствия. Будда сидит в позе медитации, окруженный светом. Объединяя пространство и блаженство, Будда присутствует, независимо от того, воспринимаем ли мы его отчетливый образ. Мы очень хотим обрести его просветленные качества для блага всех существ. Будда знает о нашем желании. Улыбаясь, он начинает приближаться и останавливается в пространстве перед нами – на приятном для нас расстоянии. «Дорогой Будда! Пожалуйста, покажи нам силу, которая удаляет неведение и омрачения у всех существ и у нас самих. Пусть мы узнаем вневременный свет ума!» Из точки между бровями Будды излучается сильный, чистый, прозрачно-белый свет и входит в ту же точку у нас на лбу. Наша голова наполняется ярким светом. Свет растворяет все мешающие впечатления в мозге, нервах и органах чувств. Все отпечатки вредных действий и негативные тенденции исчезают, и тело расслабляется. Оно становится сознательным инструментом для того, чтобы защищать других и помогать им. Мы держим ясный свет столько, сколько хотим, и ощущаем слог ОМ. (удерживаем свет и вибрацию) Теперь из горла Будды излучается яркий красный свет. Он проникает в наш рот и горло. Свет растворяет все трудности в речи. Впечатления от вредных, неясных и неуместных слов исчезают – теперь мы осознаем свою речь. Она становится сочувствием и мудростью, действенным инструментом, приносящим пользу другим. Вместе с красным светом мы ощущаем слог А. (удерживаем свет и вибрацию) Из середины прозрачного тела Будды, точки на уровне сердца, излучается мощный синий свет. Он наполняет центр нашей груди. Все вредное покидает наш ум. Мешающие чувства и жесткие идеи растворяются, и ум становится спонтанной радостью. Это – неразделимость пространства и блаженства. Вместе с синим светом мы ощущаем слог ХУНГ. (удерживаем свет и вибрацию) Сейчас все три луча входят в нас одновременно. Прозрачно-белый свет наполняет нашу голову, красный – горло, и синий – сердечный центр. Мы без усилий покоимся в единстве всех явлений. Теперь мы используем мантру КАРМАПА ЧЕННО – «Сила всех Будд, работай через нас».
Завершение и взгляд Золотистая форма Будды перед нами и его Черная корона растворяются в радужном свете. Этот свет сливается с нами. Теперь он везде – и все формы исчезают. Есть только осознавание, без центра и края. (покоимся в природе ума) Все, что возникает, – свободная игра пространства. (покоимся в природе ума) Сейчас появляется наше окружение, этот мир и все миры, совершенные и чистые. Все вибрирует от радости и скрепляется любовью. Все свежее и значительное, излучает неограниченный потенциал. Существа – и вблизи, и вдали – возникают, как Будды в женских и мужских формах, знают они об этом сами или нет. Звуки – это мантры, а все мысли – мудрость, просто потому, что могут быть. Мы чувствуем, как наше собственное тело появляется из пространства. Тело – это сила и радость. И произошло очень важное изменение. Раньше мы были своим телом и потому оставались уязвимы для старости, болезни, смерти и потерь. Теперь же у нас есть тело. Тело и речь – это инструменты сознания, позволяющие приносить пользу другим. Нашей истинной сутью – и сейчас мы это знаем – является вневременное осознавание, без центра и края, которое игриво проявляет все.
Медитация на Будду Безграничного Света (Алмазный путь)
Мы желаем, чтобы хорошие впечатления, которые сейчас возникли, стали безграничными. Пусть они принесут всем существам единственную неизменную радость – радость знания ума. Затем мы напоминаем себе о четырех основных мыслях, направляющих ум к Освобождению и Просветлению. Мы осознаем, какая драгоценная возможность у нас есть в этой жизни: приносить пользу бессчетному множеству существ с помощью методов Будды. Лишь немногие люди встречаются с учением Алмазного пути, и еще меньше тех, кто способен его применять. Мы вспоминаем о непостоянстве всего составного. Вне изменений только безграничное ясное пространство ума, и неизвестно, долго ли мы будем располагать условиями для того, чтобы его познать. Мы понимаем причинно-следственную связь. Наше будущее зависит от нас самих. Прошлые мысли, слова и действия стали нашим сегодняшним миром, и сейчас мы засеваем семена будущего. Мы видим основания для того, чтобы работать с умом. Просветление – это вневременное высшее блаженство, а сейчас, пока сами запутаны и подвержены мешающим чувствам, мы не можем приносить пользу другим. Поэтому мы открываемся тем, кто может нас учить.
Фаза построения Над нашей головой на расстоянии вытянутой руки возникает полностью раскрытый цветок лотоса. В нем лежит плоский лунный диск. На диске сидит Будда Безграничного Света, обращенный в том же направлении, что и мы. Он атлетически сложен и светится, подобно горе рубинов в лучах тысячи солнц. Он прекрасен вне всяких представлений. Его состояние являет собой исполнение любых желаний. Будучи по сути нашим коренным Ламой, он сидит в позе медитации. В его руках лазуритовая чаша с нектаром высшего блаженства. Над нашим правым плечом, справа от Будды Безграничного Света, меньше его по размеру, стоит белый четырехрукий Бодхисаттва Любящие Глаза (на санскрите Авалокитешвара, по-тибетски Ченрезиг) – соединенное сочувствие всех Будд. Слева от Будды Безграничного Света, над нашим левым плечом, стоит Бодхисаттва Алмаз в Руке (на санскрите Ваджрапани, по-тибетски Чана Дордже) – соединенная сила всех Будд, в мирном синем проявлении. В левой руке у сердца он держит колокольчик, а в правой – дордже, направляя его в сторону Будды Безграничного Света. Три центральные фигуры окружены ламами всех линий преемственности пховы. Повторяя мантру столько, сколько можем, мы стараемся осознавать Чистую страну над нами и очень хотим войти в сердце красного Будды. ОМ АМИ ДЭВА ХРИ
Фаза завершения Когда мы заканчиваем повторение, ламы и Чистая страна над нами вливаются в белого и синего Бодхисаттв. Те растворяются в Будде Безграничного Света и становятся с ним одним целым. Он превращается в свет и соединяется с нами, как вода сливается с водой. Теперь мы неразделимы. Мир – это Чистая страна. Повсюду появляются существа, все они обладают природой Будды. Мы возникаем в своей привычной форме, но без слабостей и болезней. Мы решаем сохранять это чистое видение во всех жизненных ситуациях.
======== Глоссарий
Алмазный Ум (Дордже Семпа. Ваджрасаттва): очищающая сила всех Будд, белый сидящий Будда . В правой руке он держит дордже у сердца, а в левой – колокольчик у бедра. Состояние радости Акшобхьи. В мандале бардо олицетворяет все семейства Будд. Бардо (букв. – «между двумя»): промежуточное состояние или переход. Бардо жизни: период от зачатия до начала умирания. Бардо медитации: период подлинного медитативного погружения. Входит в бардо жизни. Бардо сновидений: период сна, когда чувства обращены вовнутрь и переживаются сновидения (часто неосознанные). Часть бардо жизни. Бардо становления: период между десятым днем после смерти и зачатием. Бардо таковости: десятидневный период, начинающийся от момента смерти, то есть от конца бардо умирания. Также известен как бардо окончательной природы, или дхарматы. Бардо умирания (чикаи бардо): период, который начинается с появлением первых признаков умирания и заканчивается спустя полчаса после остановки дыхания. Входит в бардо смерти. Бардо Тхёдрёл : название текста, известного как «Тибетская книга мертвых». Буквальный перевод: «Освобождение через слушание в промежуточном состоянии». Безграничность (санскр. нируддха): пустотность, ясность и безграничность – абсолютные качества ума, неотделимые друг от друга. Безграничность подразумевает, что из пространства беспрепятственно, сами по себе, без усилий проявляются просветленные действия. Постигнуть ее – значит осуществить Состояние излучения . Благословение: весьма действенное средство передачи духовной зрелости. Оно основывается на том, что пространство и радость одинаковы везде, а природа Будды присуща каждому. Если ученик обладает открытостью и вдохновением, то с помощью Учителя он может взглянуть на природу своего ума. Через благословение Учитель передает ученику вкус возможностей, присущих каждому, и глубокую уверенность в его развитии. Будда (тиб. сангье): просветленное состояние ума. «Санг» означает «полностью очистившийся» от завес, омрачающих ясность ума. «Гье» означает «полное раскрытие» всех качеств ума, к которым относятся бесстрашие, бесконечная радость, безграничное сочувствие, мудрость и активность для блага существ. Будда нашего времени – Будда Шакьямуни, четвертый из тысячи исторических Будд нашей эпохи. Каждый исторический Будда начинает новый период Дхармы. Будда-активность (четыре вида действий Будд, просветленная активность): так описывается сочувственное, спонтанное и свободное от усилий поведение, способность в нужное время и в нужном месте сделать то, что необходимо. Существует четыре вида действий Будд: успокаивающие, обогащающие, вдохновляющие и мощно защищающие. Основанием всех видов активности является способность покоиться в том, что есть. Будда Безграничного Света (тиб. Опаме , санскр. Амитабха): Будда различающей мудрости, рубинового цвета, сидит в позе лотоса, держа в сложенных руках чашу с нектаром высшей радости. Его осознавание – Чистая страна высшей радости (Девачен), которую благодаря данному им обещанию можно достичь с помощью сильных пожеланий. Будда Безграничной Жизни (Амитаюс): излучение Будды Безграничного Света в Состоянии радости , олицетворяет долголетие и здоровье. Он красного цвета, сидит в позе лотоса, держа в руках, сложенных в жесте медитации, вазу с нектаром долгой жизни. Будда-природа: природа ума, возможность достичь состояния Будды , присущая всем существам. Великая печать (чагчен, махамудра): «Великая печать» постижения. Будда заверял, что это его наивысшее поучение. ведет к непосредственному опыту постижения ума. Великая печать охватывает основу, путь и цель. Доверяя природе Будды , мы упражняемся в переживании неразделимости воспринимающего, воспринимаемого и восприятия. В результате мы полностью пробуждаем ум, «скрепляем печатью» его Просветление . Детонг: переживание пустоты как блаженства; взгляд буддийских мастеров тантры. Дордже («господин камней, алмаз»; ваджра ): символ неразрушимости и непоколебимости, характеризующих высшее состояние ума, Просветление . Называемый так ритуальный предмет символизирует средства Алмазного пути , а также очувствие и радость. Достижение (тхоб): в контексте умирания означает момент после клинической смерти (примерно через 20–30 минут). Когда белая мужская энергия (появление ) и красная женская (нарастание) встречаются в сердечном центре, растворяются семь завес неведения и на мгновение все темнеет и стихает. Дхарма (чё) Защитники (чёкьонг): один из Трех корней . Их функцией является устранение препятствий на пути к Просветлению . Благодаря их силе любой опыт становится частью пути. Защитники – источник просветленной активности Будд – являются, как и Йидамы , выражением Состояния радости Просветления. В Кагью важнейшими Защитниками являются Черный Плащ и Сиятельная Богиня . Йидам: аспекты Просветления, один из Трех корней . Безграничные качества просветленного ума выражаются в многочисленных формах из энергии и света. Если мы отождествляемся с ними в медитации и повседневной жизни, они пробуждают в нас присущую каждому природу Будды. Йогин (налджорпа): - применяет буддизм в жизни и независимо от социальных норм и надежности своей жизненной ситуации настраивается в первую очередь на познание природы ума. Кангьюр: собрание поучений Будды , состоящее, в зависимости от издания, из 100 томов. Карма: закон причины и следствия, согласно которому мы воспринимаем мир в соответствии с хранящимися в уме впечатлениями, которые сами создаем с помощью тела, речи и ума. Это означает, что, действуя здесь и сейчас, мы определяем собственное будущее. Колокольчик : ритуальный предмет, который символизирует мудрость или пространство. Он часто используется вместе с дордже, что символизирует неразделимость пространства и блаженства, мудрости и сочувствия. Кудунг: мумифицированное тело многоопытного йогина , умершего в позе медитации. Лама («высший принцип»): один из Трех корней. Лама воплощает для ученика Три состояния Просветления. Лунг: ритуальная декламация текста Алмазного пути . Когда ученик слышит слоги, ему передается их суть. Лхагтонг (випашьяна): медитация проникающего видения; эта практика медитации применяется как метод и в Сутре , и в Тантре. Она основывается на стабильном опыте шинэ. В ней медитирующий старается поддерживать видение недвойственности воспринимающего сознания и воспринимаемого объекта от мгновения к мгновению. Любящие Глаза (Ченрезиг, Авалокитешвара): Будда сочувствия и неразличающей любви в Состоянии радости. изображается с телом белого цвета и четырьмя руками, сидящим в позе медитации. В его внешней правой руке – хрустальная мала, освобождающая всех существ из обусловленного мира. В двух средних руках он держит у сердца драгоценность Просветления, а во внешней левой руке – цветок лотоса, который показывает чистоту его настроя. Его глаза видят всех существ. Мала: четки, используемые для подсчета мантр во время медитации или для поддержания внимательности на уровне тела во время многочисленных повторений. Малый путь (Тхеравада): путь «слушателей» (санскр. шраваки) и «Будд-одиночек», или «одиноких практиков» (санскр. пратьекабудды). Мандала (букв. «центр и окружность»): 1) поле силы Будды, возникающее из бесчисленных возможностей пространства, или изображение такого поля. В более широком смысле этот термин означает также силовое поле человека или группы людей; 2) мысленно представляемая вселенная, полная драгоценностей, которую мы подносим Буддам, выполняя дарение мандалы – третью часть Основополагающих упражнений. Махасиддх (махасиддхи) («великий совершенный»): великие тантрические мастера Индии, которые благодаря мощным средствам Тантры и Великой печати достигали Просветления за одну жизнь. Они постигали природу ума, живя в обстоятельствах, нередко совершенно обычных. С помощью своей духовной силы они могли производить изменения в мире явлений и тем самым убеждать учеников в действенности Учения. Особое значение для Кагью - махасиддхи Сараха, Тилопа и Наропа. Медитационное уединение (ретрит): занятия медитацией, продолжающиеся несколько дней, недель или лет (см. трехлетнее отшельничество ) в спокойном, уединенном месте, без отвлечения на обстоятельства привычной жизни. Благодаря ретритам человек может выработать дистанцию по отношению к повседневной суете, и они углубляют опыт медитации. Медитация: (гом, «знакомиться с чем-то») упражнение, во время которого ум учится сбрасывать свои завесы. При этом используются методы, позволяющие превращать в собственный опыт практикующего то, что он уже понял интеллектуально. Медитация – это пребывание без усилий в том, что есть. соответствующие методы можно объединить в две группы: шинэ и лхагтонг . Важнейшими средствами являются отождествление с Просветлением, пробуждение просветленных полей силы с помощью мантр и поддержание чистого видения. медитация с ведущим (гом лунг) открывает многим медитирующим доступ к бесчисленным средствам Алмазного пути. Мудрость: истинная природа пяти видов мешающих чувств. Путем трансформации обычного восприятия гнев узнается как зеркалоподобное состояние, гордость становится уравнивающей мудростью, привязанность – умением проводить различия, ревность превращается в искусство накапливать и усваивать опыт, а запутанность – во всепронизывающее глубокое видение. Нарастание: красная женская энергия, располагавшаяся при жизни в середине тела на четыре пальца ниже пупка, поднимается к сердечному центру после фазы появления , причем растворяются 40 видов привязанности. Нирвана. В Махаяне – состояние совершенства (состояние Будды ). Освобождение: выход из круговорота бытия (сансары), то есть состояние ума, в котором полностью преодолено страдание вместе с его причинами. На этом уровне растворяются все мешающие чувства, но о Просветлении можно говорить, лишь когда отброшены последние жесткие идеи о реальности. Передача посредством медитации: медитация с ведущим. Обычно именно таким способом обучают медитации в буддийских центрах Алмазного пути ; этот метод оказался очень полезным в деле принесения буддизма на Запад. Переживающее : не осознаваемая большинством людей способность ума воспринимать даже в отсутствие объектов восприятия. Помимо посвящения, для практик Алмазного пути нужна также передача чтением текста (лунг) Появление: одна из завершающих стадий процесса умирания, когда белая энергия отца, располагающаяся при жизни на макушке, опускается вдоль оси тела на уровень сердца. В это время растворяются 33 вида гнева. Прибежище: встреча с собственной природой Будды . Обращение к ценностям, на которые действительно можно положиться. Принятие Прибежища у Ламы является ритуальным началом пути. Это создает связь между просветленной природой ума ученика и вневременной мудростью Будды . В качестве доброго знака дается буддийское имя и состригается немного волос, что является символическим напоминанием о соответствующем поступке Будды: он отрезал волосы, после того как оставил отчий дом, решив посвятить все свое время и энергию поиску Просветления. Просветленный настрой (бодхичитта): Окончательный (абсолютный) Просветленный настрой являет собой постижение неразделимости пустоты и сочувствия, спонтанной и свободной от усилий активности без размышлений и колебаний. Субъект, объект и действие больше не воспринимаются как отделенные друг от друга. Пространство: пространство вневременно, оно есть везде в качестве присущей всем возможности ума. Оно содержит в себе знание, переживает радость и выражает себя как любящее и разумное. Постоянное знание этого пространства в себе и вокруг себя является полным Просветлением . Часто неправильно понимаемое как ничто, некое отсутствие или черная дыра, в действительности оно все объединяет. Будда описывал его как пустоту ; оно охватывает и знает все времена и направления. Пустота – это действительная, окончательная природа всех внешних и внутренних явлений, ее невозможно понять посредством концепций. Пхова благословения (для себя): медитация, в которой учатся переносить ум из своего тела в сердечный центр Будды Безграничного Света и таким образом подготавливаются к предстоящей в будущем смерти. Эта практика избавляет от страха и позволяет попасть в Чистую страну Высшей радости, когда жизнь подойдет к концу. Там можно развиваться до Просветления. Пхова в Состояние излучения (Нирманакайя-пхова): возможность попасть в силовое поле великой радости , открытая с десятого по сорок девятый день после смерти, если при жизни человек желал переродиться в этой Чистой стране и отчетливо представлял себе Будду. Пхова в Состояние истины (Дхармакайя-пхова): возможность достичь Состояния истины, возникающая через 20–30 минут от последнего выдоха при использовании методов тудам или чёдрал (удержание ума в сердце), джалю (радужное тело) или «выдох в пространство»; они применимы, если практикующий умел сохранять непосредственное осознавание в фазе слияния в медитации . Пхова в Состояние радости (Самбхогакайя-пхова): шанс достичь Освобождения, который можно использовать с 68-го часа после смерти по десятый день. Нужно увидеть воспринимаемое как формы Будд или как иллюзии; это получится, если в медитации практикующий переживал подобную сну природу вещей. Пхова для других (Крючки сочувствия): практика, позволяющая помочь во время и после смерти (за исключением периода 68 часов без сознания) попасть в Чистую страну высшей радости , вплоть до 49-го дня после ухода. Радужное тело (джалю): опытные мастера медитации в процессе умирания могут трансформировать свое тело в энергию, оставляя после себя только физические части лишенные нервов (например, волосы и ногти). См. также пхова в Состояние истины . Рангтонг: «пустой сам по себе». Взгляд на пустоту, согласно которому ни наше «я», ни воспринимаемые явления не обладают собственной природой. Состояние истины (чёку, дхармакайя, «тело явлений»): одно из Трех состояний Просветления. Состояние истины – это само вневременное Просветление , пустая природа ума . Является основой Состояния радости и Состояния излучения . Это абсолютная сущность, суть Будды , вне всяких форм, качеств и ограничений. Состояние радости (самбхогакайя): одно из Трех состояний Просветления. Просветленное выражение ясности ума, его свободной игры и опыта высшей радости. Это состояние переживается, когда ум с уровня бесстрашия узнает богатство своих возможностей. Проявляется из Состояния истины в виде разнообразных Будд. Высокоразвитые Бодхисаттвы могут встречаться с ними и получать от них поучения. Состояния формы (рупакайя): Состояние радости и Состояние излучения. Ступа воплощает преобразование всех чувств и первоэлементов в пять видов просветленной мудрости и пять семейств Будд . Тантра: часть Великого пути , важнейшими средствами в которой являются отождествление с Просветлением и поддержание чистого видения . Тантраяна (путь Тантры) – синоним Ваджраяны и Мантраяны (путь мантры ). Цель – состояние Будды – здесь превращается в средство. Это быстрая дорога к Просветлению , предпосылками для которого являются доверие к собственному уму и сочувственный настрой. Тенгьюр: собрание комментариев индийских мастеров к поучениям Будды (Кангьюр ), его разные издания содержат от 225 до 256 томов. Тигле (бинду или тилака ): сущность энергии; охватывает пять элементов и содержит жизненную энергию. Возникает на уровне сердца при зачатии и затем расходится вслед за белой отцовской сущностью вверх и материнской красной вниз, образуя центральный канал . Три состояния Просветления (трикайя): Состояние истины (дхармакайя ) связано с опытом бесстрашия, Состояние радости (самбхогакайя) связано с опытом необусловленной радости, Состояние излучения (нирманакайя) связано с опытом необусловленного сочувствия. Тудам: «Удерживать ум в сердце». Разновидность пховы в Состояние истины. После смерти опытного мастера ум в состоянии таковости остается в теле на уровне сердца. Тулку (нирманакайя): одно из Трех состояний Просветления . См. также Состояние излучения . Выражает способность ума беспрепятственно проявляться из пространства. В высшем смысле понятие «нирманакайя» относится к историческому Будде . Он – «совершенный тулку». Другие разновидности тулку – это «тулку-эксперт», который действует на благо других, например как целитель, деятель искусства или науки; и «воплощенный тулку», который может принять рождение даже в теле животного, чтобы помогать существам. Некоторые из тулку с самого начала помнят свои прошлые жизни, другие нет. Проявляются, чтобы открыть существам доступ к их природе Будды . Тулку дословно означает «иллюзорное тело». Тулку не считают, что являются своим телом – они используют тело как инструмент для работы на благо всех существ. Фазы медитации: ) фаза построения: практикующий вызывает в уме образ определенного Будды; ) фаза мантры: повторяет мантру ) фаза завершения: все превращается в осознавание и практикующий покоится в нем. Чакра: одно из пяти колес энергии, расположенных на центральном канале и состоящих из ответвляющихся от него «спиц». Головная чакра с 32 спицами управляет телом, горловая (16 спиц) – речью, сердечная (8 спиц) отвечает за ум и беспрепятственный доступ к пространству, чакра в пупке (64 спицы) связана с фантазией и творчеством, а тайная чакра (32 спицы), расположенная на четыре пальца ниже пупка, – за жизненную и сексуальную силу. Чод («рассечение»): требующая высокого уровня медитация на Йидама, нацеленная на прорыв сквозь иллюзию эго. Чёньи бардо: переживание дхарматы или промежуточного состояния таковости; опыт пространства истины, достижимый при высоком уровне развития непосредственно в момент смерти; соответствует переживанию Состояния истины. Чистая страна Будды Безграничного Света. Достичь ее особенно легко – благодаря прежним пожеланиям Будды Безграничного Света и пхове. Чистое видение (или чистый взгляд): Практикующий учится видеть мир и существ как самоосвобождающую игру пространства. Шентонг: «пустой от других». Понимание пустоты, общепринятое в традициях Кагью, Сакья и Ньингма. Означает свободу от любых поверхностных завес. Базовое сознание переживает пустоту , но само по себе не является «вещью»; этот подход называется также Великим срединным путем (маха мадхьямака). Ясность (салва): пустота , ясность и безграничность – три неотделимых друг от друга качества ума. Ясность – это присущая уму способность к непрерывному восприятию, переживанию. При достижении Просветления она соответствует Состоянию радости . Ясный свет: переживание пустоты , в котором пространство и явления становятся едины.
Биографические примечания Хамбо Лама (1852–1927): бурятский лама, сохранивший свое тело после смерти с помощью особой медитации. На сегодняшний день его тело совершенно не разлагается, его можно увидеть в Иволгинском дацане (монастыре) рядом с Улан-Удэ (столицей Бурятии).
_________________ Не важно, что написано. Важно, как понято.
Последний раз редактировалось Соня 18-11, 11:26, всего редактировалось 1 раз.
|