Христианский ФОРУМ

Текущее время: 02-03, 19:05

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 13-06, 13:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 09-06, 17:37
Сообщения: 5
Откуда: Краснодар
Тождественность и соотношение «образа» и подобия» Божьих исследовали многие, как богословы раннего христианства (изречение Оригена было показано в первом посте), так и современности. В качестве примера, рассмотрим некоторые выдержки из «Догматического богословия» доктора богословия, профессора, протоиерея Ливерия Воронова.

Он пишет: «Часто обращали и обращают внимание на то, что в 26-м стихе 1-й главы Книги Бытия говорится о намерении Бога сотворить человека по образу и подобию Божию, тогда как в стихе 27-м той же главы сказано лишь о сотворении по образу Божию: 1, 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему («бецалмену») и по подобию Нашему («бидмутену»)…» 1,27: «И сотворил Бог человека по образу Своему («бецалмо»), по образу Божию («бецелем Элогим») сотворил его… …Так, святитель Василий Великий рассуждает: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию»… Это волеизъявление содержит два элемента: «по образу» и «по подобию». Но созидание содержит только один элемент… ведь здесь (то есть в стихе 27-м) Он сказал «по образу», но не сказал «по подобию»… …Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волей приобретаем мы бытие по подобию Божиему… …Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно: «Сотворим» и «по подобию», если бы нам не была дарована возможность стать «по подобию», то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божия. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение… …Подобно святителю Василию, отличает «образ» от «подобия» святой Иоанн Дамаскин: «Выражение "по образу", — пишет он, — обозначает разум и свободу воли; выражение же "по подобию" — уподобление Богу чрез доброделание, насколько это возможно»… …Однако такое различение не является общим для святых Отцов. «Святой Афанасий, — замечает профессор архимандрит Киприан (Керн), — по-видимому, не делает различия между образом и подобием». Кирилл Александрийский не одобряет этого различия, считая оба слова имеющими одно значение…», - то есть речь идет о тождественности одного слова другому относительно лексического значения.
Далее Л. Воронов подтверждает: «По мнению митрополита Филарета (Дроздова), «образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собой вещи: потому что в слове Божием часто употребляется одно из этих слов в том же значении, как и оба вместе…».

О соотношении «образа» и подобия» Л. Воронов пишет: «Неупоминание же о подобии Божием в Быт.1:27, на которое, в целях нравственного назидания и побуждения к усовершенствованию, обращает внимание слушателей святитель Василий Великий, имеет свое значение для подчеркивания оттенков смысла двуединого понятия: «богообразность — богоподобие». «Образ» напоминает преимущественно о даре Божием человеку, «подобие» — о духовно-нравственной обязанности человека хранить этот дар и содействовать его просиянию». Здесь несколько внесем коррективы. Бог Сам решил сохранять этот дар, почему «и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). «Дерево жизни» или Христос - как символ образа Божьего души.

По этому поводу Л. Воронов продолжает: «Нет возможности из самого библейского текста со всей бесспорностью определить, что именно в книгах Священного Писания подразумевается под образом Божиим в человеке. Поэтому отцы и учители Церкви по-разному отвечали на этот вопрос. «Следует напомнить, что в древнейшее время усматривали образ Божий в одной какой-то способности человека, тогда как со временем церковные писатели готовы под образом Божиим понимать совокупность духовных дарований или способностей, да и вообще в это библейское выражение вкладывали все больший и больший объем содержания», - таким образом, склоняясь к тому, что, все же душа сама в совокупности ее свойств – и есть образ Божий.

На этот счет дан краткий анализ.
Трактовка: «Бог есть абсолютный разум, и человек также есть существо разумное». Несомненно, человек разумен и достоин человеческого достоинства, но не Божественного, ибо человеческая разумность по свободной воле легко используется, как на добро, так и во зло, ввиду несовершенства души. А Бог - Совершенный Разум, не только неподвластный злу, но и исправляющий зло: «будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божьим, так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божьим вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых» (Иез.28:2-8)

Трактовка: «Бог есть абсолютный Дух, и человек имеет в своем составе нематериальную составляющую – душу» или «Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие души». Бог есть Дух и вечен. Душа живой потенциал Бога, имеющий вероятность духовного падения, покуда не соединится со своим образом Бога. И душа может быть потеряна окончательно в безвозвратном духовном падении, пройдя через «вторую смерть» (Откр.21:8).

Трактовка: «Бог свободно творит и человек способен свободно участвовать в Божественных совершенствах» и «Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной».
Если Господь, царствуя над всеми вселенными, творит только Жизнь, то человек «наделенный земным царским достоинством», творит и смерть в том числе, о чем наглядно говорит история и нынешнее состояние планеты, когда она поставлена на грань экологической катастрофы; и на этом человек не останавливается в собственном безумстве.


Потом же профессор делает превосходный акцент: «В Новом Завете понятие об образе Божием ставится в прямую связь с христологией и сотериологией. Истинный Образ Божий есть Христос. Он есть «образ Бога невидимого» δς έστιν εικων τοΰ Θεοΰ τοΰ αοράτου (2 Кор. 4, 4; Кол. 1, 15); «сияние славы и образ ипостаси Его» ός ών οπαυγασμα τής δόξης καί χαρακτήρ τής υποστάσεως αύτοΰ (Евр. 1, 3). Имея это в виду, можно сказать, что богообразность есть христообразность…

Только когда он утверждает, что: «В общении со Христом человек восстанавливает в себе образ Божий, помраченный грехом…», - смеем заметить, что образ Божий, или «дерево жизни», или Христос не помрачается грехом, ибо находятся под защитой Господа. Душа же действительно помрачается грехом, почему и, пока не обрела вечной жизни, соединившись со своим образом Божьим, имеет относительное бессмертие, т.е. бессмертие относительно физического тела, которое умирает. Сама же душа, пока не вырвалась из пут материального мира, имеет потенциальную угрозу окончательно умереть во «второй смерти».

И потому согласимся с акцентом Л. Воронова: «Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:49). Как Адаму первому, так и Адаму последнему, т.е. всем нам, сохраняющим единство с Богом, надлежало и надлежит уподобиться образу Божьему. Посему выражаем согласие и со следующей ссылкой профессора: «Возлюбленные,— говорит святой апостол Иоанн Богослов, — мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» όμοιοι αύτω έσόμεθα (1Ин.3:2).

А «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим.8:29)

_________________
С уважением K-17


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB