Христианский ФОРУМ

Текущее время: 28-03, 22:54

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 06-01, 15:52 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-12, 10:02
Сообщения: 1050
Откуда: Россия
Недоказуемая причинность.
Поскольку все виды космологического доказательства основаны на принципе причинности (см. ПРИНЦИП ПРИЧИННОСТИ), без этого принципа доказательство рассыплется. Но можно ли доказать сам этот принцип? Обычно мы полагаем, что он самоочевиден и основан на опыте. Но опыт может быть лишь иллюзией. Все, что не основано на опыте, является просто логической тавтологией, то есть истинно только по определению и само по себе не может быть доказано.
Это критика восходит к гносеологическому атомизму Юма - к представлениям о том, что все наши эмпирические впечатления являются «совершенно неупорядоченными и обособленными». Юм полагал, что необходимые причинно-следственные связи не могут быть выявлены нами эмпирически, на основе чувственного опыта. Но причинность обосновывается метафизической необходимостью. Мы не должны полагаться исключительно на эмпирические наблюдения. Сам Юм никогда не отрицал, что сущности имеют причину своего существования. Он утверждал: «Никогда я не выдвигал такой абсурдной посылки, будто бы хоть что-то может появиться без причины» (Hume, The Letters of David Hume, 1.187).
С онтологической точки зрения опрометчиво было бы заявлять, будто бы нечто может появиться из ничего. Принцип причинности, применяемый Фомой Аквинским, формулируется так: «Каждое ограниченное существо имеет причину для своего существования». Этот принцип основан на той фундаментальной реальности, что небытие не может породить бытие; «ничто» не может породить нечто. Чтобы что-то было произведено, нужна производящая причина (см. ПРИНЦИП ПРИЧИННОСТИ).
Потребность в причине существования вытекает из самой природы финитных, изменчивых существ, которые состоят из существования (актуальности) и сущности (потенциальности). Существование, как таковое, еще не ограниченно; всякое ограниченное существование ограничено чем-то, отличным от самого существования (этот ограничивающий фактор мы будем называть «сущностью»); все, что ограниченно, порождено причиной, так как быть ограниченным в бытии - значит быть порожденным для определенного, финитного типа бытия. Ограниченное существование есть существование, порожденное причиной.
Далее, все ограниченные существа есть существа неоднородные, они состоят из существования и сущности. Их сущность и ограничивает тот тип существования, который для них доступен. И наоборот, безграничное Существо есть Существо однородное (то есть бессоставное). Подобное Существо не имеет ограничивающей сущности как таковой. Его сущность тождественна Его безграничному существованию. Потребность в причине, таким образом, выводится из анализа того, что представляют собой финитные существа. По результатам нашего исследования, финитное существо оказывается существом порожденным, а порожденное существо должно иметь свою порождающую причину.

Противоречия причинности.
Многие оппоненты теистов неверно понимают принцип причинности. Они полагают, будто бы этот принцип утверждает, что «всякая вещь имеет свою причину». Если бы это было так, отсюда бы следовало, что мы никогда не сможем завершить поиск причин, даже будем искать причину Бога. Однако этот принцип отнюдь не следует формулировать в виде: «Всякое существо имеет свою причину». Вместо этого нужно говорить: «Всякое финитное, лишь возможное существо имеет свою причину». Тогда не возникнет никаких противоречий между наличием Первой Причины, которая не является существом, лишь возможным, и принципом причинности, настаивающим, что причину должно иметь всякое финитное существо. Как только мы дойдем до Существа инфинитного и необходимого, отпадает потребность в поиске дальнейших причин. Необходимое существо объясняет (обосновывает) собственное существование. Оно существует потому, что должно суще¬твовать. Оно не могло бы не существовать. Только то, что может не существовать (то есть существа, лишь возможные), нуждается в объяснении. Спрашивать относительно необходимого существа, почему оно должно существовать, - все равно, что спрашивать, почему необходимость должна быть необходимой или почему круги должны быть круглыми.

_________________
Когда следуешь по пути Христа, то обязательно подходишь к Голгофе. Это место можно обойти и большинство из нас его благополучно минует. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу и поднимаются за Распятым на Голгофу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB