Христианский ФОРУМ

Текущее время: 14-08, 08:48

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 06-01, 15:41 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-12, 10:02
Сообщения: 1050
Откуда: Россия
Причина Бога.
Как утверждал Бертран Рассел, если все нуждается в причине, то нуждается в ней и Бог. А если все вещи не нуждаются в причине, не нуждается в ней и мир в целом. Однако в любом случае Первая Причина нам не нужна.
Большая (первая) посылка здесь неверна. Теисты отнюдь не утверждают, будто бы все нуждается в причине. Принцип причинности указывает, что только то, что имело свое начало (и является финитным) нуждается в причине. Если что-то не имело начала, то ему, очевидно, не нужен был и Зачинатель. Атеисты, такие как Рассел, признают, что Вселенная не нуждается в причине - она просто «есть». Если Вселенная может просто «быть», без причины, то почему не может Бог?

Произвол, или не Высшая сущность.
Рассел полагал, что нравственный закон либо выше Бога, либо следует из Его воли. Но если закон вне Бога, то Бог не есть Высшая сущность, так как Он подчинен Закону (и поэтому не есть Высшее Благо). А если именно Бог решает, что нравственно, то это произвол, и Он не является сущностно благим, в каковом случае не заслуживает нашего поклонения. Итак, в любом случае не существует Бога, достойного так называться.
Теисты отвечают двояко. Волюнтаристы берут быка этой дилеммы за рога, соглашаясь, что нравственный закон вытекает из Божией воли, но отрицая, что это произвол. Бог есть источник всякого блага. То, что Он по Своей воле назовет праведным, и будет праведным. А то, что Он по Своей воле расценит как неправедное, будет неправедным. Божия воля и есть суд Высшей справедливости.
Представители эссенциализма проходят между рогов дилеммы, указывая, что есть еще одна альтернатива - Божия воля подчинена тому, что есть сущностное Благо, но это Благо есть собственная неизменная сущность Бога. Иными словами, нечто не есть благо просто потому, что такова Божия воля (это волюнтаризм). Наоборот, Божия воля такова, потому что это благо. Это благо, потому что соответствует Его неизменно благой сущности. При такой трактовке Божия воля не есть произвол и Бог остается Высшей сущностью.

Всемогущество.
Теисты утверждают, что Бог всемогущ. Но многие неверующие отрицают, что это возможно. Логика их возражений такова:
1) Если бы Бог был всемогущ, Он мог бы сделать все.
2) А если бы Бог мог сделать все, Он смог бы сделать камень настолько тяжелый, что не смог бы его поднять.
3) Но если Бог не сможет поднять такой камень, значит, Он не может сделать все.
4) Поэтому всемогущий Бог, Который может сделать все, не может существовать.
При такой формулировке теисты отвергают первую посылку, как неверное определение всемогущества. Бог не может в буквальном смысле слова сделать все. Он может сделать только то, что может быть сделано в соответствии с Его сущностью как Бога. И Он не может сделать то, что логически или фактически невозможно. Бог не может сделать определенных вещей. Он не может перестать быть Богом. Он не может войти в противоречие со Своей сущностью (ср. Евр. 6:18). Он не может сделать то, что логически невозможно, например, квадратный круг. Точно так же, Бог не сможет создать камень, настолько тяжелый, что не смог бы его поднять, по той простой причине, что Он может создавать только финитные сущности. А все финитное подвластно Его финитному могуществу. Если Он может сделать этот камень, Он сможет его поднять.

Одновременно Добро и Зло, бытие и небытие.
Противники теистов заявляют: если Бог инфинитен, то Бог есть все, в том числе прямые противоположности. Он есть и Добро, и Зло. Он одновременно совершенен и несовершенен. Он также есть и Бытие, и Небытие. Но это противоположности, а Бог не может быть противоположностями. Далее, теисты не смогут согласиться с тем, что Бог есть Зло или что Он не существует. Следовательно, теистического Бога не существует.
Теисты отвергают ту посылку, что Бог есть все; Он есть только то, что Он есть - абсолютно совершенное Существо. И Бог не есть то, чем не является - существом несовершенным. Бог - это Творец, а не творение. Бог - это чистое и необходимое Бытие. Так что Он не может не существовать. Бог не может быть противоположностью к тому, что Он есть, точно так же, как треугольник не может быть квадратом и круг не может быть прямоугольником.
Когда мы говорим, что Бог безграничен или инфинитен, мы не подразумеваем, что Он есть все. Из этого не следует, например, что Бог ограничен и финитен. Безграничное не может быть ограниченным. Несотворенный Творец не может быть сотворенным творением. Эталон для всякого блага не может быть Злом.

Проекция воображения.
Людвиг Фейербах утверждал, что люди создали Бога по своему образу и подобию. Бог есть только проекция того, что мы думаем о самих себе. Идея Бога происходит от наших представлений о человеческих существах. Поэтому Бог есть только психологическая проекция этих идей. Вне них Он не существует.
В такого рода рассуждениях допускается серьезная ошибка: кто может знать, что Бог «не более чем» проекция, не имея знания о «более чем»? Суть этого довода можно выразить так:
1) Бог существует в человеческом сознании.
2) Но люди не могут выйти за пределы своего сознания.
3) Следовательно, вне нашего сознания Бога не существует.
Изъян этого умозаключения содержится во второй посылке. То, что мы не можем выйти за пределы нашего сознания, еще не означает, что вне нашего сознания ничего не существует. Я не могу выйти за пределы своего сознания, но знаю, что вне моего сознания существуют другие сознания, с которыми я общаюсь. Коль скоро мы не можем выйти за пределы нашего сознания, то Фейербах не может утверждать, что там нет Бога. Откуда он может знать, что там нет Бога, если наше знание не простирается за пределы нашего сознания? Высказывания типа «не более чем» (например, «Бог есть не более чем проекция нашего воображения») предполагают знание «более чем».
Из того, что мы не выходим за пределы нашего сознания, еще не следует, что в нашем сознании нет представления о вещах, находящихся вне нас. Мы не можем оказаться за этими пределами, но мы можем заглянуть за эти пределы. Именно такую возможность и дает нам познание. Сознание - это не всегда самопознание. Мы также сознаем существование других. Читая книгу, мы не просто осознаем собственные идеи; мы общаемся с другим разумом, породившим слова, из которых мы и черпаем эти идеи. Наше сознание действительно простирается за наши пределы. Это позволяют нам сделать наши ощущения и наш разум.

Иллюзия.
Зигмунд Фрейд утверждал, что Бог есть иллюзия - нечто, во что мы хотели бы верить, но не имеем для этого иных оснований, кроме нашего желания. Вкратце, они выглядят примерно так:
1) Иллюзия есть то, что основано исключительно на своевольном желании, а не на реальности.
2) Вера в Бога имеет черты иллюзии.
3) Следовательно, вера в Бога есть лишь своевольное желание, не основанное на реальности.
Разумеется, при такой формулировке теисты оспаривают малую (вторую) посылку. Не все, кто верит в Бога, делают это просто потому, что им хочется иметь Космического Утешителя. Некоторые ищут Бога, потому что жаждут реальности; другие приходят к Богу, потому что хотят знать истину, а не просто потому, что хотят хорошо себя чувствовать. Бог - не только заботливый Отец, Он также карающий Судия. Христиане верят в преисподнюю, хотя никто в действительности не хочет, чтобы это оказалось правдой. Собственно говоря, Фрейд мог бы рассмотреть вопрос с противоположной стороны: может быть, наши представления о земных отцах выстроены по аналогии с Богом, а не наоборот. Безусловно, стремление человека к Богу не является единственным основанием для веры в то, что Бог существует (см. БОГ: СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ). Рассуждения Фрейда, в лучшем случае, относятся к тем, кто не знает никакой другой основы для своей веры, кроме своего желания, чтобы Бог существовал.
Более того, реальность существования Бога не зависит от тех соображений, хотят люди или не хотят, чтобы Он существовал. Бог либо существует, либо нет. Наши желания не могут ни на дюйм сместить истину в ту или другую сторону. Не исключено, что как раз неверие Фрейда есть иллюзия, основанная на его своевольном желании не следовать Богу и не покоряться Ему (ср. Пс. 13:1; Рим. 1:18-32).

_________________
Когда следуешь по пути Христа, то обязательно подходишь к Голгофе. Это место можно обойти и большинство из нас его благополучно минует. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу и поднимаются за Распятым на Голгофу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  

| |

cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB