На интересную мысль наткнулась.
Цитата:
Общую суть протестантского подхода я объясню очень коротко, а кому покажется, что я серьезно ошибаюсь, тот пусть в комментах меня поправит. Главная идея состоит в том, чтобы освободить слова Бога Живого, Благую Весть из плена официальной католической цервки, суть - из застывших форм, которые не присущи этой сути изначально. Живую молитву - из омертвевшей обрядности. Керигму - то бишь эту самую Благую Весть - от Мифа, который есть не что иное как обертка, и не несет в себе никакой святости. Ветхий и Новый Заветы, согласно протестантской философии, содержат в себе миф и керигму, перемешанные друг с другом, поэтому нужно высвобождать из Библии керигму, не привязываясь к мифу. Таким образом, то что Бог создал мир за семь дней и вылепил Еву из ребра Адама, или то что Иисус творил такие-то чудеса, это всего лишь миф, в который не обязательно верить. Он просто является оберткой для керигмы, мифом, подходившим на момент получения Благой Вести под представления людей о реальности и помогавшим усвоить и понять керигму. Так мы сейчас глотаем капсулу, в которой заключено лекарство. Капсула растворится в желудке, и лекарство беспрепятственно всосется в кровь. Сейчас мы, заново получая Благую весть, не обязаны привязываться к тогдашнему мифу: под наши представления о реальности он не подходит, нам нужен новый миф. И когда он в свою очередь сойдет со сцены, нам тоже будет не о чем переживать: судьба мифа - меняться, ведь это всего лишь обертка. Миф, в принципе, дело хорошее и полезное, но когда он начинает мешать усвоению керигмы, надо его смело менять.
Другой вариант, еще более радикальный: мы уже настолько культурно зрелые, что можем вовсе отбросить первобытную наивность и воспринимать чистую керигму, без мифа вообще. Впрочем, опыт показывает, что миф все равно будет, той или иной толщины. И споры различных религиозных направлений и сект сводятся, по сути, к облику современного мифа, который хочется сделать однообразным для всех. Но возможно, что миф вообще должен быть групповым, а в пределе личным, на фоне общей индивидуализации нашего времени.
Если смотреть на академическую иудаику, имея в виду эту протестантскую парадигму, то становится понятно, почему, например, филологи возятся со своими изводами Мишны с таким воодушевлением, как будто они получают Тору на Синае. Независимо от того, религиозные это филологи или светские. Потому что на самом деле именно это они и делают: вновь получают Тору. Их пафос в провозглашении "правильной", "изначальной" версии Мишны - это пафос Откровения. И неважно, что это Откровение опровергает старые догмы. Напротив, это даже хорошо. Это освобождает керигму от мифа, от "пут церкви". Поэтому крайний полюс библейской критики - воинствующий атеизм - тоже не страшен керигме. Кто сказал, что керигма должна быть непременно привязана к вере в Бога? Возможно, что так называемый Бог - это тоже отживший миф, просто особенно толстый, который давно не обновлялся. Его уже тяжело нести, но все еще жалко выбросить. И если есть люди или группы, которым этот миф мешает воспринимать керигму, то они могут спокойно его отбросить.
Полный текст здесь
http://aylis.livejournal.com/89780.html?nc=7