Христианский ФОРУМ http://missija.flyfolder.ru/ |
|
Стяжание Святого Духа http://missija.flyfolder.ru/topic478.html |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Малыш [ 29-10, 15:17 ] |
Заголовок сообщения: | Стяжание Святого Духа |
Из книги Константина Карпова "Соблазн православия" http://www.fogot.ee/karpov/ "Чрезвычайно распространенной доктриной практического богословия в народном православии является доктрина «стяжания Духа Святого». Смысл её сводится к следующему. Чтобы спастись христианин должен аккумулировать в себе благодать Святого Духа в течении всей своей жизни. Такая аккумуляция происходит через «покаяние», под которым понимается совершение христианином разных дел и выполнение молитвенных правил. Видимо, предполагается, что, накопив некоторое определенное количество благодати, христианин освятится (обожится) достаточно для спасения. Эта доктрина вряд ли когда-нибудь будет догматизирована официально по причине своей полной несостоятельности. Укажу, для примера, два независимых аргумента сражающих эту доктрину «на смерть»: 1. Становится совершенно непонятным, как тогда спасались ветхозаветные люди? Если благодать Святого Духа была доступна для аккумуляции в ветхозаветное время, то почему ветхозаветные праведники были в аду до Крестной Жертвы? Если благодать не была доступна (или недостаточно доступна), то, как они спаслись в момент Крестной Жертвы, неужели в аду «добрали» недостающую благодать? Значит и в аду можно стяжать Духа Святого? В лучшем случае православные что-нибудь вяло промямлют об особом пути спасения ветхозаветных людей – но будет видно, что они сами обескуражены и не верят своему «объяснению». 2. Известно, что ни один, даже великий, православный подвижник никогда не заявлял о себе: всё, вот я – обожен, я – свят. Все они до конца говорили, что остро нуждаются в покаянии. Как это понимать? Неужели никто не спасён? На это обычно отвечают тремя возможными ответами: А) Когда аккумулируешь благодать сам её не замечаешь. Т.е. – да, в действительности они были обожены, но сами этого не видели и не знали. Совершенно непонятно становится, во-первых, что это за спасение такое, когда человек сам не может адекватно оценить своё состояние? Второе и главное – как можно стяжать то, чего сам никак не видишь и не чувствуешь? Б) Они знали что святы, но … кокетничали. Как девице мы делаем комплимент: «какая Вы сегодня красавица», а она жеманится и говорит «да что Вы, да что Вы!», а сама знает про свою привлекательность, так и святые: «нет, нет, я – грешный, я - грешный», а сам в себе конечно, понимает, - грешный-то грешный, но не Гитлер же, в конце концов. Оставлю этот ответ без комментариев, он сам себя обличает. В) Иногда православные дают правильный ответ: по мере освящения (обожения) человек духовно прозревает и начинает видеть свой грех яснее. Это совершенно верно. Запущенный грешник бесчувственен ко греху как мертвец. Но на этот правильный ответ у меня есть правильный вопрос: если человек, только «слегка приподняв голову», только немного освятившись, начал постигать всю свою реальную непригодность для Царствия Небесного, то представьте каким бесконечным грешником он выглядит в глазах бесконечно Святого Бога! И как же тогда он с этой своей «святостью» думает устоять на нелицеприятном Суде Божьем? Но, несмотря на очевидную несостоятельность этой доктрины, её популярность завораживающа. При этом каждый православный, чувствуя в совести своей (если, конечно, не прельстится), что он никогда не освятится (обожится) достаточно для спасения, уповает на то, что эту недостачу покроет его церковность. Это такое «инфантильное смирение»: я-де, конечно, не освящусь, но вот кто-то другой – о, да, герой веры, - смог и у него так много этого освящения, что он и со мной им поделится. А почему с тобой, а не со мной? А потому что по блату – он меня знает как православного, а ты - лютеранин. Да я сам пребывал в плену такой доктрины продолжительное время. В целом возникает достаточно несложная форма человеческой религиозности, которую также можно выразить нашей универсальной формулой: Человек спасается ради покаяния через посредничество церковности. |
Автор: | Малыш [ 29-10, 19:24 ] |
Заголовок сообщения: | |
Кто против? |
Автор: | Сергиус [ 07-12, 09:31 ] |
Заголовок сообщения: | |
Малыш, а почему вы не поместили эту тему в раздел РПЦ? Я не всегда появляюсь в других разделах. Малыш писал(а): Кто против? Ну естественно я ! Кто ж еще здесь будет против критики РПЦ. Действительно, в записках купца Мотовилова есть учение о "Стяжании Святого Духа" Но, Мотовилов не является учителем Церкви. Он не прославлен в лике святых. Он даже не имел богословского образования К тому же страдал недугом беснования. Вопросом о необходимости стяжания Святого Духа Мотовилов интересовался задолго до знакомства с Серафимом Саровским. Свою беседу с Серафимом Саровским он записал по памяти, поэтому вполне возможно, что допустил неточности, а может быть, даже невольно выдал свои мысли за слова отца Серафима. В любом случае к запискам Мотовилова церковь относится с большой осторожностью, и как правильно сказал Константин Карпов это учение скорее всего не будет просто считаться частным мнением купца Мотовилова. Теперь о состоятельности этого учения. Лично я чего то очень ужасного в нем не вижу. Вот основные мысли: В беседе говорится, что ни пост, ни молитва, ни добродетели не являются целью христианской жизни и не спасают человека. Вполне христианская мысль! Пост, добрые дела и молитва являются средством в стяжании Святого Духа. Сложно сказать в какой степени можно согласиться с этим утверждением. Ведь Писание говорит Иоан.3:8 Дух дышит, где хочет. Но с другой стороны особыми благодатными дарами обладали именно люди праведные и добродетельные. Цитата: Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего Тоже сложно сказать, насколько правильно это утверждение. Ведь цель христианской жизни- спасение! Но с другой стороны, нас спасает Бог, через жертву Иисуса христа, по благодати Святого Духа. (ох, как бы самому не запутаться и ересь какую-нибудь не ляпнуть ) Ну а рассуждениях о необходимости стяжания Святаго духа- вполне Евангельская мысль! Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. (1-е Кор. 12:29-31) Малыш писал(а): Становится совершенно непонятным, как тогда спасались ветхозаветные люди? Вопрос о спасении ветхозаветных людей сложен сам по себе, даже без учения о стяжании Святого Духа. Малыш, вы прекрасно об этом знаете. Поэтому те же самые вопросы я могу задать даже вам! Цитата: Известно, что ни один, даже великий, православный подвижник никогда не заявлял о себе: всё, вот я – обожен, я – свят. А здесь Карпов просто передергивает мысли. Праведники действительно не говорили, что они безгрешны, или что они спасены. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. (1-е Иоанна 1:8) Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: ( Еф 2:8) Поэтому, как человек может заранее знать спасен он или нет. Это решает Бог. А вот о своих дарах Духа святые знали и говорили. Цитата: Они знали что святы, но … кокетничали. Как девице мы делаем комплимент: «какая Вы сегодня красавица», а она жеманится и говорит «да что Вы, да что Вы!», а сама знает про свою привлекательность Они не знали о своей святости. Они видели свои грехи и оплакивали их, в надежде на милосердие Божье.Цитата: если человек, только «слегка приподняв голову», только немного освятившись, начал постигать всю свою реальную непригодность для Царствия Небесного, то как же тогда он с этой своей «святостью» думает устоять на нелицеприятном Суде Божьем?
через веру, и сие не от вас, Божий дар: ( Еф 2:8):-D В целом статья бредовая. Либо Константин Карпов плохо разбирается в Православии, либо просто умышленно искажает вероучение Православной Церкви. Конечно записки Мотовилова не катят на роль вероучительного документа, но для домашнего чтения вполне приемлемы. |
Автор: | Aster [ 07-12, 10:59 ] |
Заголовок сообщения: | |
"Записки Мотовилова"-народный фолькор, к тому же, как признают некоторые священники, весьма сомнительный. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |