Малыш, а почему вы не поместили эту тему в раздел РПЦ?
Я не всегда появляюсь в других разделах.
Малыш писал(а):
Кто против?
Ну естественно я ! Кто ж еще здесь будет против критики РПЦ.
Действительно, в записках купца Мотовилова есть учение о "Стяжании Святого Духа"
Но, Мотовилов не является учителем Церкви.
Он не прославлен в лике святых.
Он даже не имел богословского образования
К тому же страдал недугом беснования.
Вопросом о необходимости стяжания Святого Духа Мотовилов интересовался задолго до знакомства с Серафимом Саровским.
Свою беседу с Серафимом Саровским он записал по памяти, поэтому вполне возможно, что допустил неточности, а может быть, даже невольно выдал свои мысли за слова отца Серафима.
В любом случае к запискам Мотовилова церковь относится с большой осторожностью, и как правильно сказал Константин Карпов это учение скорее всего не будет просто считаться частным мнением купца Мотовилова.
Теперь о состоятельности этого учения. Лично я чего то очень ужасного в нем не вижу.
Вот основные мысли:
В беседе говорится, что ни пост, ни молитва, ни добродетели не являются целью христианской жизни и не спасают человека. Вполне христианская мысль!
Пост, добрые дела и молитва являются средством в стяжании Святого Духа. Сложно сказать в какой степени можно согласиться с этим утверждением. Ведь Писание говорит
Иоан.3:8 Дух дышит, где хочет. Но с другой стороны особыми благодатными дарами обладали именно люди праведные и добродетельные.
Цитата:
Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего
Тоже сложно сказать, насколько правильно это утверждение.
Ведь цель христианской жизни- спасение! Но с другой стороны, нас спасает Бог, через жертву Иисуса христа, по благодати Святого Духа. (ох, как бы самому не запутаться и ересь какую-нибудь не ляпнуть
)
Ну а рассуждениях о необходимости стяжания Святаго духа- вполне Евангельская мысль!
Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. (1-е Кор. 12:29-31)
Малыш писал(а):
Становится совершенно непонятным, как тогда спасались ветхозаветные люди?
Вопрос о спасении ветхозаветных людей сложен сам по себе, даже без учения о стяжании Святого Духа. Малыш, вы прекрасно об этом знаете.
Поэтому те же самые вопросы я могу задать даже вам!
Цитата:
Известно, что ни один, даже великий, православный подвижник никогда не заявлял о себе: всё, вот я – обожен, я – свят.
А здесь Карпов просто передергивает мысли.
Праведники действительно не говорили, что они безгрешны, или что они спасены.
Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. (1-е Иоанна 1:8) Ибо благодатью вы спасены через веру,
и сие не от вас, Божий дар: ( Еф 2:8) Поэтому, как человек может заранее знать спасен он или нет. Это решает Бог.
А вот о своих дарах Духа святые знали и говорили.
Цитата:
Они знали что святы, но … кокетничали. Как девице мы делаем комплимент: «какая Вы сегодня красавица», а она жеманится и говорит «да что Вы, да что Вы!», а сама знает про свою привлекательность
Они не знали о своей святости. Они видели свои грехи и оплакивали их, в надежде на милосердие Божье.
Цитата:
если человек, только «слегка приподняв голову», только немного освятившись, начал постигать всю свою реальную непригодность для Царствия Небесного, то как же тогда он с этой своей «святостью» думает устоять на нелицеприятном Суде Божьем?
через веру, и сие не от вас, Божий дар: ( Еф 2:8):-D
В целом статья бредовая. Либо Константин Карпов плохо разбирается в Православии, либо просто умышленно искажает вероучение Православной Церкви.
Конечно записки Мотовилова не катят на роль вероучительного документа, но для домашнего чтения вполне приемлемы.