Христианский ФОРУМ

Текущее время: 28-03, 18:34

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Стяжание Святого Духа
СообщениеДобавлено: 29-10, 15:17 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-12, 10:02
Сообщения: 1050
Откуда: Россия
Из книги Константина Карпова "Соблазн православия"

http://www.fogot.ee/karpov/

"Чрезвычайно распространенной доктриной практического богословия в народном православии является доктрина «стяжания Духа Святого». Смысл её сводится к следующему. Чтобы спастись христианин должен аккумулировать в себе благодать Святого Духа в течении всей своей жизни. Такая аккумуляция происходит через «покаяние», под которым понимается совершение христианином разных дел и выполнение молитвенных правил. Видимо, предполагается, что, накопив некоторое определенное количество благодати, христианин освятится (обожится) достаточно для спасения.
Эта доктрина вряд ли когда-нибудь будет догматизирована официально по причине своей полной несостоятельности. Укажу, для примера, два независимых аргумента сражающих эту доктрину «на смерть»:
1. Становится совершенно непонятным, как тогда спасались ветхозаветные люди?
Если благодать Святого Духа была доступна для аккумуляции в ветхозаветное время, то почему ветхозаветные праведники были в аду до Крестной Жертвы?
Если благодать не была доступна (или недостаточно доступна), то, как они спаслись в момент Крестной Жертвы, неужели в аду «добрали» недостающую благодать? Значит и в аду можно стяжать Духа Святого?
В лучшем случае православные что-нибудь вяло промямлют об особом пути спасения ветхозаветных людей – но будет видно, что они сами обескуражены и не верят своему «объяснению».
2. Известно, что ни один, даже великий, православный подвижник никогда не заявлял о себе: всё, вот я – обожен, я – свят. Все они до конца говорили, что остро нуждаются в покаянии. Как это понимать? Неужели никто не спасён? На это обычно отвечают тремя возможными ответами:
А) Когда аккумулируешь благодать сам её не замечаешь. Т.е. – да, в действительности они были обожены, но сами этого не видели и не знали. Совершенно непонятно становится, во-первых, что это за спасение такое, когда человек сам не может адекватно оценить своё состояние? Второе и главное – как можно стяжать то, чего сам никак не видишь и не чувствуешь?
Б) Они знали что святы, но … кокетничали. Как девице мы делаем комплимент: «какая Вы сегодня красавица», а она жеманится и говорит «да что Вы, да что Вы!», а сама знает про свою привлекательность, так и святые: «нет, нет, я – грешный, я - грешный», а сам в себе конечно, понимает, - грешный-то грешный, но не Гитлер же, в конце концов. Оставлю этот ответ без комментариев, он сам себя обличает.
В) Иногда православные дают правильный ответ: по мере освящения (обожения) человек духовно прозревает и начинает видеть свой грех яснее. Это совершенно верно. Запущенный грешник бесчувственен ко греху как мертвец. Но на этот правильный ответ у меня есть правильный вопрос: если человек, только «слегка приподняв голову», только немного освятившись, начал постигать всю свою реальную непригодность для Царствия Небесного, то представьте каким бесконечным грешником он выглядит в глазах бесконечно Святого Бога! И как же тогда он с этой своей «святостью» думает устоять на нелицеприятном Суде Божьем?

Но, несмотря на очевидную несостоятельность этой доктрины, её популярность завораживающа. При этом каждый православный, чувствуя в совести своей (если, конечно, не прельстится), что он никогда не освятится (обожится) достаточно для спасения, уповает на то, что эту недостачу покроет его церковность. Это такое «инфантильное смирение»: я-де, конечно, не освящусь, но вот кто-то другой – о, да, герой веры, - смог и у него так много этого освящения, что он и со мной им поделится. А почему с тобой, а не со мной? А потому что по блату – он меня знает как православного, а ты - лютеранин. Да я сам пребывал в плену такой доктрины продолжительное время.

В целом возникает достаточно несложная форма человеческой религиозности, которую также можно выразить нашей универсальной формулой:

Человек спасается ради покаяния через посредничество церковности.

_________________
Когда следуешь по пути Христа, то обязательно подходишь к Голгофе. Это место можно обойти и большинство из нас его благополучно минует. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу и поднимаются за Распятым на Голгофу.


Последний раз редактировалось Малыш 29-10, 19:51, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 29-10, 19:24 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-12, 10:02
Сообщения: 1050
Откуда: Россия
Кто против?

_________________
Когда следуешь по пути Христа, то обязательно подходишь к Голгофе. Это место можно обойти и большинство из нас его благополучно минует. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу и поднимаются за Распятым на Голгофу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07-12, 09:31 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-12, 11:04
Сообщения: 1494
Малыш, а почему вы не поместили эту тему в раздел РПЦ?
Я не всегда появляюсь в других разделах.
Малыш писал(а):
Кто против?

Ну естественно я ! Кто ж еще здесь будет против критики РПЦ. :-D
Действительно, в записках купца Мотовилова есть учение о "Стяжании Святого Духа"
Но, Мотовилов не является учителем Церкви.
Он не прославлен в лике святых.
Он даже не имел богословского образования
К тому же страдал недугом беснования.

Вопросом о необходимости стяжания Святого Духа Мотовилов интересовался задолго до знакомства с Серафимом Саровским.
Свою беседу с Серафимом Саровским он записал по памяти, поэтому вполне возможно, что допустил неточности, а может быть, даже невольно выдал свои мысли за слова отца Серафима.

В любом случае к запискам Мотовилова церковь относится с большой осторожностью, и как правильно сказал Константин Карпов это учение скорее всего не будет просто считаться частным мнением купца Мотовилова.
Теперь о состоятельности этого учения. Лично я чего то очень ужасного в нем не вижу.
Вот основные мысли:

В беседе говорится, что ни пост, ни молитва, ни добродетели не являются целью христианской жизни и не спасают человека. Вполне христианская мысль!

Пост, добрые дела и молитва являются средством в стяжании Святого Духа. Сложно сказать в какой степени можно согласиться с этим утверждением. Ведь Писание говорит Иоан.3:8 Дух дышит, где хочет. Но с другой стороны особыми благодатными дарами обладали именно люди праведные и добродетельные.

Цитата:
Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего
Тоже сложно сказать, насколько правильно это утверждение.
Ведь цель христианской жизни- спасение! Но с другой стороны, нас спасает Бог, через жертву Иисуса христа, по благодати Святого Духа. (ох, как бы самому не запутаться и ересь какую-нибудь не ляпнуть :lol: )

Ну а рассуждениях о необходимости стяжания Святаго духа- вполне Евангельская мысль!
Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. (1-е Кор. 12:29-31)
Малыш писал(а):
Становится совершенно непонятным, как тогда спасались ветхозаветные люди?
Вопрос о спасении ветхозаветных людей сложен сам по себе, даже без учения о стяжании Святого Духа. Малыш, вы прекрасно об этом знаете. :-D Поэтому те же самые вопросы я могу задать даже вам! :-D
Цитата:
Известно, что ни один, даже великий, православный подвижник никогда не заявлял о себе: всё, вот я – обожен, я – свят.
А здесь Карпов просто передергивает мысли.
Праведники действительно не говорили, что они безгрешны, или что они спасены.
Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. (1-е Иоанна 1:8)
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: ( Еф 2:8) Поэтому, как человек может заранее знать спасен он или нет. Это решает Бог.
А вот о своих дарах Духа святые знали и говорили.
Цитата:
Они знали что святы, но … кокетничали. Как девице мы делаем комплимент: «какая Вы сегодня красавица», а она жеманится и говорит «да что Вы, да что Вы!», а сама знает про свою привлекательность
Они не знали о своей святости. Они видели свои грехи и оплакивали их, в надежде на милосердие Божье.
Цитата:
если человек, только «слегка приподняв голову», только немного освятившись, начал постигать всю свою реальную непригодность для Царствия Небесного, то как же тогда он с этой своей «святостью» думает устоять на нелицеприятном Суде Божьем?

через веру, и сие не от вас, Божий дар: ( Еф 2:8):-D

В целом статья бредовая. Либо Константин Карпов плохо разбирается в Православии, либо просто умышленно искажает вероучение Православной Церкви.

Конечно записки Мотовилова не катят на роль вероучительного документа, но для домашнего чтения вполне приемлемы.

_________________
Чтобы выпрямить согнувшееся дерево, нужно перегнуть его в противоположную сторону!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07-12, 10:59 
Не в сети
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22-02, 16:45
Сообщения: 835
Откуда: Центральная Россия
"Записки Мотовилова"-народный фолькор, к тому же, как признают некоторые священники, весьма сомнительный.

_________________
*******
http://33-3.ru
Все христиане на одном форуме!
Присоединяйся!
*******


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB