Христианский ФОРУМ

Текущее время: 29-03, 02:05

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 41 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Какое богословие для Вас лично ближе всего?
Апофатическое 40%  40%  [ 2 ]
Катафатическое 20%  20%  [ 1 ]
Синтез этих двух богословий 40%  40%  [ 2 ]
Всего голосов : 5
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Апофатическое богословие
СообщениеДобавлено: 09-05, 12:26 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-12, 10:02
Сообщения: 1050
Откуда: Россия
Апофатическое, или "отрицательное" богословие стремится путем последовательного отрицания всех понятий, атрибутов и представлений, связанных с Богом, доказать Его абсолютную трансцендентность миру. Разработано оно христианским богословом поздней античности (ок. 5 века), неоплатоником Псевдо-Дионисием Ареопагитом. С точки зрения апофатического богословия, например, о Боге нельзя сказать не только то, что Бога нет, но и то, что Он есть, ибо Он по ту сторону бытия. Оно утверждает, что сущность Бога невозможно отразить средствами нашей земной формальной логики.
Для того, чтобы показать суть апофатического богословия приведу несколько ярких высказываний Псевдо-Дионисия Ареопагита:
Бог — запредельная Причина всего сущего.
Он - Причина всего сущего, хотя в то же время Он совершенно не причастен сущему, поскольку превосходит все сущее и сверхсущее.
Он существует вне слов и мышления.
Он не видим.
Лишь вступив в мистический мрак неведения, можешь стать причастен Тому, Кто запределен всему сущему.
Упразднив всякое ведение, в совершенном неведении обретешь сверхразумное ведение.
Как горю я желанием достичь этого Мрака, дабы неведением и невидением узреть Того, Кто превосходит созерцание и познание далее в невидении и неведении!
При славословии Сверхъественного отрицательные суждения предпочтительнее положительных, поскольку утверждая что-либо о Нем, мы тем самым от самых высших свойств Его постепенно нисходим к познанию самых низших, тогда как, отрицая, мы восходим от самых низших к познанию самых изначальных; таким образом, мы отказываемся от всего сущего ради полного ведения того неведения, которое сокрыто во всем сущем от всех, кто хотел бы познать его, и ради созерцания того сверхъестественного Мрака, который сокрыт во всем сущем от тех, кто хотел бы узреть Его.
Погружаясь в сверхмыслимый Мрак (Божественного безмолвия), я не просто немногословие, но полнейшую бессловесность и безмыслие обретаю.
Вследствие Своей запредельности Бог как Причина чувственно воспринимаемого бытия не является чем-либо чувственно воспринимаемым.
Вследствие Своей запредельности Бог как Причина умопостигаемого бытия не является чем-либо умопостигаемым.
Бог не есть что-либо познаваемое, ни что-либо существующее.
Божественный Мрак - это тот неприступный Свет, в котором, как сказано в Писании (1 Тим 6,16), пребывает Бог.
Полное неведение и есть познание Того, Кто превосходит все познаваемое.


Лично я порой склоняюсь к тому, что только таким образом мы и можем мыслить о Боге.

_________________
Когда следуешь по пути Христа, то обязательно подходишь к Голгофе. Это место можно обойти и большинство из нас его благополучно минует. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу и поднимаются за Распятым на Голгофу.


Последний раз редактировалось Малыш 10-05, 14:35, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-05, 12:39 
Не в сети
Освоившийся
Освоившийся
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25-03, 03:39
Сообщения: 100
Откуда: Latvia
Нажала третью кнопочку.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-05, 13:01 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-12, 10:02
Сообщения: 1050
Откуда: Россия
elena писал(а):
Нажала третью кнопочку.

Третья кнопочка, по идее, должна обозначать, что истина о Боге есть антиномия, выразимая в форме противоречивых выражений, типа: "А и не-А", "В и не-В". Как писал о. Павел Флоренский: "Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Другими словами, истина есть антиномия и не может не быть таковою".
Вы это имели в виду?

_________________
Когда следуешь по пути Христа, то обязательно подходишь к Голгофе. Это место можно обойти и большинство из нас его благополучно минует. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу и поднимаются за Распятым на Голгофу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-05, 15:03 
Не в сети
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22-02, 16:45
Сообщения: 835
Откуда: Центральная Россия
Апофатическое богословие, абсолютно не христианское учение. Более того, оно направлено против христианства. По сути - это богословие неверия. Для данного "учения", нет чудес в Писании, нет искупительной жертвы Христа, нет Воскресения.
Это, чистой воды, махровое язычество, замаскированное под набожность.
Малыш писал(а):
Лично я порой склоняюсь к тому, что только таким образом мы и можем мыслить о Боге.

Вы, в последнее время, много к чему склоняетесь. Иногда я думаю: Тот ли Вы на самом деле, кем себя позиционируете?
Малыш писал(а):
Погружаясь в сверхмыслимый Мрак (Божественного безмолвия), я не просто немногословие, но полнейшую бессловесность и безмыслие обретаю.

Ничего не напоминает? Молчаливое собрание квакеров.:-D
Малыш писал(а):
Упразднив всякое ведение, в совершенном неведении обретешь сверхразумное ведение.

Мы вас ослепим, лишим слуха и отрежем язык, и вы станете пророками! :lol:

Да уж, воистинно: Если слепой ведет слепого, оба упадут в яму. :?

_________________
*******
http://33-3.ru
Все христиане на одном форуме!
Присоединяйся!
*******


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-05, 15:47 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-12, 10:02
Сообщения: 1050
Откуда: Россия
Aster писал(а):
Апофатическое богословие, абсолютно не христианское учение. Более того, оно направлено против христианства. По сути - это богословие неверия. Для данного "учения", нет чудес в Писании, нет искупительной жертвы Христа, нет Воскресения.
Это, чистой воды, махровое язычество, замаскированное под набожность.

Вы уверены в том, что написали? Апофатическое богословие является одним из методов (вместе с катафатическим), которым пользуются богословы всех христианских конфессий. Его изучают во всех христианских семинариях.
В Православии апофатическое богословие ставится выше катафатического богословия. А иудаизм считает апофатическое богословие единственно возможной формой познания Бога, так как один из тринадцати принципов иудаизма гласит, что Ему нет вообще никакого подобия.

_________________
Когда следуешь по пути Христа, то обязательно подходишь к Голгофе. Это место можно обойти и большинство из нас его благополучно минует. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу и поднимаются за Распятым на Голгофу.


Последний раз редактировалось Малыш 27-05, 19:18, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-05, 16:17 
Не в сети
Освоившийся
Освоившийся
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25-03, 03:39
Сообщения: 100
Откуда: Latvia
Малыш писал(а):
Вы это имели в виду?

Нет. Не это. Об этом я не подумала. (Вспоминаются лекции по логике в ВУЗе). Я имела в виду то, да, "сущность Бога невозможно отразить средствами нашей земной формальной логики", и именно то, что пишет Псевдо-Дионисий ("Погружаясь в сверхмыслимый Мрак (Божественного безмолвия), я не просто немногословие, но полнейшую бессловесность и безмыслие обретаю"). наиболее близко квакерскому пониманию, но при этом, я не думаю, что можно сказать о чём-либо, связанном с познанием Бога, что ЭТО И ТОЛЬКО ЭТО есть истинный путь (истинное Богословие и т.д.).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-05, 16:58 
Не в сети
<b style=color:green>Модератор</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09-01, 19:43
Сообщения: 955
Учения о невыразимости Бога почему-то возникают не у тех, кто был с Ним хорошо знаком и разочаровался в своих способностях познания, а у тех, кто не смог с Богом познакомиться и придумал оправдательное для себя учение. :)

_________________
...существуют ступени развития материи более высокие, чем разум в человеческом понимании, и принципы более совершенные, чем добро, и более желаемые, чем блаженство.
В. Головачёв


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-05, 17:23 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-12, 10:02
Сообщения: 1050
Откуда: Россия
Почему Вы так думаете?

_________________
Когда следуешь по пути Христа, то обязательно подходишь к Голгофе. Это место можно обойти и большинство из нас его благополучно минует. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу и поднимаются за Распятым на Голгофу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-05, 18:14 
Не в сети
Бывалый
Бывалый
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04-01, 00:35
Сообщения: 263
Малыш писал(а):
С точки зрения апофатического богословия, например, о Боге нельзя сказать не только то, что Бога нет, но и то, что Он есть, ибо Он по ту сторону бытия.
Приоритет, конечно, принадлежит Ареопагиту... Но, кажется, с месяц-другой тому примерно о том же самом, независимо от этого автора, Вам говорил Nail Lowe... Но с ним Вы почему-то не соглашались.

Кстати, а этот Ареопагит как был воспринят современниками? Мне кажется, что очень уж он выражается... нетрадиционно, что ли? Для меня — так это вообще открытое отрицание бога. Возможно, я этот вариант и выбрал бы, но возник вопрос: а что такое богословие катофатическое? Без этого я не могу ткнуть в какую-либо точку.

_________________
...l'amor che move il sole e l'altre stelle.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-05, 19:58 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-12, 10:02
Сообщения: 1050
Откуда: Россия
Tilia писал(а):
Приоритет, конечно, принадлежит Ареопагиту... Но, кажется, с месяц-другой тому примерно о том же самом, независимо от этого автора, Вам говорил Nail Lowe... Но с ним Вы почему-то не соглашались.

Атеисты, конечно, могут и говорят нечто подобное. Но подразумевают совершенно иное, а именно: Бога нет. Поэтому я ни в коем случае не могу согласится с Найлом. :P

Tilia писал(а):
Кстати, а этот Ареопагит как был воспринят современниками? Мне кажется, что очень уж он выражается... нетрадиционно, что ли? Для меня — так это вообще открытое отрицание бога.

Это слишком поверхностное суждение. Кстати, он достаточно традиционен и я не слышал о том, чтобы его когда-то не принимала Церковь. Он жил около 500 года в Сирии и утверждал, что к познанию Бога ведут два пути - путь отрицания и путь утверждения. Сам он выбирал via negativa. Он утверждал, что следует отрешиться от всех человнческих характеристик Бога, пока не погрузишся во "мрак неведения". Бог абсолютно непостижим. Человек соединяется с Богом через экстатический, мистический опыт, включающий полное неведение о Боге, а также познание, лежащее за пределами разума.
Его сочинения открыли путь позднейшему христианскому мистицизму и стали общепризнанными богословскими авторитетами Восточной церкви. На Западе они также не остались в забвении и получили широкую известность благодаря многим отцам Западной церкви. В частности, Бонавентуре, Альберту Великому и Фоме Аквинскому.


Tilia писал(а):
Возможно, я этот вариант и выбрал бы, но возник вопрос: а что такое богословие катофатическое? Без этого я не могу ткнуть в какую-либо точку.

Катафатическая (утвердительная) теология появилась позже апофатической. Она пытается описывать Бога посредством позитивных утверждений, атрибутов и обозначений - "всесильный", "всеблагой", "всесовершенный", "любовь", "свет" и т.д. Их употребление считается, конечно, метафорическим, но в силу аналогии бытия считается оправданным. Тем не менее, катафатическая теология говорит, что позитивные утверждения, атрибуты и обозначения относительно Бога представляют собой не более, чем метафоры, поскольку Бог действительно трансцендентен, а о трансцендентно-запредельном мы можем говорить лишь образно - метафорически.
Другими словами, катафатическая теология по существу согласна с основным тезисом апофатической теологии, признает авторитет и приоритет последней.

_________________
Когда следуешь по пути Христа, то обязательно подходишь к Голгофе. Это место можно обойти и большинство из нас его благополучно минует. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу и поднимаются за Распятым на Голгофу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 41 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB