Евангельские христиане (евангелисты, редстокисты, пашковцы), одно из течений в протестантизме, близкое к баптизму. Возникло в середине 1870-х гг. в аристократических салонах Санкт-Петербурга под влиянием английского проповедника лорда Г. Редстока (1833—1913).
Самым заметным из евангельских христиан был отставной полковник гвардии Василий Александрович Пашков (1834-1902). Он принял повторное крещение и стал проповедовать евангелизм в больницах, тюрьмах, среди городского мещанства и рабочих. Вместе с княгиней В. Ф. Гагариной, бароном М. М. Корфом и пр. единомышленниками (пашковцами) он участвовал в деятельности "Общества поощрения духовно-нравственного чтения", распространившего по России в 1876-1884 гг. более 1,5 млн экземпляров Библии и др. христианскую литературу.
Совершение "добрых дел" евангелисты рассматривали как плоды веры, но не как условие спасения, которое достигается только через Христа. Христоцентризм их учения обусловил устремленность к евангельскому типу образа жизни и богослужения. Служба состояла обычно из молитв, проповедей и духовного пения. К обрядам пашковцы относились свободно, совершая культовые действия (крещение, хлебопреломление) без участия пресвитеров. В отличие от баптизма, крещение производилось без "возложения рук"; обязательного требования перекрещиваться к прозелитам из других христианских конфессий не предъявлялось.
Сильное противодействие Святейшего Синода привело к запрету в 1884 г. проповеднической деятельности сторонников Пашкова, а сам он был выслан из России. Но тайные собрания Е. Х., как стали называть себя его последователи, продолжались в С.-Петербурге и общинах по губерниям европейской части России вплоть до императорского указа 17 апреля 1905 г. "Об укреплении начал веротерпимости". За это время в среде баптистов, евангельских христиан, штундистов и молокан развилась объединительная тенденция, итогом чего стало образование в 1907 г. Союза русских баптистов. Но не все евангельские христиане вошли в эту организацию. В 1909 г. они создали свой Русский евангельский союз, вскоре переименованный во Всероссийский союз евангельских христиан.
Новое объединение возглавил Иван Степанович Проханов (1869-1935). Теологическое образование он получил в Англии, активно участвовал в баптистском движении, после 1905 г. в России занялся религиозно-политической деятельностью, в 1917 г. создал христианско-демократическую партию "Воскресение". В 1913 г. Союз издает "Краткое изложение вероучения евангельских христиан", составленное в духе доктрины общих баптистов: признается свобода выбора между грехом и путем праведности, искупительная жертва Христа относится ко всем людям. Повседневные общинные дела стали предметом ведения т. н. братских советов из пресвитеров и диаконов. Было предпринято несколько, правда безуспешных, попыток объединиться с русскими баптистами. Несмотря на внутренние и внешние трудности, движение Е. Х. сумело сохранить себя в годы революции и последующие советские десятилетия. Однако Проханов был вынужден в 1928 г. покинуть СССР, а в 1930-е гг. многие верующие подверглись репрессиям.
В 1942 г. организованная деятельность евангельских христиан возобновилась, а два года спустя произошло их объединение с общинами баптистов под руководством духовного и организационного центра - Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). С 1991 г. это объединение действует как Евро-Азиатская Федерация Союзов ЕХБ, куда включены союзы евангельских христиан-баптистов и братских меннонитов большинства регионов бывшего СССР.
_________________ *******
http://33-3.ru
Все христиане на одном форуме!
Присоединяйся!
*******
|