Попробую ответить как бывший баптист.
Баптизм сам по себе очень поверхностен. Он не копает глубоко, предпочитая обходиться скромным набором лозунгов. Баптистские церкви посещают те, кто нуждается в простых и понятных ответах на все вопросы. Они такие ответы там получают. И это бывает очень полезно в ситуации, когда у человека кризис и он ищет точку опоры. Такую опору он находит у баптистов. И слава Богу!
Беда в том, что при малейшей проверке эти ответы могут оказаться или не совсем - а бывает, что и совсем - неверными. Поэтому люди, привыкшие копать глубоко и мыслить широко, рано или поздно уходят из баптизма в другие конфессии. Там сейчас очень большая текучка, знаю не понаслышке. Постоянно приходят новые люди, происходят крещения, а общая численность не растет, а часто - и убывает.
В свое время бывший преподаватель московской баптистской семинарии, 25 лет отдавший баптизму, уйдя в лютеранство, опубликовал открытое письмо следующего содержания. Кому интересно, может с ним ознакомится, оно объясняет многое.
Владимир СОЛОДОВНИКОВ
ЕСТЬ ЛИ ДУХОВНОЕ ПРИСТАНИЩЕ У РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ТОЛЬКО НЕ В БАПТИЗМЕ!
Еще совсем недавно автор этих строк весьма отрицательно относился к фактам перехода христиан из одной деноминации в другую. Разумеется, я допускал, что такие переходы вполне могут быть результатом серьезного духовного поиска, а не только следствием зашкаливших эмоций или беспринципного прагматизма. Моя непримиримая позиция была основана, как это водится у баптистов, на подходящем случаю евангельском стихе – «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор.7:20). При этом, увы, мной как-то забывалось наставление Спасителя – «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7:1). И вот Бог – по Своему Промыслу – напомнил мне о духовной значимости и персональной актуальности Его назидания: я сам перешел из баптизма в лютеранство. Воцерковление в Евангелическо-Лютеранской Церкви стало для меня актом смирения перед Вседержителем, ибо ему предшествовал духовный опыт пребывания в братстве евангельских христиан-баптистов, где я в течение 25 лет пытался – по мере сил – быть по-настоящему полезным. К сожалению, мои попытки закончились… ничем, ибо – и я утверждаю это! – современный отечественный баптизм не нуждается в христианской интеллигенции как ресурсе для служения Богу. Не нуждается - вопреки официальным декларациям его лидеров, которые отчаянно пытаются создать респектабельный имидж Церкви ЕХБ, намекая при этом на ее «перспективность» и созвучие великой российской культуре.
Я намеренно не хочу критиковать духовные убеждения евангельских христиан-баптистов, которые сам разделял и защищал в течение довольно продолжительного времени. Хотя не скрою, что тщательное изучение Священного Писания и профессиональное исследование Истории Церкви, включая историю баптизма, привели меня к заключению о несовершенстве баптистской теологии, богослужебной практики и миссионерского служения. Мне думается, что они весьма поверхностны и в известной мере – маргинальны, что проявляется в извращенной донельзя трактовке Таинств (например, Причастие – по-баптистски «хлебопреломление» - ничто иное как поминки по Иисусу Христу; иначе говоря – сакральное содержание Причастия подменено чисто символическим актом, впрочем, сопровождаемым всхлипами и причитанием чувствительных старушек), в отсутствии литургичности – то есть адекватного Поклонения Господу (литургия подменена «собранием», здорово напоминающим партийное; причем, сходство будет просто мистическим, если убрать христианскую лексику проповедников), в компанейщине евангелизационной работы (чтобы ее ощутить достаточно прочитать сообщения о Миссионерской экспедиции «Евангелие – народам России» на официальном сайте Российского Союза ЕХБ
www.baptist.org.ru). Впрочем, это – бесконечный разговор, участие в котором я лично для себя решил прекратить, воцерковившись в Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии – неуклонной и здравой наследнице Великой Реформации, сосредоточившей дух, душу, интеллект, переживания верующих на подлинно Евангельском служении Богу, сделавшей их повседневную жизнь христо- и крестоцентричной.
Однако я не могу забыть о положении тех представителей интеллигенции, которые пока остаются в евангельско-баптистских церквах России.
И первое что мне хочется сказать им - своим братьям и сестрам по вере в Господа и Спасителя Иисуса Христа - Вы не сможете полноценно реализовать те таланты, которые даровал Вам Всемогущий Бог, до тех пор пока Вы будете пребывать в баптистских общинах, разделять баптистское мировоззрение, иссушать мозг, слушая безграмотные - но "зато от души" - примитивные проповеди доморощенных и заокеанских проповедников, участвовать в т.н. "евангелизациях" или в омерзительной борьбе враждующих внутрицерковных группировок. Ровным счетом ничего не даст Вам и вынужденный "нейтралитет" в виде высиживания на задних рядах "домов молитвы".
Положение баптистской интеллигенции тягостно хотя бы потому, что определяется расхожим в поместных церквах спекулятивным афоризмом "Богу нужны люди не умные, а верующие". "Шибко грамотным" в баптистской среде явно не доверяют, априори подозревая их к склонности к доктринальным отклонениям. В евангельско-баптистском братстве поклонение Богу уже много лет вытесняется культом т.н. "простого человека". Для этого культа есть, конечно, и питательная социальная среда: поместные церкви ЕХБ на 90 процентов состоят из рабочих и крестьян, 80 процентов женщин и 70-80 процентов пенсионеров. То есть баптистский социальный срез в России явно рабоче-крестьянский (этакий нерушимый блок, мечта Ильича!) и, простите, старческий. Хотя за перестроечное и пост-перестроечное время периодически возникали тенденции к его интеллектуализации и омоложению, связанные с духовными поисками российской интеллигенции и молодежи. "Простота" в виде необразованности и элементарной невоспитанности уже многие годы является негласным "критерием" для выдвижения на то или иное служение как в поместной церкви, так и в братстве, в целом. "Богу не нужна наша интеллектуальность, Ему нужны только наши покаянные сердца!", - заявил в начале июня сего года в одной из проповедей в Центральной Московской церкви ЕХБ заместитель Председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов Сергей Золотаревский. Комментарии, как говорится, излишни. В баптистских учебных заведениях (такие все-таки появились, что поделать - дань времени!) преподавателей с учеными степенями держат, как правило, в качестве "почасовиков". Для того, чтобы "в случае чего"можно было от них легко избавиться. "Штатно" преподают... их недавние студенты, закончившие школу эпохи краха советского среднего образования. Кое-кто из этих "студенто-преподавателей" обучаются в светских, как правило, коммерческих "ВУЗах" или уезжают на время в США повышать квалификацию в баптистских, меннонитских или других протестантских учебных заведениях. Разумеется, практически никто из этих "юных дарований" до сих пор не создал ни одной фундаментальной научной монографии ни в сфере богословия, ни в сфере церковной истории и т.п. Среди них немало т.н. "потомственных баптистов" или "Баптистов Баптистовичей", то есть выходцев из семей верующих. В советское время для такой публики даже придумали аббревиатурное прозвище - "ДВР" - дети верующих родителей. О каком качестве преподавания можно говорить, когда пасторско-миссионерский состав готовят люди с комплексом вчерашнего студента (поэтому они чрезвычайно управляемы администрацией семинарий или колледжей)? И это происходит на фоне вытеснения из педагогического процесса кандидатов и докторов наук! Причем, не безбожников, а искренне верующих и преданных Богу. Современный российский баптизм имеет животный страх перед думающими людьми: они "неуправляемы", а значит их надо "оттеснять". Оттеснять от сферы духовного образования, оттеснять от какого бы то ни было руководства или рядовой работы в миссиях, радио- и телеслужениях, благотворительных организациях и самое главное - от проповеди в церкви, дабы избежать их влияния на паству. Кто т.н. "заднескамеечники" в большинстве баптистских церквей? Интеллигенция - врачи, учителя, офицеры, люди с учеными степенями. Кто на церковной кафедре (кроме заезжих американцев)? Сантехники, экскаваторщики, выпускники техникумов гостиничного хозяйства. Не нужно воспринимать эти слова как проявление высокомерия автора по отношению к "пролетариату". В баптистском гимне поется: "Кротко и нежно Иисус призывает, всех приглашает, любя..." ("Песнь Возрождения", 296). Господу дорога каждая душа вне зависимости от того, чья она - рабочего, колхозника, предпринимателя или преподавателя. Пастырю дороги все овечки (См.Лк.15:4,5). В этой связи абсолютно небиблейски выглядит как раз "диктатура пролетариата". Страшно, когда христианский союз - в данном случае Российский союз ЕХБ - превратился в "союз водопроводчиков".
Настораживает не только прогрессирующая маргинализация российского баптизма, но и его кальвинизация, вестернизация, либерализация и в конечном счете - секуляризация или обмирщение. Не знаю как пролетарий, а вот интеллигентный христианин этого принять не может.
Сотрудничество баптистских религиозных объединений с американскими единоверцами, в большинстве случаев придерживающимися кальвинистской сотериологической доктрины, привело к тому, что она стала стала агрессивно или исподволь навязываться россиянам, которые придерживались арминианских взглядов на Спасение. Отличие кальвинистской и арминианской доктрин состоит в том, что сторонники первой полагают, что вследствие абсолютного предопределения Спасение потерять нельзя даже, если ты согрешил, а сторонники второй считают, что грех наказуем (замечу, что свою доктрину кальвинисты гордо именуют "доктриной вечной безопасности", хотя правильнее ее назвать доктриной вечной безнаказанности). Казалось бы, баптистское руководство должно было занять принципиальную позицию и сказать решительное "нет" кальвинизму, который начал на глазах морально разлагать, а зачастую и ликвидировать общины ЕХБ, но... Но невозможно соскочить с заокеанской финансовой иглы! Дело закончилось "буржуазной дипломатией": руководящие братья все "спустили на тормозах": и теперь в России есть как баптисты-кальвинисты, так и баптисты-арминиане; есть и такие, которые вообще не задумываются о Спасении, лицемерно "сохраняя единство духа в союзе мира".
Вестернизация российского баптизма стала притчей во языцах далеко не сегодня. Мне пришлось написать на эту тему немало статей (с одной из них - на мой взгляд, наиболее выверенных - "Made in America" можно познакомиться заглянув в "Читальню "Русского Баптиста" на одноименном сайте -
www.rus-baptist.narod.ru). Именно поэтому у меня нет больше желания анализировать всем известные вещи. Замечу только, что вестернизация выталкивает баптистов - несомненно, людей русской культуры - в объятия пост-модернистской однополярной и эклектичной псевдокультуры, центром которой является "зеленый рубль" (современная версия библейского золотого тельца) с сопутствующей макдональдизацией сознания.
Вестернизационные процессы направляют баптизм в объятия либерализма, который уже проявляется в одежде, стиле поведения и самое главное - в мышлении многих верующих ЕХБ. А каким может быть это мышление, когда свыше 90 процентов книг, выпускаемых баптистскими издательствами, американские! Да еще какие. Вот перл, который баптисты взахлеб читают в одной из американских кальвинистских книг по проблемам семьи и брака: "Половой акт - это богослужение, так как он совершается с молитвой". Именно на таких заранее и щедро проплаченных бестселлерах воспитывается баптистская молодежь, которой устами бывшего проректора Русско-Американского Христианского института (заметим, членом Совета директоров РАХИ является Исполнительный секретарь Евро-Азиатской Федерации союзов ЕХБ Юрий Апатов - Прим.автора) Лэрри Орта вбивается тезис о том, что "Иисус Христос был провокатором, и за это его распяли". Интересно также, что преподавателям этого "ВУЗа" на инструктажах навязываются идеи "апостола" американского либерально-христианского образования Артура Холмса (он, кстати, советник РАХИ по образованию - Прим.автора), который "прославился" следующим изречением - "Идея защиты веры, я бы сказал, больше карикатурная, надуманная, нежели, реальная." !
Увы, но под "либерально-христианским" воздействием образ мыслей и образ жизни баптистов в России с каждым днем становятся все более секулярными. Евангельский призыв быть "светом" (См.Матф.5:14) для многих из них является "нереальной" сверхзадачей в духе К.С.Станиславского.
Что касается баптистской интеллигенции, то ее попытки противостоять всем этим метастазам оказываются тщетными, ибо "шибко грамотные" не авторитетны. И действительно, их голос вряд ли когда бы то ни было будет услышан, их предложения о "реформации" баптизма вызовут лишь кривую усмешку (и это в лучшем случае!). Один Бог знает сколько представителей интеллигенции в баптистских церквах "поставлено на замечание", сколько отлучено, сколько перешло в православие или или... вообще разочаровалось в христианстве. Недаром в среде думающих баптистов в ходу присказка - "Какая все-таки разница между Христом и христианством!"
Я полагаю, что мне могут возразить, сказать, например, что одну из рубрик на сайте Российского союза ЕХБ ведет доктор филологических наук,что весьма ученые люди встречаются среди пасторов и даже старших пресвитеров, что "поворот лицом" к интеллигенции уже осуществлен. Уверен, что это всего-навсего "витринные" явления, которые не меняют сути дела и говорят о жестоком кризисе отечественного баптизма, связанного с реальной оторванностью от подлинно Евангельского Христианства им фактического неприятия им Великой Реформации.
……………………………………………………………….
*Владимир Васильевич Солодовников - кандидат исторических наук, специалист по Истории Церкви раннего и классического средневековья, занимается проблематикой генезиса Реформации. Автор более 30 опубликованных научных работ
(Наиболее известные – «Оболганные инквизицией» (М,1997) и «Ранние соборы» (М, 2004). Свыше 500 его статей на социально-экономические, культурологические и религиоведческие темы были опубликованы в СМИ России, Украины, Латвии, США, Канады и Великобритании. С 1979-2004 год был членом церкви евангельских христиан-баптистов. С июня 2004 года воцерковился в Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии.