Год прошел... Не знаю, жив ли, здрав ли, сохранил ли свои убеждения наш дорогой Фундаментальній Баптист? Так ли, уважаемый человек фундаментальных взглядов? Уважаю, ибо Вы высоко чтите Писание. Зная не хуже меня повеление апостола Петра "быть готовым всякому дать отчет в своем уповании", я надеюсь что Вы не обделите вниманием и расскажете о своей вере. Конечно же предмет этот неохватен, даже такой объемный труд Жана Кальвина как "Наставления в христианской вере" не исчерпывает всех вопросов во всей полноте. Думаю, что чем хвататься за многое и оставлять его недоконченным, лучше посветить себя одному, доведя его до совершенства. По этому, мне бы хотелось услышать Ваше исповедание и Ваш взгляд лишь на одну вещь. Мы не будем говорить о Боге и Его свойствах, опустим тайну Единства Троицы, удержимся от размышлений о природе Госпада Иисуса Христа, Его искупительном подвиге, Воскресении, создании Церкви, христианской нравственности и проч. Давайте же порассуждаем о литургических (богослужебных) формах служения Богу. Словом, центром обсуждения выступит культовая сторона христианской жизни, а все прочее будем затрагивать лишь в меру его взаимосвязи с основным. Такие понятия, как внутренний мир христианина, его жизненные ценности, убеждения и благочестие рассматриваются приемущественно в границах нравственоого богословия. Формулировками истин веры занимается догматическое богословие. Здесь же, повторюсь, давайте выделим место для литургики. Ну само собой разумеется, что литургика как внешнее проявление общения с Богом, зиждется на основах внутреннего благочестия. Можем же мы обсуждать одежду того или иного человека без обсуждения свойств его души! Разве цвет, фасон, материя костюма не составляют особого рассуждения сравнительно с тем, кто в него одет? Нравы порой проявляются в одежде (видно, насколько человек аккуратен), но бывает, что в великолепные одеяния облачается обладатель продажной и изменчивой души, как было то с фарисеями, изобличаемыми в лицемерии. Не диковинка, если большое внимание уделяется внешнему виду, а внутреннее состояние остается в запустении. Философ Сенека отмечает : "Я часто видел, как люди упражняют тело, но совершенствующие свою душу мне попадались очень редко". Итак, хотя внешнее благолепие может не соответствовать внутреннему, все же внутреннее благочестие должно обязательно проявляться во внешних действиях, иначе это бует описываемая у ап. Иакова "мертвая вера без дел". Внешнее поведение человека именуется этикетом и вполне может быть предметом особого исследования, а внимательно изучив внешее, допустимо даже сделать некие выводы о внутренних свойствах души. Ибо это Сам Христос сказал : "по плодам их узнаете их", разумея под плодами дела человека. Раз внешнее вполне достойно внимания и пристальное изучение его довтавляет пользу, почему надлежит исключить из этого правила литургику?
|