Странник писал(а):
На новых форумах, видимо, принято сразу так налетать на новичков!
А мы здесь все новички! Форуму, дай Бог, месяц. Поэтому, давайте без обид.
Странник писал(а):
Вы защищаете протестантизм? Забавно.
Просто смех один!
Странник писал(а):
В Лютеранских церквах вы пишете нет проблем с людьми думающими.
Нет.
Странник писал(а):
Так что само по себе лютеранство, во всяком случае на родине Лютера, понятие несколько аморфное.
Это можно сказать, в принципе, про любую церковь. Есть разные Лютеранские церкви и есть разные лютеране. Как и баптисты.
Странник писал(а):
Что объединяет большинство лютеран, это название и понятие о свободе – когда у каждого, в принципе, могла бы быть своя теология. Потому что основанием для лютеранства в наше время является не только Библия (sola scriptura), но и позднейшие критические книги по ней, а также наш собственный разум – это мы уже выяснили. Так что защищая лютеранство, защищаете вы в принципе свободу мышления.
Да, я за свободу, поскольку, как сказано: "И познаете истину, и истина сделает вас свободными".
Что касается оснований для лютеранства, то основание для него - Христос, ибо нет другого основания - solus Cristus.
Но лютеранство - это, действительно, религия думающих людей.
Что касается баптизма, то ведь и он не просто читает Библию, но и толкует ее в соответствии с собственными убеждениями. Одной из главных причин моего ухода из баптизма - это иcкажение им библейского учения.
Странник писал(а):
Что неплохо, но в таком случае дискуссия с другими религиями должна неизбежно оборачиваться просто нападками на все остальные более структурированные теологии, как теоретические, так и практические.
Вы меня смешите - это баптизм более структурированная религия? Баптизм, где у двух пасторов три мнения по одному вопросу?
Странник писал(а):
С удивлением воспринял ваше высказывание о «баптистских американских книгах». А что такие есть? Во всём мире есть огромное множество свободных церквей, составляющих во многих странах даже большинство – по сравнию с церквями старыми. Так вот говоря о американских книгах я имел ввиду книги возникающие в недре американских свободных церквей, в том числе и у баптистов. И это хорошие книги, в основном.
О вкусах не спорят.
Говоря о баптистских книгах, я имел в виду, что большинство так называемых "свободных церквей" или "просто христиан" по сути своей - баптисты, или мало чем от них отличаются.
Странник писал(а):
Далее, вы утверждаете, что литургия основана на Библии. Сомневаюсь. Где вообще в НЗ описано богослужение? А само слово богослужение уже не из ВЗ взято ли? Вместе с идеей священничества и идеей литургии.
Я не говорил, что литургия основана на Библии, я сказал, что литургия основана на различных библейских текстах
Странник писал(а):
Вы, конечно, правы, что литургия постепенно складывается у всех; но чтобы назвать литургию лютеран особо величественной... Тогда вам надо к православным – это куда более величественно!
Согласен, у православных - более. Но ведь я написал "в сравнении с баптистской".
Странник писал(а):
Итак, если в НЗ нет ни описания богослужения, ни литургических предписаний для оного (тут обо всём пишущий Павел дал промашку
, пишет только, каждый пусть поучаствует, что у него есть. Вы можете думать, что вы хотите, но к этому описанию ближе всего «богослужение» Церквей Братьев), то и идея чёткой литургии – не библейская!
Организованная форма общественного служения церкви - литургия - присутствовала в церкви всегда. Ибо Бог не есть Бог неустройства, но порядка.
Дело не в том, Библейская или нет идея литургии. Дело в том, что эта идея не противоречит библейскому учению.