Христианский ФОРУМ
http://missija.flyfolder.ru/

БЕССМЕРТИЕ
http://missija.flyfolder.ru/topic27.html
Страница 1 из 1

Автор:  Малыш [ 26-12, 16:28 ]
Заголовок сообщения:  БЕССМЕРТИЕ

Бессмертие — это широко распространенный термин для обозначения представлений о том, что человеческие существа, по крайней мере, в своем духовном аспекте, сохранят сознательное существование после смерти и будут жить вечно.

Древнегреческая и христианская концепции бессмертия. Древнегреческая и христианская концепции бессмертия различаются. Согласно древнегреческой концепции бессмертия (например, у Платона), человек есть душа и только обладает телом. Душа для тела - то же, что всадник для коня. Спасение есть отчасти избавление от тела, являющегося темницей для души. Имеет место основополагающая дуальность: душа и soma (тело).
В иудейско-христианской традиции, с другой стороны, хотя и принято, что душа и тело расстаются в момент смерти, постулируется единство духовного и физического аспекта человеческой сущности. Человеческое существо есть одушевленное тело. Душа для тела - то же самое, что форма для материи, силуэт для вазы. Поэтому спасение - это не спасение от тела, но спасение в теле. В самом деле, слово бессмертие употребляется в Новом Завете по отношению к человеческим существам исключительно в контексте телесного воскресения (1 Кор. 15:53; 2 Тим. 1:10 «нетление»).

Библейское свидетельство о бессмертии.
Доктрина бессмертия раскрывается в Библии последовательно и становится наиболее явной в Новом Завете.
Ветхозаветные указания на бессмертие.
В отличие от древнегреческого мышления, в Ветхом Завете упования на жизнь после смерти самым определенным образом предполагают существование во плоти. Бессмертие в Ветхом Завете упоминается преимущественно в связи с указаниями на грядущее воскресение. По иудейским упованиям, воскресение - это возобновление своей земной жизни в том самом физическом теле, которое было положено во гроб. Иудеи верили не только в то, что человек создан «из праха земного» (Быт. 2:7) и «возвратится прах в землю» (Екл. 12:7), но и в то, что при грядущем воскресении мертвые будут возрождены из праха. О власти Бога возвращать мертвых к жизни говорится во многих местах Ветхого Завета (см. Вт. 32:39; 1 Цар. 2:6; Иов 19:25-27; Пс. 48:15-16).
Давид, говоря в Пс. 15 о воскресении, провозглашает: «не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10).
Согласно Новому Завету (Деян. 2:25-27,31), Петр сказал об этом пророчестве Давида, что «он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть (sarx) Его не видела тления» (Деян. 2:31). Такое воскресение предполагает восстановление тела физического, из «плоти» (sarx).
Иисус знал то, что Ветхий Завет учит о воскресении, и ссылался на него в споре с саддукеями, которые в воскресение не верили. Он сказал им: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29). Затем Он, приведя слова из Исх. 3:6,15: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», добавил: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).
Исайя говорит о воскресении мертвых тел следующее: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе» (Ис. 26:19). То, что тела восстанут из праха, очевидным образом указывает на телесное воскресение. Как пророчествует Даниил, «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Здесь упоминание «праха земли» снова подтверждает представления о телесном воскресении.
Иудейская литература периода между Заветами, хотя и не входит в состав Ветхого Завета, тоже указывает на телесное воскресение. В Книге Премудрости Соломона предсказывается, что «во время воздаяния им» отшедшие души праведных возродятся к новой жизни, «будут судить племена и владычествовать над народами» (Прем. 3:7-8). Во 2 Мак. говорится о неустрашимом иудейском верующем, который в ответ на угрозу отсечь ему язык мужественно предложил отсечь и руки, говоря: «от неба я получил их и за законы Его (Бога) не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их (при воскресении)» (2 Мак. 7:11). В Третьей (иногда она называется также Вторая или Четвертая) книге Ездры предсказывается, что после времени Мессии «отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают» (3 Езд. 7:32). Смерть описана здесь как состояние, при котором мы будем «пребывать в покое, пока не наступят те времена, когда Ты (Бог) начнешь обновлять тварь» (3 Езд. 7:75).
В апокалиптической Второй книге Варуха Бог дает ответ на вопрос: «в каком виде оживут те, кто жив будет в Твой день?» Этот ответ недвусмысленно подтверждает представления о телесном воскресении: «Ибо земля тогда непременно вернет умерших (которых приняла, чтобы сохранить до срока)». «Ничто в них не сделает другим, но какими приняла их, такими их и вернет, и какими Я их отдал ей, такими они и воскреснут» (2 Вар. 49:1; 50:2).
Фарисеи в новозаветный период верили в телесное воскресение умерших. Тогда как саддукеи отрицали воскресение (Мф. 22:23), их противники фарисеи верили в материальное, плотское воскресение (ср. Деян. 23:8). Воскресшее тело они представляли себе до такой степени физическим, материальным, что для них имел смысл вопрос, за каким из своих семи земных мужей женщина будет замужем на небесах (Мф. 22:28).
У Марии и Марфы проявляются характерные для иудеев в новозаветный период представления о воскресении, когда эти женщины считают, что их брат Лазарь, тело которого находится во гробе, воскреснет в последний день (Ин. 11:24). Даже Марри Харрис, отрицающий иудейские представления о телесном воскресении, признает, тем не менее, что «для иудеев невозможно было бы поверить, что, например, воскрешение Лазаря, мертвого уже на протяжении четырех дней, может произойти без того, чтобы был отвален камень, закрывающий вход в гробовую пещеру, и чтобы Лазарь вышел из нее» (ср. Ин. 11:38-44) (Harris, 39).

Новозаветные подтверждения представлений о бессмертии.
В то время как Новый Завет предоставляет множество свидетельств, подтверждающих веру в телесное бессмертие после воскресения, в нем подтверждается также, что от смерти до воскресения душа сохраняет сознательное существование. Иисус обещал раскаявшемуся разбойнику на кресте, что тот в полном сознании вкусит блаженство в самый день своей смерти: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Стефан молился: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:59). Апостол Павел писал: «то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8). Размышляя о смерти, Павел говорит: «влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23).
«Души» тех, кто только что принял мученическую смерть, находились на небесах в полном сознании, так как «когда Он (Христос) снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Отк. 6:9). Даже нечестивые зверь и лжепророк, которые были живые брошены в озеро огненное (Отк. 19:20), находятся в полном сознании и через тысячу лет (Отк. 20:7-10).
Моисей и Илия, умершие за сотни лет до этого, на горе Преображения ведут беседу о смерти Христа (Мф. 17:3).

Отрицание бессмертия.
Как древнегреческие, так и иудейско-христианские представления о бессмертии подвергались негативной критике. В этой полемике используют четыре довода, в основном физиологического характера: 1) довод, связанный с сознанием и мозгом; 2) довод о зависимости сознательной деятельности от мозга; 3) сходный довод о том, что только мозг дает доступ к внешнему миру; 4) довод, связанный с отождествлением личности.
Природа сознания. Чтобы существовала вечная жизнь, разум должен сохранить самосознание после смерти. Однако разум не может функционировать без мозга. Следовательно, когда мозг умирает, сознательная деятельность прекращается. Этот материалистический довод основан на нескольких ошибочных допущениях.
Во-первых, предполагается, что сознание есть физическая функция, что «ра¬ум» - это функция материи, процесс внутри мозга. Такое допущение не имеет обоснований.
Во-вторых, в этой аргументации ошибочно считается, что разум и мозг, поскольку функционируют совместно, должны быть идентичны. Но это необязательно так. Они могут взаимодействовать, не будучи тождественны друг другу.
В-третьих, предполагается, что личность вне мозга не существует. Это логическая ошибка упрощения. Не все, что существует совместно, тождественно, точно так же, как мои идеи не тождественны словам, которые их выражают.
В-четвертых, материалистический довод внутренне противоречив. Утверждения вида «не более чем» предполагают знание «более чем». Откуда я могу знать, что моя личность - не более чем мой мозг, если только я не есть нечто большее? Я не могу поместить свой мозг под микроскоп для исследования, если только я (мой разум) не будет смотреть в этот микроскоп извне.
С другой стороны, есть основания полагать, что разум не сводится к материи:
1) все материальное ограничено конкретными пространственно-временными координатами. Если нечто материальное движется, оно движется в пространстве и времени. Но разум не ведает таких ограничений. Он странствует по Вселенной, не покидая комнаты.
2) Даже материалист говорит о «своих» мыслях. Но если строгий материализм верен, я не имею различимых мыслей. Это просто потоки электронов или иных материальных частиц.
3) Материалисты заявляют, что их учение верно, и хотят, чтобы другие соглашались с их выводами. Но это подразумевает, что люди свободны в том, чтобы оценивать аргументацию и изменять свои взгляды. Это было бы невозможно, будь они просто материальными процессами, а не свободными существами.

Зависимость от мозга.
Разум в своем функционировании зависит от мозга. Без мозга не может быть сознания. Однако после смерти мозг перестает функционировать. Поэтому сознание тоже должно оборваться в этот момент. Такой модифицированный материализм известен под названием «эпифеноменализм». Разум не тождественен мозгу, но соотносится с материальностью мозга примерно так же, как тень от дерева соотносится с деревом.
Эта аргументация предполагает, хотя и не доказывает, зависимость разума от мозга. То, что определенные психические функции могут быть объяснены через физические процессы, еще не означает, что они абсолютно зависимы от этих физических процессов. У разума могут существовать возможности мыслить независимо от мозга. В конце концов, у Бога нет тела, однако имеются весомые основания пола¬ать, что Он существует в качестве разумного Существа. Наука нейробиология - это эмпирическая дисциплина. Но это не значит, что все, ею исследуемое, является чисто физическим. Она не может полностью свести разум к физическим феноменам, точно так же, как разум не может быть заключен в пробирку. Всегда остается «я» исследователя, находящееся вне эксперимента. То, что некоторые вещи могут быть выражены количественно, еще не значит, что не существует таких качественных понятий (например, любовь), которые к числам не сводятся. Точно так же, то, что об определенных функциях мозга мы можем говорить в материальных терминах, не означает, что разум материален.

Довод, связанный с доступом к миру.
Утверждают также, что даже если материализм ложен, бессмертия все равно может не существовать. Разум (личность) получает доступ к миру через мозг. Но смерть разрушает мозг. Следовательно, смерть уничтожает для личности средства доступа к миру.
Логическую ошибку в этой аргументации выявить легко. Здесь предполагается (бездоказательно), что мозг человека является для него единственным средством доступа к миру. Но можно потерять свое тело и обрести другое тело (временное или постоянное), вернув себе доступ к миру. Так же бездоказательно предполагается, что не существует иных миров, к которым можно иметь доступ. Ведь не исключено, что существуют иные миры, физические или духовные, или иные измерения, через которые тоже возможен доступ.
Еще в этой аргументации предполагается, что сознание не существует иначе, нежели через этот мир. Однако не выдвигается никаких доказательств того, что сознание не может существовать без какого-либо тела. У Бога есть сознание, и нет тела, а мы располагаем весомыми свидетельствами Его существования (потом я опубликую тему БОГ: СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ). Духовные существа имеют сознание, однако у них нет физических тел в нашем понимании (Лк. 24:39).

Довод, связанный с природой индивидуальности.
Кое-кто предполагает, что под «индивидуальностью» мы всегда подразумеваем и телесность. Так что никакой индивидуум не может существовать без тела. И смерть уничтожает то, что понимается под индивидуальностью.
В данной аргументации строится порочный круг, поскольку «индивидуальность» определяется так, что невозможно существовать после смерти. Если индивидуальность определять как «человеческое существо», «финитное существо» или «личностное существо», таких выводов нельзя будет сделать. Могут существовать иные миры или иные способы для индивидуума иметь сознание без тела.
Кроме того, смерть обрывает лишь одно измерение сознания - сознание этого мира. Но мы можем сохранить самосознание, сознание Бога и/или сознание иного мира (скажем, в духовном мире). Не выдвигалось никаких доказательств того, что это невозможно.
Довод, связанный с отождествлением личности. Отрицающая бессмертие аргументация, связанная с отождествлением личности, приобретает такую форму: коль скоро загробная жизнь предполагает индивидуальное бессмертие, должны существовать какие-то способы отождествления каждого индивидуального духа. Но духи неразличимы, ведь у них нет тел, благодаря которым их можно было бы различать. Следовательно, индивидуального бессмертия быть не может.
Необоснованное допущение состоит здесь в том, будто бы физические характеристики выступают единственным средством для того, чтобы отличать одного индивидуума от другого. А это неверно, как могут подтвердить слепые, которым никогда не доводилось прикоснуться друг к другу. Или друзья по переписке, не обменявшиеся фотографиями. Даже если наличествуют звуковые волны или шрифт Брайля, с помощью которых и осуществляется коммуникация с другими людьми, это лишь средства коммуникации; они не тождественны физическим характеристикам личности.
Дух (или разум) индивидуальности характеризуется чем-то таким, что отличает его от других индивидуальностей. У каждого есть своя, особая история жизни и свои воспоминания. У каждого человека есть своя личность, свой характер, но они не являются физическими особенностями. Волшебная музыка, звучащая в нашем мозгу (не просто звуковые волны в воздушной среде), выходит за рамки физики. Однако мы способны отличить одну хорошую песню от другой, просто в душе.
И, наконец, не обязательно знать, каковы определяющие характеристики индивидуума, чтобы знать, что они не обязательно будут физическими. Утверждать, что они должны быть физическими, - значит просто строить порочный круг.

Внебиблейские свидетельства о бессмертии. Аргументацию "Платона о бессмертии последующие философы дополнили новыми, самыми разными доводами. Петер Крифт перечисляет двадцать пять разновидностей аргументации о бессмертии (Kreeft, Handbook, 235f.). Большинство таких доводов в пользу бессмертия сталкиваются с существенными возражениями.

Слабые или ошибочные доводы в пользу бессмертия. Многие из слабейших доводов в пользу бессмертия в какие-то моменты представлялись некоторым людям достаточно сильными; однако большинством мыслящих людей практически все они отвергаются.
Довод, основанный на всеобщности этой веры. Кое-кто исходит из всеобщности веры в бессмертие. Человеческим существам свойственно предчувствовать бессмертие. Для большинства древних народов характерны особые погребальные обряды, бальзамирование и другие ритуалы. Тем не менее, как отмечают скептики, эта вера в действительности не имеет всеобщего распространения, так как ее не придерживаются атеисты и агностики. И даже если бы было иначе, из всеобщности веры еще не следует ее истинность. Подавляющее большинство людей когда-то верило, что Солнце обращается вокруг Земли.
Этот довод можно скорректировать так, чтобы снять хотя бы часть возражений. Как отмечает Крифт, то, во что верит подавляющее большинство людей, вероятно, является истиной. Большинство верит в загробную жизнь, так что жизнь после смерти, вероятно, существует (ibid., 236). Даже в таком варианте в первой посылке признается, что речь идет лишь о «вероятной» истине. Но и такое утверждение остается сомнительным в связи с существованием слишком многих вещей, в которые верит большинство людей.
В эту аргументацию можно внести еще одно уточнение: то, во что верят мудрецы, вероятно, является истиной. Мудрые люди верят в жизнь после смерти. Следовательно, жизнь после смерти, вероятно, существует (ibid.). Остаются, однако, вопросы: кого считать «мудрецами», и не могут ли даже мудрецы заблуждаться в отношении многих вещей.

Довод на основе врожденных знаний.
Платон указывал на врожденное знание некоторых людей о таких вещах, которым их никогда не учили, в качестве доказательства того, что душа существует до рождения и может, следовательно, пережить рождение. В диалоге Менон Платон утверждает, что один мальчик-раб знал геометрию, ко¬орую никогда не изучал.
Критики, однако, настаивают, что хотя врожденные способности и могут существовать, врожденных идей не бывает (Д. Юм). И даже в противном случае это не доказывало бы, что такие идеи пришли из какого-то предшествующего бытия, так как они могли бы возникать при рождении. Более вероятно, что мальчик Сократа следовал за наводящими вопросами, реализуя свою врожденную способность рассуждать о таких вещах. В других случаях было показано, что так называемые «воспоминания» о прошлой жизни являются ложными. В знаменитом случае с Брайди Мерфи позднее выяснилось, что эта юная леди вовсе не жила много столетий назад в Ирландии, а просто ее бабушка еще в ее детские годы читала ей книги об Ирландии и разговаривала с ней на гэльском языке. Под гипнозом (то есть силой внушения) эти детские знания вспыли в качестве «воспоминаний» о прошлой жизни (Geisler, 75).

Довод, рассматривающий душу как жизненное начало. Еще один довод в диалоге Федон Платона состоял в том, что душа, поскольку является жизненным началом для тела, не может умереть. Жизнь никогда не смирится со своей противоположностью, то есть смертью. Поэтому душа просто не может умереть. Однако этот довод доказывает слишком многое, ведь все животные и даже растения тоже представляют собой живые существа. При таком подходе пришлось бы поверить в бессмертие морковки и капусты.

Довод, основанный на нематериальности души.
Платон в Федоне исходит также из нематериальности души. Поскольку душа не материальна, рассуждает он, она неделима и неуничтожима. А то, что неуничтожимо, бессмертно. Тем не менее, даже его лучший ученик Аристотель отрицал состоятельность этой аргументации, не признавая бессмертие индивидуальной души. В конце концов, не всякая форма (а она нематериальна) бессмертна, как то можно видеть на примере форм стула, вазы и даже животных.
С христианской точки зрения душа не является неуничтожимой, так как то, что Бог создал, Он может и уничтожить. Но если бы доказательство Платона было верным, то даже Бог не мог бы уничтожить душу. Таким образом, если душа не является неуничтожимой, то даже нематериальная сущность может быть уничтожена.

Довод, основанный на случаях клинической смерти.
Кое-кто для обоснования бессмертия ссылается на случаи клинической смерти. Даже британский гуманист и представитель логического позитивизма А. Дж. Айер изменил свои взгляды на бессмертие в связи с личным опытом клинической смерти. В некоторых таких эпизодах сознание, как предполагается, «выходит» из тела и видит такие вещи, которых не могло бы увидеть, оставаясь в теле.
В лучшем случае подобные ощущения могут указывать только на краткое посмертное существование души, а не на бессмертие личности. Скептики настаивают, что такие ощущения являются галлюцинаторными или воображаемыми, когда каждый человек проецирует на реальность свои личные представления о загробной жизни в качестве защитного механизма при угрозе близкой смерти.
Так называемый «твердый остаток» случаев выхода сознания из тела, когда утверждается, что человек видел или слышал то, что воспринимать не мог бы, с христианской точки зрения можно объяснить как общение с бесами. Многие из подобных случаев связаны с оккультными занятиями и ложными учениями (ср. 1 Тим. 4:1 и да¬лее). Как бы то ни было, бессмертие тем самым не доказывается, поскольку существуют и другие объяснения.
С христианской точки зрения здесь возникает серьезный вопрос: был ли человек действительно мертв? Согласно христианскому пониманию смерти (ср. Быт. 35:18; 2 Кор. 5:8; Иак. 2:26), она наступает, когда душа выходит из тела. Если душа не покидала тела, то пережитое не свидетельствует о жизни после смерти. Если же покидала, то ее возвращение в тело представляло бы собой воскрешение. Только Бог может воскрешать мертвых (Вт. 32:39; 1 Цар. 2:6; Ин. 5:28-29; 11:25). Однако подобные случаи происходили со многими нехристианами и лишь утвердили их в их антихристианских убеждениях. Бог не стал бы совершать чудо, чтобы утвердить людей в их заблуждениях. Далее, оставление тела и возвращение в него противоречат Библии, где сказано, что мы умираем лишь один раз (Евр. 9:27). Если принять аргументацию о том, что подобные случаи в состоянии клинической смерти свидетельствуют о жизни после смерти, получилось бы, что такие люди умирают дважды.

Довод на основе мистических видений.
Тот мистический духовный опыт и небесные видения, на которые часто ссылаются в определенных церковных кругах, в случае своей истинности составили бы доказательство существования жизни после смерти. Павел сообщает об одном таком случае в своей жизни (2 Кор. 12), хотя он достаточно осторожен, чтобы не уточнять, было ли это просто видением или путешествием «вне тела».
При апелляции к откровениям должны быть выдвинуты доказательства достоверности таких откровений. В случае мистического духовного опыта рациональных доказательств не существует. Если человек оставался в теле, имея видение, скептик может заявить, что внутренние субъективные ощущения именно такими и являются - субъективными - и не имеют для всех остальных силы неопровержимого свидетельства. Если же человек действительно выходил из тела и вернулся, это противоречит учению Библии о том, что мы умираем только один раз. Любое опрометчивое заявление о том, что Бог воскресил кого-то из мертвых, сразу порождает ту проблему, что Бог не стал бы воскрешать людей, которые начнут проповедовать учение, противоречащее Библии. У большинства тех, кто заявляет о своем опыте выходов из тела, учение противоречит Библии
.
Довод на основе общения с умершими.
Еще одно, совершенно небиблейское утверждение состоит в том, что существование жизни после смерти можно подтвердить на основе общения с умершими через медиумов или в состоянии транса. Это характерно для оккультных кругов и течения Нью Эйдж. Элизабет Кюблер-Росс, автор книги «Смерть и умирание» (Kubler-Ross, Death and Dying), заявляет, что имеет опыт такого общения. Скептики, однако, объясняют эти случаи как галлюцинации или как выбросы из подсознания. Христиане указывают, что Библия запрещает общаться с умершими (Вт. 18:11) и предостерегает о бесовских обманах (1 Тим. 4:1; 1 Ин. 4:1).

Довод на основе предназначения жизни.
Кое-кто ссылается на предназначение, смысл, цель жизни в качестве довода в пользу бессмертия. Рассуждают здесь так: жизнь должна иметь осмысленное предназначение; жизнь, которая кончается небытием, такого предназначения не имеет; следовательно, должна существовать жизнь после смерти (Kreeft, 248).
Критики, разумеется, отвечают, что жизнь отнюдь не обязана иметь осмысленное предназначение. Иные же стали бы спорить, почему таким осмысленным предназначением не может быть продолжение существования рода человеческого.

Правдоподобные и вероятные доводы в пользу бессмертия.
Очевидно, лучший способ заполнить пробелы в аргументации о бессмертии - обратиться к свидетельству других доводов. Существуют более резонные основания верить в бессмертие; некоторые из доводов выглядят весьма сильными. Сильнейшим из всех является довод, основанный на телесном воскресении Христа.

Довод, основанный на воскресении Христа.
Бессмертие доказано тем фактом, что Христос воскрес из мертвых (будет тема ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА: СВИДЕТЕЛЬСТВА). Свидетельства этого таковы:
В Новом Завете указано, что свыше 500 свидетелей видели Христа после Его воскресения (1 Кор. 15:6) в двенадцати различных случаях на протяжении периода в сорок дней (Деян. 1:3). В каждом таком случае Его видели и слышали Его голос. К Нему притрагивались по меньшей мере дважды (Мф. 28:9; Ин. 20:17; см. также Лк. 24:39; Ин. 20:27). Он принимал пищу (Лк. 24:30,42-43; Ин. 21:12-13; Деян. 1:4; ср. Деян. 10:41). На Его теле были видны раны, оставшиеся после распятия (Лк. 24:39; Ин. 20:27). Ученики видели Его пустой гроб и погребальные пелены, в которые было обернуто Его тело. Это событие превратило последователей Христа из испуганных и рассеявшихся скептиков в величайшее миссионерское сообщество мира, проповедующее Воскресение. Все эти свидетельства не могут быть объяснены ничем иным, кроме буквального, телесного воскресения Христа. Были предложены натуралистические альтернативные объяснения, но ни одно из них не выглядит правдоподобным. Они делятся на две категории. В одной отрицается, что Иисус действительно умер, хотя свидетельства реальности Его смерти более чем достаточны. Во второй категории отрицается, что Он воскрес, и предлагаются натуралистические альтернативы. Все это легко опровергается свидетельством.

Довод, основанный на существовании личностного Бога. Приняв, что теистический Бог существует, можно утверждать, что человеческие существа, наделенные в своем бытии рациональным, нравственным и нематериальным аспектом, сотворены не для того, чтобы подвергнуться уничтожению. Доказательство строится так:
1) Имеются весомые свидетельства того, что личностный теистический Бог существует.
2) Люди созданы но образу и подобию Божию, в качестве личностных, рациональных и нравственных существ.
3) Личностный теистический Бог не стал бы уничтожать то, что подобно Ему в столь важных аспектах.
4) Следовательно, люди бессмертны.
Как справедливо отмечают критики, это довод априорный. Он основан на наших ожиданиях относительно того, как поступил бы Бог, но никакой необходимости поступать именно так у Него нет. При всей справедливости этого возражения, оно не умаляет силу приведенного довода в экзистенциальном и нравственном отношении.
Сущность человека - ее личностный, рациональный и нравственный аспект - снимает то возражение, что, как верят даже христиане, Бог все-таки уничтожает души животных. Почему бы Ему не уничтожать и людей? Ответ звучит весьма убедительно: люди созданы по Его образу и подобию.

Довод на основе Божией любви.
Сходное рассуждение исходит из любви Божией. Теистический Бог — это Бог благой и любящий (см. БОГ: СУЩНОСТЬ). Но ведь любящий Бог будет желать добра тем, кого любит. Отсюда, по всей видимости, следует бессмертие: любящие не уничтожают любимых, они желают, чтобы объект их любви существовал вечно. Бог - абсолютно любящее Существо. Поэтому Бог хочет, чтобы все люди существовали вечно (ibid., 246).
Это рассуждение, как могут возразить, доказывает не слишком многое. В нем не утверждается, что Бог должен хотеть, чтобы начало существовать хоть одно бес¬мертное создание или даже чтобы его существование было бессмертным. В нем просто указывается, что, с учетом того факта, что Бог избрал сотворить личностные существа, разумно будет предположить, что Его личная любовь к созданным Им личностным существам подскажет Ему и дальше желать, чтобы они существовали. Разумеется, в такой форме это не исчерпывающее доказательство бессмертия, а лишь разумно обоснованный довод.

Довод на основе высшей справедливости.
Теистический Бог абсолютно справедлив. Доказательство, исходящее из представлений о Божией справедливости, выглядит так:
1) Бог есть высший эталон справедливости.
2) Для многого в этой жизни высшей справедливости нет.
3) Следовательно, должна существовать иная жизнь, в которой и воплощается высшая справедливость.
В возражениях против первой посылки не учитывается доказательство существования Бога, или же они оказываются, при ближайшем рассмотрении, внутренне противоречивыми. Ведь если настаивать, как это делают антитеисты, что этот мир, в конечном счете, несправедлив, то придется признать, что существует высший эталон справедливости, но которому и оценивается несправедливость (предполагается тема АТЕИЗМ; ПРОБЛЕМА ЗЛА).
Точно так же затруднения возникают при попытке доказать, что высшая справедливость существует в этой жизни. Кто-то может, ссылаясь на понятие реинкарнаций, настаивать, что всякая несправедливость будет устранена в следующих инкарнациях. Но это не поможет, ведь верящие в реинкарнации верят также в существование души после смерти и/или в ее бессмертие. А без таких апелляций придется, по всей видимости, признать, что в этой жизни существует неустранимая несправедливость. И тогда трудно будет объяснить, почему абсолютно справедливый Бог не исправит этого в другой жизни. Если ссылаться на уничтожение как справедливое нака¬ание, то, надо полагать, хотя бы кто-то заслуживает вечной жизни.

Довод на основе нравственного императива.
Иммануил Кант выдвинул такой довод практического разума: высшее благо для всех людей состоит в том, чтобы быть счастливыми, находясь в гармонии со своим нравственным императивом. Однако люди не могут достигнуть высшего блага в этой жизни. Не могут они и обрести это благо без Бога. Следовательно, мы должны постулировать существование Бога и грядущей жизни, в которой можно будет достигнуть высшего блага.
Критики Канта говорят, что он в действительности не доказал бессмертие. Он доказал лишь, что бессмертие имеет смысл. Мы также ощущаем, что нравственный императив имеет смысл. Однако мы не располагаем доказательствами того, что реальный нравственный императив действительно существует. Такие возражения состоятельны, но, в сущности, не подрывают рациональную уверенность в том, что следует постулировать существование бессмертия в качестве объяснения, обоснования нравственности. Этот довод о высшей причине зачастую формулируется в виде доказательства на основе высшей справедливости.

Довод на основе стремления человека к небесам. К.С.Льюис (Lewis: Mere Christia¬nity, Surprised by Joy, The Pilgrim's Regress, The Problem of Pain, The Weight of Glory) выдвинул такое доказательство:
1) Каждому врожденному и естественному стремлению соответствует объект, способный его удовлетворить.
2) Человеческим существам свойственно врожденное и естественное стремление к бессмертию.
3) Следовательно, должна существовать вечная жизнь после смерти.
Для обоснования первой посылки указывают на то, что «если есть голод, есть и пища; если есть жажда, есть и питье; если есть эрос, есть и секс; если есть любознательность, есть и знание; если есть одиночество, есть и общение» (Kreeft, Handbook, 250). Вторую посылку обосновывают указанием на наше таинственное, мистическое стремление, которое отличается от всех остальных своей неизъяснимостью и тем, что объект его недостижим в этой жизни, а само присутствие у нас этого стремления воспринимается как большая драгоценность и счастье, чем любое другое из блаженств. Как бы косноязычно мы это ни выражали, то, чего все мы жаждем, есть рай, небеса или вечность (ibid.).
Если наши посылки верны, то существует нечто «большее», нежели эта жизнь. Тот факт, что мы жалуемся на эту жизнь, на боль, на смерть, свидетельствует о глубоко укоренившемся стремлении к вечности. Может быть, мы никогда ее не обретем, но это не в большей степени может опровергнуть ее существование, чем чье-то пожизненное одиночество может опровергнуть благословения брака или смерть от голода доказать, что в мире не существует еды (ibid.). Этому доводу присуща позитивная нравственная сила.

Довод о бессмертии по типу «беспроигрышного пари» Паскаля.
Хотя аргументация типа «беспроигрышного пари» Паскаля применялась прежде всего для доказательства существования Бога, ее можно несколько видоизменить и для доказательства бессмертия. Говоря вкратце, если мы все приобретаем и ничего не теряем, веря в бессмертие, то глупо было бы в него не верить. Могут возразить, что это, в сущности, но доказательство бессмертия, а резон верить в него независимо от наличия доказательств. В этом отношении оно подобно рас¬уждению Юма о чудесах. Последнее, в лучшем случае, показывает лишь, почему людям следует верить, что чудес не бывает. Не исключено, что бессмертия не существует, хотя глупо было бы в него не верить.

Заключение.
Какие бы догадки, упования и заключения о жизни после смерти ни следовали из человеческого разумения и опыта, самым достоверным доказательством (Деян. 1:3; 2 Тим. 1:10) бессмертия остается воскресение Иисуса Христа и тех, кого Он и другие пророки и апостолы воскресили из мертвых, как сказано в Писании. Другие предполагаемые воскресения не имеют подтверждений и обычно оказываются мошенничеством или ошибочными претензиями. Другие правдоподобные доводы дополняют свидетельство о воскресении, но без него не выглядят столь убедительными. Впрочем, некоторые из них имеют свои достоинства. В совокупности они образуют некое восходящее к общему откровению, то есть независимое от Писания, свидетельство о бессмертии человеческих существ.

Библиография:
R. Abanes, Journey into the Light.
W.L.Craig, Knowing the Truth about the Resurrection.
R. Geis, Life after Death.
N.L.Geisler, The Battle for the Resurrection.
___and J. Y. Araano, The Reincarnation Sensation.
M. J. Harris, Raised Immortal.
A. Kole, Miracle and Magic.
P.Kreeft, Handbook of Christian Apologetics.
___, The Heart's Deepest Longing.
G.Ladd, «The Greek Versus the Hebrew View of Man» //
The Pattern of New Testament Truth. C.S.Lewis. Mere Christianity.
___, Surprised by Joy.
___, The Pilgrim's Regress.
___, The Problem of Pain.
___, The Weight of Glory.
J. P. Moreland and G. Haberraas, Immortality: The Other
Side of Death. Plato, Phaedo. ___, Republic.

Автор:  Юлия [ 13-01, 12:00 ]
Заголовок сообщения: 

Малыш, спасибо Вам!

Автор:  Малыш [ 13-01, 12:43 ]
Заголовок сообщения: 

Юлия писал(а):
Малыш, спасибо Вам!

Да на здоровье! :-D

Автор:  Сергиус [ 13-01, 16:11 ]
Заголовок сообщения: 

Юлия писал(а):
Малыш, спасибо Вам!

Лучше просто повысить человеку репутацию! :-D Это избавит форум от флуда

Автор:  ALTERNATIVA [ 24-01, 18:01 ]
Заголовок сообщения: 

Тут вы говорите исключительно о безсмертии душевном, а что скажете о безсмертии тела? Душа без мозга не может сохранять информацию, а без информации безсмертие души - ничто. вся информация хранится в мозгу , отсюда вывод что душа при выходе из тела теряет информацию.
Учеными доказано что мозг человека работает на каких то 10- 15 % , а если б он работал на 100% то научившись управлячть своим телом (а именно мозг управляет телом , а не наоборот) можно остановить процесс старения (чтоб понять нужно отбросить все рамки навешаные обществом).
Цитата:
Программа «Колыбель» включает в себя программу реверса генетического кода человека, психоинформационную подготовку, техническое обеспечение, медикаменты и многое другое. Это нужно просто осознать; что тело человека — это не совершенство, это не храм, а лаборатория алхимика, разрушенная сумасшедшим богом!
Глубинная Книга

А нам как раз и нужно избавлять себя от опытов над человеком и программ навешанных ему свыше.

Автор:  Малыш [ 24-01, 22:26 ]
Заголовок сообщения: 

ALTERNATIVA писал(а):
Тут вы говорите исключительно о безсмертии душевном, а что скажете о безсмертии тела?

Вы невнимательно читали. Говорится именно о телесном воскресении.

Автор:  ALTERNATIVA [ 25-01, 00:25 ]
Заголовок сообщения: 

Малыш писал(а):
Вы невнимательно читали. Говорится именно о телесном воскресении.
Воскресении. Воскресение может быть если перед етим умереть. А я говорю о том что можно не умирать.

Автор:  Blade [ 25-01, 09:22 ]
Заголовок сообщения: 

ALTERNATIVA писал(а):
А я говорю о том что можно не умирать.



А что именно интересует? Способ как изобрести бессмертие (теоритеческий естественно)? Или как на это посмотрит Бог ежели все таки изобрести? Или еще что то...

Автор:  Малыш [ 25-01, 12:21 ]
Заголовок сообщения: 

ALTERNATIVA писал(а):
Воскресении. Воскресение может быть если перед етим умереть. А я говорю о том что можно не умирать.

Теоретически, может, и можно. Но тема не об этом. ;-)

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/