Христианский ФОРУМ http://missija.flyfolder.ru/ |
|
Апофатическое богословие http://missija.flyfolder.ru/topic252.html |
Страница 3 из 5 |
Автор: | Малыш [ 21-05, 13:44 ] |
Заголовок сообщения: | |
Если говорить о протестантизме, то там, наверное, все же катафатическое богословие первично. Хотя не уверен, что везде и у всех. В православии же, например, традиционно ставится выше апофатическое богословие, но не считается единственно возможной формой познания Бога. Но само по себе одно без другого, безусловно, неполно. |
Автор: | Aster [ 21-05, 14:56 ] |
Заголовок сообщения: | |
Кстати, Малыш, а Вы лично не знакомы с Солодовниковым? Это, который настоятель лютеранской церкви г.Рязань, а сам он из бывших баптистов. У меня, скоро командировка в Рязань намечается. Я кое-что читал из Солодовникова, тогда еще бывшего в баптизме. Вот, с кем есть об апофатическом богословии побеседовать. Если у него, конечно время свободное найдется. Заодно и про баптизм потереть... Так сказать, взгляд с другой стороны. ![]() |
Автор: | Малыш [ 21-05, 19:10 ] |
Заголовок сообщения: | |
Aster писал(а): Кстати, Малыш, а Вы лично не знакомы с Солодовниковым? Это, который настоятель лютеранской церкви г.Рязань, а сам он из бывших баптистов.
У меня, скоро командировка в Рязань намечается. Я кое-что читал из Солодовникова, тогда еще бывшего в баптизме. Вот, с кем есть об апофатическом богословии побеседовать. Если у него, конечно время свободное найдется. Заодно и про баптизм потереть... Так сказать, взгляд с другой стороны. ![]() Нет, не знаком. Читал у него статью "Есть ли духовное пристанище у русской интеллигенции? Только не в баптизме!", а больше ничего. Знаю, что у него вышла книга под названием "То, что я думаю на самом деле", но нигде не могу ее найти. Вы, случаем, не в курсе? Думаю, что он во многом прав, хотя кое-что, возможно и утрирует. |
Автор: | Aster [ 21-05, 23:01 ] |
Заголовок сообщения: | |
Малыш писал(а): Знаю, что у него вышла книга под названием "То, что я думаю на самом деле", но нигде не могу ее найти. Вы, случаем, не в курсе?
Нет, Малыш, не в курсе ![]() ![]() |
Автор: | Малыш [ 22-05, 10:08 ] |
Заголовок сообщения: | |
Aster писал(а): Малыш писал(а): Знаю, что у него вышла книга под названием "То, что я думаю на самом деле", но нигде не могу ее найти. Вы, случаем, не в курсе? Нет, Малыш, не в курсе ![]() ![]() ![]() http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=45525&cf= |
Автор: | Aster [ 23-05, 20:59 ] |
Заголовок сообщения: | |
Малыш писал(а): И что меня очень порадовало так это то, что ни один из моих друзей из евангельско-баптистского брастства от меня не отказался после того, как я перешел в Евангельско-Лютеранскую Церковь. Кто были друзьями, те так и остались ими".
Малыш, давайте переползем в тему про баптистов, там и потолкуем. Глядишь, и еще кто-нибудь подтянется... |
Автор: | Прокл [ 27-07, 21:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Апофатическое богословие |
Малыш писал(а): Разработано оно христианским богословом поздней античности (ок. 5 века), неоплатоником Псевдо-Дионисием Ареопагитом.
Начнём с того, что "разработан", как вы выражаетесь, апофатический метод не псевдо-Дионисием. Псевдо-Дионисий лишь только написал корпус Areopagitik. То есть этот человек лишь сделал некоторые записи определённой устной традиции ; а никак не "разрабатывал" оную. А вот кем "разработана", или основана эта богословская школа, и когда - ответить не представляется возможным. Здесь мы и сталкиваемся с устным Преданием Церкви. Возможно что сами Апостолы были посвящены Христом в эти Тайны. Проблески апофатического метода заметны ещё в творениях мужей Апостольских. Затем они видны в триадологических спорах. Например, Ориген выступал против наделения Бога сущностью, исходя именно из апофатических предпосылок. То есть, неверно говорить, что апофатический метод появился с книгами псевдо-Дионисия ; псевдо-Дионисий лишь сделал некоторые записи из известного ему богословского учения, существовавшего до него, и представлявшего собой древнюю школу. И уже из его предисловия к посланию к Тимофею видно, что школа эта сохраняла своё учение, как Великое, Священное, как недосягаемое для невежественной толпы. Он пишет : "Но смотри, как бы не стало известно это кому-нибудь из непосвященных, под коими я подразумеваю тех, которые настолько прилепились к дольнему миру, что возомнили, будто кроме естественного не существует никакого сверхъестественного бытия, наивно полагая при этом, что благодаря своим познаниям они могут уразуметь Того, Кто "соделал мрак покровом Своим" ( А мы тут в каком-то форуме, бросаем это учение на растерзание случайным компьютерошлёпающим.) Так что первое ваше утверждение (о "разработке") неверно. Второе. Неверно также и то, что псевдо-Дионисий был неоплатоником. Да, при беглом просмотре, может создаться иллюзия, что в его сочинениях сквозит неоплатонизм. Но это только при беглом просмотре. В действительности же это качественно иное учение. Да, апофатический метод известен был ещё Лао-Цзы ; известен он был и древней философии Индии ; знал его и Платон и платоническая традиция, пифагорейцы... ; ну и конечно Плотин. Но ! Христанский апофатизм имеет перед всеми ими то великое преимущенство, что ему известно Откровение. И поэтому ставить Дионисия Ареопагита на один уровень с Плотином - совершенно неверно. Плотин язычник - Дионисий христианин. Хотя..., скажу к слову - философия неоплатонизма настолько глубока и высока, что вызывает удивление и преклонение ; это даже не философия, а некое глубочайшее религиозное созерцание. Дай Бог многим, так называемым, христианам возвысится до такого созерцания. Но христианский апофатизм - это нечто несравненно более высокое ; точнее, это апофатизм освобождённый от языческих "неточностей". Так что, уважаемый Малыш, мне очень жаль, но вы тут немножко не так выразились. |
Автор: | Малыш [ 28-07, 10:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Апофатическое богословие |
Прокл писал(а): Начнём с того, что "разработан", как вы выражаетесь, апофатический метод не псевдо-Дионисием. Псевдо-Дионисий лишь только написал корпус Areopagitik. То есть этот человек лишь сделал некоторые записи определённой устной традиции ; а никак не "разрабатывал" оную. А вот кем "разработана", или основана эта богословская школа, и когда - ответить не представляется возможным. Здесь мы и сталкиваемся с устным Преданием Церкви. Возможно что сами Апостолы были посвящены Христом в эти Тайны. Я вовсе не писал, что Псевдо-Дионисий придумал это метод, я сказал, что он его разработал. А разработать можно только то, что уже в каком-то виде существует. Прокл писал(а): Так что первое ваше утверждение (о "разработке") неверно. Так что верно, однако. Прокл писал(а): Второе. Неверно также и то, что псевдо-Дионисий был неоплатоником. Да, при беглом просмотре, может создаться иллюзия, что в его сочинениях сквозит неоплатонизм. Во всяком случае, все словари и энциклопедии называют его неоплатоником. Впрочем, это вовсе не означает, что он полностью разделял взгляды Плотина. Естественно, он был христианином, но основывал свое понимание христианства в том числе на некоторых неоплатонических идеях, безусловно толкуя их с христианской точки зрения. Впрочем, так же как Августин, к примеру. ![]() Прокл писал(а): Так что, уважаемый Малыш, мне очень жаль, но вы тут немножко не так выразились.
Здесь же не академический диспут, чтобы в коротком постинге описывать все нюансы! ![]() ![]() |
Автор: | Прокл [ 07-08, 19:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Апофатическое богословие |
Малыш писал(а): приведу несколько ярких высказываний Псевдо-Дионисия Ареопагита:
Полное неведение и есть познание Того, Кто превосходит все познаваемое. Лично я порой склоняюсь к тому, что только таким образом мы и можем мыслить о Боге. Вот видите, уважаемый Малыш, вы принимаете апофатический метод - а ведь давеча вы твёрдо утверждали то, что, дескать, то чего в Библии не написано, того нам не надо. К чему это я ? Да к тому, что "Sola Scriptura" - это тесно, как видите. Это только недалёким умам впору. Думаю, что согласитесь со мной. И то что вы склоняетесь к апофатическому методу, говорит о том, что сердце ваше ищет - полноты Откровения, Священного Предания ищет. А что такое труды Ареопагита, как не Священное Предание ! Христианин - мыслящий христианин - не может не рефлексировать над тем что есть Бог. Не может не жаждать узнать, что думали об этом другие, христианская древность, Отцы.. И Дух Святой как раз к этому-то и побуждает. И мыслящий христианин не может однажды не понять, что полноту Откровения хранит не книга, а - дух Церкви, Дух Святой, обитающий в духе Церкви. Как писал старец Силуан: "Если бы исчезли на земле все книги Священного Писания, то Церковь написала бы их снова. Безо всякого ущерба." -Ибо Истина не в книге - а в Боге ; а Бог - в Церкви. И Библия в Церкви. Ею пишется и ею объясняется. И при затвердённом и бездумном следовании "Sola Scriptura", никогда и ни при каком условии невозможно открыть для себя величие апофатического метода. "Только Писание" - нам этого не открывает. |
Автор: | Aster [ 10-08, 13:35 ] |
Заголовок сообщения: | |
Прокл писал(а): И мыслящий христианин не может однажды не понять, что полноту Откровения хранит не книга, а - дух Церкви, Дух Святой, обитающий в духе Церкви.
прп. Серафим Саровский о значении Евангелия: Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным. Сам преподобный, постоянно прочитывал Новый Завет, в течении недели. Это не просто книга, которая напоминает нам о Боге. Это Благодать Божия, через Откровение. |
Страница 3 из 5 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |