Христианский ФОРУМ
http://missija.flyfolder.ru/

Апофатическое богословие
http://missija.flyfolder.ru/topic252.html
Страница 2 из 5

Автор:  Tilia [ 09-05, 23:36 ]
Заголовок сообщения: 

Вот мне тоже казалось, что должно бы быть "ката-"...

Знаете, в вопросах с выбором из возможных ответов в таких случаях есть ещё вариант: ни то, ни другое :)

И ещё: я в истории, конечно, не силён, но мне кажется, что для Сирии вообще характерна значительная веротерпимость... Но это чисто субъективное ощущение, даже не мнение. Может, поэтому всё это так гладко прошло...

Псевдо-Дионисий Ареопагит писал(а):
Погружаясь в сверхмыслимый Мрак (Божественного безмолвия), я не просто немногословие, но полнейшую бессловесность и безмыслие обретаю.
<...>
Вследствие Своей запредельности Бог как Причина умопостигаемого бытия не является чем-либо умопостигаемым.
Бог не есть что-либо познаваемое, ни что-либо существующее.
Божественный Мрак - это тот неприступный Свет, в котором, как сказано в Писании (1 Тим 6,16), пребывает Бог.
Полное неведение и есть познание Того, Кто превосходит все познаваемое.
Очень похоже на буддийские парадоксы: "мрак есть свет", "полное неведение есть познание"...
И ещё: "Бог не есть что-либо существующее". Может, это и есть суть "религии атеизм", как Вы любите её называть?.. Атеизм даже более последователен в отрицании: это отрицающее небогословие! :)

Автор:  Aster [ 10-05, 00:05 ]
Заголовок сообщения: 

Малыш писал(а):
Вы уверены в том, что написали?

Малыш, сёдня не потреблял...сухой как лист...ик...честно... :-D

Малыш писал(а):
Апофатическое богословие является одним из методов (вместе с катофатическим), которым пользуются богословы всех христианских конфессий.

Давайте разберемся. Данное "богословие" исключает абсолютно все атрибуты Бога. Да, познание Бога исключено, тут никто не спорит, поскольку Бог действительно трансцендентен.
Но...Разве мы говорим об абсолютном познании Бога?
Исключая, абсолютно все умопознаваемые качества Бога, человеческий рассудок приводит к заключению, что Бога нет.
Что может быть сущее, не наделенное абсолютно ничем?
Сдесь не лишне процитировать Паламу.

"Бог, – говорит Палама, – имеет и то, что не есть сущность. Но это не значит, что то, что не есть сущность, является принадлежностью (акциденциею). Оно не есть принадлежность, так как совершенно неизменяемо; но и не сущность, потому что не есть самобытное бытие"..

Разумеете, братья? По Паламе, Бог сущий- но не есть сущность. Это прямой путь в психушку...
Все это напоминает парадокс русского языка, где двойное утверждение означает отрицание. Вроде недоверчивого "Да уж, да уж".
Апофатическое "богословие " , очень удобно гностику, в его восприятии, типа: "Что-то наверное ТАМ есть, но лучше об этом не задумываться".
Малыш писал(а):
Катафатическая (утвердительная) теология появилась позже апофатической. Она пытается описывать Бога посредством позитивных утверждений, атрибутов и обозначений - "всесильный", "всеблагой", "всесовершенный", "любовь", "свет" и т.д.

Вот именно. отрицая, все вышеизложенные атрибуты, тем самым отрицается НЗ.

Малыш писал(а):
В Православии апофатическое богословие ставится выше катафатического богословия. А иудаизм считает апофатическое богословие единственно возможной формой познания Бога, так как один из тринадцати принципов иудаизма гласит, что Ему нет вообще никакого подобия.

Что касаемо иудаизма, то тут в принципе все понятно. Иудаизм, не есть христианство.
Православие, ставя во главу угла апофатический мистицизм, при этом не забывает всеми способами, донести до зрителя образ Бога,тем самым, наделяя Его определенными умопознаваемыми атрибутами, противореча самим себе.
Лично для меня, апофатическая философия, выражается только в понятии "Бог-есть Закон", потому как понятие "Закон" не обладает никакими атрибутами. На том можно было бы стоять, если бы не откровения Нового Завета.
Как я уже говорил, апофатическое "богословие", в чистом виде, не может иметь ничего общего с христианством. Разве что с иудаизмом :lol:

Автор:  Сергиус [ 10-05, 09:29 ]
Заголовок сообщения: 

Aster писал(а):
Как я уже говорил, апофатическое "богословие", в чистом виде, не может иметь ничего общего с христианством.
Странная у вас реакция. Я думал, что апофатическое богословие- неотъемлемая часть христианского вероучения. Даже не заглядывал в эту тему. А оказывается здесь такие споры! :lol:
Очень часто нам даже в вопросах касающихся материального мира приходится говорить ни то, ни другое. Например, корпускулярно- волновой дуализм. Фотон проявляет себя и как волна и как частица, но при этом не является ни тем ни другим.
В отношении Бога мы не всегда можем найти понятия и аналогии из материального мира, поэтому в любом случае приходится прибегать к апофатическому Богословию.
Возьмем хотя бы учение о богочеловечности Христа.
Христос только Бог? - Нет!
Только человек? -Нет!
Природы не слились в одно что-то средние, но они и не раздольны. При этом Бог остался неизменным.
Не всегда такие явления можно описать при помощи катафатического богословия.
Aster, вы же тоже употребляете термины непознаваемый, трансцендентный. А это терминология апофатического богословия.

Автор:  Малыш [ 10-05, 14:34 ]
Заголовок сообщения: 

Tilia писал(а):
Вот мне тоже казалось, что должно бы быть "ката-"...

Пардон :oops:

Tilia писал(а):
Знаете, в вопросах с выбором из возможных ответов в таких случаях есть ещё вариант: ни то, ни другое :)

Ну.., это все же ветка по теологии... :lol:

Tilia писал(а):
И ещё: я в истории, конечно, не силён, но мне кажется, что для Сирии вообще характерна значительная веротерпимость... Но это чисто субъективное ощущение, даже не мнение. Может, поэтому всё это так гладко прошло...

Может. Но я думаю, не поэтому. Христианство - это все же иудейская секта. А в иудаизме это всегда было очевидно. ;-)

Tilia писал(а):
И ещё: "Бог не есть что-либо существующее". Может, это и есть суть "религии атеизм", как Вы любите её называть?.. Атеизм даже более последователен в отрицании: это отрицающее небогословие! :)

Вопрос не в отрицании. Вопрос в том, что ты отрицаешь. Атеизм просто отрицает Бога. Апофатическое богословие через отрицание того, чем Бог не является должно приходить к истинному внечувственному знанию (без-знанию) о Боге. :shock:

Автор:  Малыш [ 10-05, 14:37 ]
Заголовок сообщения: 

Aster, Сергиус уже сказал то, что хотел сказать я. :lol:

Автор:  Aster [ 18-05, 00:01 ]
Заголовок сообщения: 

Конечно, я погорячился в своих утверждениях. Признаю это. :?
Что могу сказать по существу.
Серьезно сбил меня с панталыку Псевдо-Дионисий Ареопагит , с его мистицизмом, возведенным в крайнюю степень, который мне довольно сложно принять. :(
По моему суждению, апофатические богословие, это некий базис трансцендентности Бога, в попытке умопознания, на котором должно выстраиваться катафатическое богословие Нового Завета, имеющее определенные атрибуты Бога.
Т.е. одно богословие, должно быть неразрывно связано с другим.

Автор:  Сергиус [ 18-05, 00:31 ]
Заголовок сообщения: 

Aster писал(а):
Серьезно сбил меня с панталыку Псевдо-Дионисий Ареопагит , .
Не читайте его! Это книга для стимулирования отека головного мозга! :lol:

Автор:  Малыш [ 20-05, 19:31 ]
Заголовок сообщения: 

Aster писал(а):
По моему суждению, апофатические богословие, это некий базис трансцендентности Бога, в попытке умопознания, на котором должно выстраиваться катафатическое богословие Нового Завета, имеющее определенные атрибуты Бога.
Т.е. одно богословие, должно быть неразрывно связано с другим.

В принципе, Вы правы. В идеале все именно так. Хотя апофатическое все же первично. ;-)

Автор:  Сергиус [ 20-05, 19:54 ]
Заголовок сообщения: 

Малыш писал(а):
Хотя апофатическое все же первично.

Не берусь спорить, т.к. не уверен в правоте своих мыслей, но все же их выскажу. :oops:
Почему вы решили, что апофатическое богословие первично?
Мне кажется, что мы начинаем узнавать о Боге из катафатического богословия. (Бог есть Любовь, Творец видимого и невидимого мира, Вездесущий, Всемогущий и т.д.)
А затем, когда поднимаются более серьезные богословские вопросы, то на помощь приходит апофатическое богословие.

Автор:  Aster [ 21-05, 12:34 ]
Заголовок сообщения: 

Малыш писал(а):
Хотя апофатическое все же первично.


Сергиус писал(а):
Мне кажется, что мы начинаем узнавать о Боге из катафатического богословия.

А меня братья, раздирают сомнения, что же первично. Вроде и так верно, и так... тоже верно... Я...запутался %)
М-да, рванул я с низкого старта, а впереди оказалась стена, которую еще надо пробивать :?
Пора в отпуск, грядки тяпать :-D

Страница 2 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/