Со времен Будды, а возможно - и еще раньше, каждый духовный наставник находит свойственное своей природе решение этой дилеммы. С одной стороны, объяснить ничего невозможно. Как нельзя слепорожденному объяснить, что такое свет. Но можно довольно легко создать у него в голове удовлетворение интеллектуальным пониманием вместо подлинного исцеления, прозрения. С другой же, - потребность поведать о немыслимой возможности преображенного способа существования есть естественное следствие того, что в буддизме называют просветлением.
Поэтому мастеров условно можно разделить на две группы: добрых и мудрых. Позицию мудрого учителя можно выразить дзенским мондо: "Когда приходит весна, трава растет сама по себе". Или "Не помочь травке вырасти, потягивая ее вверх за зеленый кончик". Мудрый учитель при этом выглядит и самым добрым.
Добрый же, любящий мастер неустанно находит все новые методы приблизить прозрение еще слепого ученика. Дать ему понятие о свете, не угасив при этом его жажды.
--- (далее, после пояснения "Что видит слепой" последует кусок "Жестокая любовь")
_________________ Не важно, что написано. Важно, как понято.
|