Христианский ФОРУМ

Текущее время: 19-03, 11:53

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18-08, 04:12 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-11, 18:06
Сообщения: 6078
Откуда: Москва
Цитата:
но этого никто никогда не узнает. потому что слово то одно

- Всякому и не лингвисту известно: всякое почти слово имеет диапазон значений. Порой незаметный носителям языка, но достаточно четко различаемый в словарях.
- Кроме этой "квантуемости" смыслов, Мандельштам говорил (что в его поэтике было весьма важно): всякое слово имеет не только ядро, но и окружающее его поле значений.
(«О природе слова»). Тут речь больше о контекстном влиянии.

Цитата:
Проблема, друзья, чисто лингвистическая. Точнее: изменение семантики слова в разных культурных средах. :)

Потому и: как сказал Конфуций, начинать надо с "исправления имен", с уточнения определений.
Большинство же не склонно задумываться над "и так" им уже известном.
Людям в простоте душевной свойственно полагать, что уж их-то 2я сигнальная система сигналит им безошибочно и единственным возможным образом.

Можно объясняться с теми, кто говорит на другом языке,
но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл.
– Жан Ростан



Изображение

_________________
Не важно, что написано. Важно, как понято.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18-08, 04:12 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-11, 18:06
Сообщения: 6078
Откуда: Москва
Не вижу в чем погрешаю против классических определений.
Вот прямо сейчас читаю в Шивананда - "Йога самхита":
"1. Что такое йога?
Йога--это наука, обучающая методу соединения духа человека с Богом. Йога--это божественная наука, освобождающая дживу и соединяющая ее с Абсолютом, врожденными атрибутами которого являются анатха ананда (бесконечное блаженство), парам шанти (высший покой), бесконечное знание, непреходящая радость и вечная жизнь.
Термин йога в ограниченном смысле он обозначает аштанга йогу, или раджа йогу Патанджали."


Просто язык отличается от математики тем, что слово может иметь не одно, а несколько значений. (В случае "йога" и "религия" и для данного рассмотрения можно говорить 1 - в узком и 2 - в широком смысле).
Что мало приемлемо в математике и вовсе невозможно в программировании (то и другое - варианты языка), - но для лингвистики является просто фактом.

_________________
Не важно, что написано. Важно, как понято.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18-08, 04:13 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-11, 18:06
Сообщения: 6078
Откуда: Москва
Религия

Если прежде менялись наши понятия о мире, то теперь меняются понятии о самом "феномене человека".

Многие прогрессивные атеисты не ведают, насколько они глубоко увязли в своем советском происхождении вообще,
и в полученном в прошлом веке высшем образовании в частности.

Просто надо последовать совету Конфуция и начать с "исправления имен". Под словом "орех" можно понимать как его ядро, так и жесткую кожуру. А слово-то одно :) .

Лично я под "религией" (хоть словом этим, если и пользуюсь, то весьма обобщенно и условно) имею в виду расширенную современным пониманием психологию личности и, как следствие, расширенное современной наукой понимание мироздания и его связи с человеком.
Как-то так.

Дело в том, что современная наука все больше теряет уверенность в самом существовании грани между субъективным и объективным.
Не говоря уж о всем прочем, от чего мышление прошлого века (чтоб не упасть в обморок) приходит в негодование и ужас.
Приходит оно в себя и подуспокаивается, когда о том же ей повествуют авторитетные ученые (такие как Карл Саган и др.), еще в прошлом веке в значительной степени освоившие наследие революции в физике ХХ века.

Если прежде менялись наши понятия о мире, то теперь меняются понятии о самом "феномене человека".

Семантика слов "религия" и "йога" совпадают. Это не "вера" и не "философия". Это комплексная плерома* систем преображения сознания человека.
Или - методологии превращения нашего обыденного сознания, как тополиное семя превращается в могучее дерево.
--
*) Можно слово "плерома" заменить образом слона из притчи о слепых мудрецах.

Религия в привычном бытовом смысле сюда относится лишь, в лучшем случае, потенциально.
Религия в привычном бытовом смысле есть частные случаи самых начальных (неловких и потому мало эффективных) шагов в бхакти-йоге.

Нынешней агрессии религиозных институтов достохвально решительно противостоять.
Но это именно достойная гражданская позиция,
никак не отменяющая поиски подлинного смысла своего существования.

_________________
Не важно, что написано. Важно, как понято.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18-08, 04:46 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-11, 18:06
Сообщения: 6078
Откуда: Москва
Религия земная и небесная; отделимы ли мухи от котлеты?

А вот лингвистика (в отличие от традиционной математики) - штука квантовая:
знаковое слово склонно принимать не одно, а несколько значений (См. любой словарь, в частности, различные дефиниции слова "религия"; пользуюсь лишь одним из них, причем в контрасте с другими).

Можно, конечно ж, ввести дополняющие определения.
Как в случае "Любовь земная" и "Любовь небесная" (Афродита Урания и Афродита Пандемос) Или на родном Тициану языке - Amor sacro e Amor profano.
Как видно из картины, кто из них земная, а кто небесная - сразу и не скажешь.
Земная даже выглядит значительно пристойнее.


Изображение

_________________
Не важно, что написано. Важно, как понято.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18-08, 04:47 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-11, 18:06
Сообщения: 6078
Откуда: Москва
Цитата:
С исправления имён, говорите, ссылаясь на Кон Фу Цзи? ОК, пожалуйста, София, тогда уточните определения понятий : 1."своя", "свой", (и как их отличить от "не своего"; 2. "ограничивать", "ограниченность" ; 3."трансцендирование", и как отличить его от симуляции трансцендирования и самообмана. И, самое главное 4. "религия", и как отличить ее от нерелигии.

3."трансцендирование" - в самих практиках описаны и все их ловушки
4. Как кожура и сам орех; хоть все вместе - и определяют одним словом
"Нерелигий" не бывает. Бывает
а) машина, которой не умеют пользоваться
б) сломанная машина (религия практически утратившая свою внутреннюю традицию)
в) игрушечная машинка: внешне похожая, но совершенно не функциональная.

_________________
Не важно, что написано. Важно, как понято.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18-08, 04:48 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-11, 18:06
Сообщения: 6078
Откуда: Москва
Цитата:
Функции , выполняющая которые религиозная "машина" должна считаться совершенно исправной

Основные:
1.обращение к высшим силам для решения текущих жизненных проблем
2. создание устойчивой картины мира и зоны метафизического комфорта
3.легитимация традиционных социальных институтов и культурных практик

Дополнительные:
1.высшая санкцция морально-этических норм
2. конструирование этничности
3. консервативно-эстетическая

в виде виньетки - санкционирование мистического опыта как дозволенного и канонического

роль мистического для религии, получение периодического подтверждения истинности традиции со стороны высших сил, в виде:
1. чудес
2. праведности и мученичества
3. (на глубокой периферии) мистического опыта (в основном как дополнения к первым двум пунктам)


Прекрасно сформулированное то,
о чем кн. Мышкин восклицал: "Ах не о том, не о том вы говорите!" :)
Труднехонько мне представить, скажем, Иисуса рулящим такой машиной.

Конечно, скорлупа ореха (религия в обычно употребляемом смысле) есть его часть и эволюционная стадия самого ореха; она не вполне ему чужда, служит защитой его ядра. Но такое отвердение и отчуждение своей части коррелирует со скорой гибелью и падением ореха: с древа жизни - на землю.

Образ ореха - метафора средней годности и покрывает лишь малую часть рассматриваемого явления: не более, чем корову - седло. Так что пользоваться ею можно в той узкой зоне, где она раскрывает, а не искажает мою мысль*.
Так что со временем, надеюсь, на ум и на язык подвернется нечто более годное.
---
*)Скажем, отношения ислама с суфизмом были отнюдь не идиллическими. Ислам не только на протяжении всей своей истории то и дело отказывался признавать суфизм своей находящейся под его защитой частью, но и попросту отказывался признавать суфизм частью ислама.**

**) "... Не только азхариты, но и марокканский философ персонализма Мухаммад 'Азиз Лахбаби придерживается такой же точки зрения: «Суфизм, будучи немусульманским по происхождению, изменил исконный дух ислама. Не надо забывать, как напоминает Л. Гарде, что мистицизм занимал в исламе лишь „периферийное положение по отношению к официальным религиозным наукам". И на это есть причины! Дело в том, что мистицизм чужд мусульманству, следовательно, все суфийские культы тоже немусульманские, если не антимусульманские»."
/Суфийские ордены в исламе - Тримингэм/

_________________
Не важно, что написано. Важно, как понято.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18-08, 04:48 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-11, 18:06
Сообщения: 6078
Откуда: Москва
Сходным /с суфизмом в исламе/ (но более полемическим чем физическим) гонениям подвергалась каббала в давние и хасидизм - в недавние времена.
Сидхи (чудеса) как побочное проявление святости в Западном христианстве (католицизме) встречаются с большим недоверием, а в Восточном (православии) исихазм не преследовался лишь благодаря стечению политических обстоятельств.
По сходной причине (благодаря стечению политических обстоятельств: революция 1917г) было прекращено дело имяславцев на Афоне.

Так что отношения религиозной скорлупы с орехом часто напоминают поведение "черной вдовы" с оплодотворяющим ее пауком.

_________________
Не важно, что написано. Важно, как понято.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18-08, 04:49 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-11, 18:06
Сообщения: 6078
Откуда: Москва
слово о словах

Цитата:
А как насчёт не-религиозных мистических линий типа толтеков?
Фишка в том, что есть нерелигиозный мистицизм, есть религии без мистицизма. То есть это два пересекающихся, но не совпадающих множества. В том числе вряд ли можно сказать, что мистицизм является для религии включённым множеством.

Все верно. Но у слова "мистицизм" есть тоже, еще более с толку сбивающие негативные коннотации. С другой стороны, Ошо (один из наиболее на российской сторонушке читаемых авторов) неустанно развивает семантику понятия "религия" в близком мной употребляемом смысле.
Использую его (с постоянными пояснениями: "религия вСС - в смысле Сони")
еще и для того, чтоб с грязной религиозной водой не выплеснуть и ребенка:
содержащийся в духовных практиках потенциал более полного понимания потенциала человеческого сознания.

_________________
Не важно, что написано. Важно, как понято.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18-08, 04:49 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-11, 18:06
Сообщения: 6078
Откуда: Москва
Религия и лжерелигия

Различие между религией и лже-религией, конечно же, пролегает вовсе не между исповеданиями, а внутри одной религии и даже внутри одного и того же человека в разные моменты его жизни.

Религия ничего не требует, но зовет к существенному изменению не столько образа жизни, как жизневосприятия; отказа от привычного образа себя и, в конечном итоге, - к полному преображению (которое вовсе не является прославлением себя в лучшем, идеальном виде).
Самореализация есть реализация истинной глубинной самости, которая нам в обычной жизни просто неведома, а вовсе не триумф суперэго, идеального образа себя, сформированного семьей и средой.
Рождение истинного "Я" переживается нашим эго как смерть; или, по меньшей мере, большое разочарование.

Лже-религия (то есть не какая-то "плохая", а частичная, временная, промежуточная, неполная религия)
для нашего эго весьма приятна. Она его ласкает и питает.
Религия рода,
и любая религия "наших", - именно религия такого рода.
И не важно, языческий ли это национализм, или любая самая замечательная религия, которой пользуются для успокоения и самопрославления.

В этом смысле не вижу психологического различия между самодовольным христианином и самодовольным иудеем.
Леденец религиозной исключительности (всегда прекрасно внутри любого данного исповедания обоснованный) лишь малая приманка и утешение* для подвига прыжка в Свободу и Счастье.
Для чего надо принять на себя значительное самоограничение
и откзаться от маленького привычного счастьица самоуслаждения**.

Как говорил в Дхаммападе Будда
Цитата:
Если отказ от маленького счастьица позволяет увидеть большое счастье, пусть мудрый откажется от маленького счастьица, размышляя о большом счастье.

------
*) то есть незначительное, несущественное прилагательное, - а вовсе не существительное религии.
**), которое молодой Пелевин на пару с Владимиром Данченко, переводя еще в самиздате Кастанеду, назвал "индульгированием", а анонимный (для меня, по меньшей мере) русский "Бодхи" ввел привишееся сокращение ЧСВ: чувство собственной важности.


Изображение

_________________
Не важно, что написано. Важно, как понято.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18-08, 04:50 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-11, 18:06
Сообщения: 6078
Откуда: Москва
То есть различаю религии не с точки зрения заложенной в них и благоговейно воспринимаемой информации,
а насколько мы используем ее для собственной трансформации.

_________________
Не важно, что написано. Важно, как понято.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB