Христианский ФОРУМ

Текущее время: 25-04, 18:03

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Пасха иудейская - 1
СообщениеДобавлено: 03-04, 22:34 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-11, 18:06
Сообщения: 6078
Откуда: Москва
/Это все очень бегло и поверхностно. просто чтоб лишь наметить тему транскультурных перекличек. Как всегда, это лишь оклик другим продолжить думать в этом направлении. Ведь рост понимания ведет и к взаимопониманию./

Пасха иудейская - 1

Забавный приключился со мной давеча случай.
В немалой еврейской компании, практически (что нередко в России) ничего о пасхе не знавшей, оказалась я, этнически русская православная, лучшим экспертом по иудаизму, и предложили мне стать баал седер: провести ритуал еврейской пасхальной вечери.

Что ж, говорю. Сказано в агаде, что для исполнения мицвы (заповеди) о пасхе достаточно трех слов: пэсах (пасха), маца и марор (горькие травы). Так что можно просто произнести эти три слова и этим ограничиться. Иудаизм предоставляет полную возможность отвести религии как максимальное, так и минимальное место в своей жизни.

Интересно, однако, подумать о связи этих слов. А также вторичности по сравнению с ними всего остального (чудес, спасения от погибели и пр.)

Символика Пасхи (здесь и далее - иудейской) довольно ясна.*
----
* Удивительно разве что использование того же (иудейского) понимания ее Отцами христианской Церкви. Но что ж тут удивительного, когда речь идет все больше об отцах-александрийцах, а в Александрии в годы расцвета до половины статысячного населения ее населения составляли евреи, с которыми отцы эти находились в тесном интеллектуальном общении.

Праздник этот имеет вторым своим названием "йом хирутейну, день нашей свободы". И поныне в православной литургике речь идет об освобождении от рабства обыденной жизни и даже смерти, избавления от "фараона страстей", чудесном через расступившееся море переходе на берег спасения и тому подобное.


Почему же первенствует марор? Зачем нужна память о "горечи египетского рабства"?
В некогда культовых для советской интеллигенции "Записных книжках" Ильфа содержится: "Нельзя жить так хорошо, говорил старый ребе. Надо портить себе удовольствие".
Тут два смысла. Помимо иронии над нашим редким умением отравлять жизнь себе и другим, это еще и заповедь о "марор": постоянном напоминании себе о бренности и несовершенстве нашего временного мирского существования, каким бы внешне благополучным оно ни казалось.
Что сходно с упорным, часто кажущимся искуственным "пессимизмом", указанием на изнанку существования буддийских проповедей для новоночальных о страдании.**
--
** (На самом деле, дуккха, "страдание" - совсем не это. Но понимание и живое переживание неудовлетворительности ежемгновенной и неотвратимой изменчивости жизни приходит только с годами практики.

Без чувства горечи существования трудно и помыслить о бегстве из привычного Мицраима (Египта) /"Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит" ежевечерне в молитве напоминает себе христианин./

_________________
Не важно, что написано. Важно, как понято.


Последний раз редактировалось Соня 24-04, 20:52, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пасха иудейская - 1
СообщениеДобавлено: 24-04, 19:49 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-11, 18:06
Сообщения: 6078
Откуда: Москва
Изображение

_________________
Не важно, что написано. Важно, как понято.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB