Христианский ФОРУМ

Текущее время: 29-03, 11:21

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Вера и знание (4)
СообщениеДобавлено: 13-05, 11:29 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-11, 18:06
Сообщения: 6078
Откуда: Москва
Вера и знание

Во всех этих четырех темах вера противопоставляется знанию не совсем в привычном смысле. Не как нечто субъективное объективному и не как верование - науке.
Вера в подлинном смысле скорее противопоставляется верованию как подлинное и полное знание души. Настолько полное, что способно преодолеть и вызов самой очевидности. Как научное знание, что земля вращается вокруг солнца преодолевает опровергающую его очевидность восходов и закатов.

Вера в этом смысле статистически настолько редка, что обычно под этим словом понимается именно вполне удовлетворяющая душу система верований.

В этом смысле называемое научным знание находится в том же положении.
Одно дело знать, что где-то в Африке водятся львы (и тогда это пусть чему-то и соответствующее, но верование), а другое - вдруг оказаться лицом к лицу перед его рычащей пастью.
В этом смысле научное истинное знание (не только - но как пример) вполне переживается его первооткрывателем, постигшем, познавшем его и испытавшим чувство "эврика".
И точно так же, как и знание мистическое, научное (хоть очень даже экзистенциально и подлинное) знание может впоследствии оказаться неточным, неполным и даже ошибочным. Что однако ж нимало не умаляет.

То есть очень даже сами по себе и верные научные знания (не познанные во всей своей полноте и глубине) являются по сути верованием или информацией.
Одна из особенностей верования в том, что его неизбежная трансформация, при прохождении через призму нашего восприятия, редко становится осознанной. Каждый по-своему понимает, что земля круглая. Не говоря уж об устройстве вселенной и микромира. При том что высказанное словами такое знание не вызовет возражений и у специалиста.

Так же обстоит дело и с исповеданием истин религиозных.
Последователь Платона может с удовольствием повторить за ним, что "он знает только то, что ничего не знает". Однако стоящий за этим личностный опыт может далеко отстоять от опыта Платона.

Почему имеет смысл отличать знание испытавшего ужас и унижение лагеря уничтожения от знания ученика, читающего об этом в учебнике к завтрашнему уроку? Знание полной невозможности жить дальше разбившегося сердца от элегической грусти, навеваемой этими двумя словами?
Почему такое сопоставление знания, веры и верования может оказаться важным?

Успенский рассказывает, что с трепетом готовился к своей первой встрече с Гурджиевым. А тот задал ему только один вопрос. "Скажите: что вы на самом деле знаете.". Успенский раскрыл рот, чтобы ответить. Но секунда за секундой из его рта так и не могло родиться ни звука.
"Хорошо" - сказал Гурджиев. "Возьмите лист бумаги, подумайте и запишите все, что вы знаете".
Но и на следующий день Успенский в смущении подал Гурджиеву лишь все тот же оставшийся чистым лист.
Опыт этот, по признанию П. Д., перевернул всю его жизнь.

_________________
Не важно, что написано. Важно, как понято.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB