Христианский ФОРУМ
http://missija.flyfolder.ru/

Холистический палсинг
http://missija.flyfolder.ru/topic2068.html
Страница 4 из 4

Автор:  Соня [ 27-03, 23:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Холистический палсинг

Голова птицы

Закройте глаза и сделайте глубокий и медленный выдох расслабления. Затем энергично и упруго захватите рукой мышцу плеча. Медленно поверните голову и с предельным усилием посмотрите назад через это плечо. С глубоким выдохом разверните плечи назад. Это похоже на то, как птица расправляет крылья, выдвигая вперед киль. Сделайте вдох, возвращая плечи в исходное положение. Во время медленного и глубокого выдоха мягко опустите голову, пока она подбородком не упрется об грудную клетку.
Затем опять сделайте глубокий, медленный вдох и после выдоха повторите цикл, захватив рукой мышцу другого плеча.

БАЛАНСИРОВКА ЭНЕРГИИ

«Арка Лоуэна»
Встаньте, расставьте ноги на расстояние примерно 45 см, носки слегка поверните вовнутрь, колени согните, насколько это возможно, не отрывая пятки от пола, кулаки поставьте на поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом, удерживайте позу в течение примерно минуты.
Отметьте области напряжения в своем теле. Напряжение может быть в пояснице или в передней части бедер. Если вы удерживаете правильный прогиб, продолжаете дышать и стоите расслабленно, ваши ноги должны начать дрожать.

Прогиб таза
Лягте на спину на мат или мягкий коврик. Согните колени и расставьте ноги примерно на 30 см. Прогните спину, захватив руками лодыжки и потянувшись вперед. Ваша голова должна откинуться назад так, чтобы только макушка, плечи и ступни касались пола. Теперь положите кулаки под пятки, выдвиньте колени вперед, глубоко дышите. Вы почувствуете растяжение в мышцах бедер. Постарайтесь держать ягодицы расслабленными. Удерживая таз расслабленным, вы можете почувствовать, что он дрожит. Для усиления ощущения попытайтесь несколько раз покачать таз вверх-вниз.
Эти и другие биоэнергетические напряженные позы не должны выполняться механически.
Используйте их для диагностики областей напряжения и генерирования ощущений в теле через непроизвольные движения и дрожь.Вам надо сосредоточиться на испытываемых ощущениях, а не на том, как долго вы можете удерживать позу. Боль наступает от напряжения; удовольствие появляется от высвобождения напряжения.

Техники Рейки
Способ балансировки энергии по одной чакре
Клиент лежит на спине с закрытыми глазами.
Положите одну руку на аджну, другую руку на муладхару. Держите руки до тех пор, пока ощущения и энергия в правой и левой руках не выровняются.
Сделайте то же самое в следующих сочетаниях:
• аджна — свадхистана,
• аджна — манипура,
• аджна — анахата,
• аджна — виссудха.

Способ балансировки энергии по двум чакрам
Клиент лежит на спине с закрытыми глазами.
Положите одну руку на аджну, другую руку на муладхару. Держите руки до тех пор, пока ощущения и энергия в правой и левой руках не выровняются.
Сделайте то же самое в следующих сочетаниях:
• виссудха — свадхистана,
• анахата — манипура.

МЕТОДЫ ИНТЕГРАЦИИ ОПЫТА

ПРОГОВОР
Сакральное внимание всегда гибко и спонтанно реагирует в каждый данный момент: смехом, слезами и моментами тишины.

РИСОВАНИЕ МАНДАЛЫ
Эта техника интеграции широко используется на многих тренингах по интенсивным психотехнологиям.
На столах лежат белые листочки формата А4 с нарисованными кругами в центре (я всегда вычерчиваю круг карандашом средней мягкости при помощи компакт-диска).
Заготовьте достаточное количество таких листов.
некоторые рисуют несколько мандал для завершения внутреннего процесса.
Заранее заготовьте карандаши, кисти, акварель и фломастеры — пусть будет выбор средств выражения.
Инструкция достаточно проста: «Попытайтесь рисовать мандалу, даже если вы считаете, что не умеете рисовать. Дело здесь не в качестве самого рисунка, а в возможности использовать рисование как средство интеграции и самопостижения. Вы можете нарисовать какие-то образы, символы, которые видели во время процесса. Можете просто отпустить руку, чтобы она рисовала сама, проявила свою спонтанную активность. Начните рисовать и рисуйте, пока не почувствуете внутреннюю завершенность и удовлетворенность».
Предложите всем участникам сохранить свои мандалы, подписать их и поставить дату. Объясните, что в будущем они, может быть, увидят в мандале что-то, чего не видят сейчас, или на последующих сессиях будет продолжаться тема, запечатленная в их мандалах, и, может быть, они получат инсайт о смысле этих символов в будущих сновидениях или каким-то иным способом.

ЗАВЕРШАЮЩИЕ РИТУАЛЫ ДНЯ
1. Садитесь в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину.
Вспомните, как вы проснулись утром. Первую мысль, которая пришла вам в голову. Первое движение, которое вы сделали. Первое чувство, которое пришло в поле вашего осознания.
Вспомните, что вы делали до завтрака. Как вы завтракали. Что вы ели. Вспомните, как был сервирован стол. Какие запахи, вкусы, ощущения.
Вспомните, как вы вошли в этот зал, сели. Вспомните утреннюю настройку... (перечисляются все занятия, которые были проведены за тренинговый день), вспомните всех тех людей, с которыми вы обща¬лись за это время, почувствуйте их присутствие в этом зале.
Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было.
Тренинговый день закончен.

3. Сядьте в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину. И когда вы войдете в нее, то почувствуйте в себе просветленного старца, который сидит на берегу Реки Жизни и смотрит на нее бездонными глазами, в которых отражается мудрость вечности. Именно из этого состояния посмотрите на весь прожитый день.
Вот утро. В потоке Реки Жизни были вот такие мысли, чувства, ситуации, люди, отношения...
Вот день. И были такие события, переживания, эмоции...
Вот вечер...
Вот я здесь и теперь. И в Реке Жизни перед моим умственным взором проплывают мысли, чувства, желания, забытые мечтания, ощущения тела...
Постарайтесь войти и сохранить это состояние сакральной тишины внутри.
Жизнь происходит, но вы являетесь просто ее свидетелем. Мягко, медленно, откройте глаза и попробуйте из этого состояния прожить некоторое время в «здесь и теперь».

4. Сядьте в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, выровняйте и успокойте дыхание. День прошел, и все, что в нем могло произойти, уже произошло, но осталась память. Вспомните тех людей, которые вызвали у вас какие-то сильные переживания. Подойдите к каждому из них, обнимитесь и сделайте вместе, вдвоем, как один человек, несколько глубоких медленных связных дыханий. И пусть дружеские объятия, молчание и дыхание будут вашим ритуалом прощания с ними в этот день.
5. Сядьте, пожалуйста, в круг и примите удобную позу для медитаций. Возьмитесь за руки. Войдите во внутреннюю и внешнюю тишину. Направьте ваше внимание на4 свечку, которая стоит в центре круга. Попробуйте увидеть в пламени этой свечки все те события, которые происходили сегодня, и затем сделайте глубокий медленный вдох, глубокий медленный выдох и почувствуйте, что тренинговый день завершен...

ЗАВЕРШАЮЩИЕ РИТУАЛЫ ТРЕНИНГА
Вдохни и выдохни день...
Затем вдохните этот день и выдохните...»

НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ К ИНТЕГРАЦИИ

В последующие дни найдите время для рисования, созерцания, ведения дневника и для работы со сновидениями.
Сон — это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям.
Полезно вести дневник или записную книжку, в которой вы будете фиксировать свои цели, равно как и свои догадки и наблюдения,.
Фиксация целей проясняет и укрепляет решимость.
Исследования показывают, что люди, которые записывают свои цели, имеют гораздо больше шансов добиться успеха, чем те, кто этого не делает.
Ведение дневника не нужно превращать в серьезную работу — всего несколько минут записей в день могут быть весьма ценными.
Записи способствуют кристаллизации идей, большей осознанности и рефлексивности, ясности в структурировании своей продуктивной и целенаправленной активности.

Мы сейчас затронем тот пласт, который является имплицитным (скрытым, эзотеричным, тайным) порядком Свободного Дыхания. Мы будем говорить об абсурде эксплицитного порядка пяти элементов, об их бесперспективности и вообще о том, что все сказанное и написанное о Свободном Дыхании является незнанием в самом простом понимании этого слова.

Предметом наших рассуждений являются пять элементов Свободного Дыхания:
1) полное расслабление,
2) связное дыхание,
3) объемное внимание,
4) гибкость контекста,
5) активное доверие.

Эти истины «благородны» в том смысле, что их невозможно обнаружить.

Говоря об истине, мы вкладываем в это слово абсолютно противоположный смысл. Истина — это нечто, что невозможно понять. Можно тысячу раз выслушать, не меньше раз повторить, выучить наизусть, написать об этом трактат, поставить фильм и построить великолепной красоты демонстративную модель, но понять невозможно.

Итак...
Первая благородная истина звучит очень просто: «Полное расслабление».
Почти все вы прошли обучающие тренинги по разным дыхательным техникам: холотропу, вайвейшн, энергодыханию, ребефингу и др. Некоторые специально занимались различными медитациями, трансовыми технологиями. Каждый, кто учил вас, говорил: «Расслабьтесь. Попробуйте расслабиться». Дело не в количестве способов расслабления, а в их качестве, глубине. Но когда мы начинаем фокусировать свое внимание на качестве и глубине расслабления, то в имплицитном порядке начинаем осознавать совершенную абсурдность словосочетания «полное расслабление», и, что чрезвычайно важно, это противоречит самому смыслу, духу, энергии жизни и жизненности как таковой. Где есть желание, потребность, цель, страсть, жажда, намерение, там нет расслабления. Где есть напряжение по поводу жизни, там нет расслабления.

Вовлеченность в желание и является источником напряжения.
Поэтому ни о каком расслаблении и речи быть не может. Дело в том, что у вас нет техник, нет осознания необходимости расслабления или нет способности к этому.
Место ваше таково, что в нем нет зоны расслабления. Единственное, что мы можем делать, в том числе и я вместе с вами, — заниматься иллюзиями расслабления.
Первый элемент Свободного Дыхания — фикция как по названию, так и по содержанию. В том месте, которое занимает клиент, тренер или инструктор, просто любой человек, в котором есть желание, нет расслабления. Мы можем болтать о расслаблении, мечтать, придумывать техники и целостные технологии, но расслабиться — не можем.
И никто не может расслабиться. И на самом деле никто не знает первую благородную истину — «полное расслабление». Любое предполагаемое знание ущербно и не является знанием в эзотерическом, тайном, смысле этого слова. Имплицитный порядок, первая благородная истина гласит следующее: «Полное расслабление — это отказ от желания, от привязанностей, от идентификации». Полное расслабление — это смена места. Это перемещение в ту плоскость, в ту зону бытия, где уже нет вовлеченности в жизнь, в поток непрекращающихся желаний и привязанностей. Никто не сменил зону бытия, никто не понял благородной истины. Ибо понять истину означает кардинально измениться, а глубокое понимание означает смену места.

«Полное расслабление» — «нирвана», «саттори», «просветление».

Вторая благородная истина звучит не менее просто: «Связное осознанное дыхание».
Вот уже мы видим мастера дыхания. Он проинтегрировал всю свою индивидуальную биографию. Он светел и полностью погружен в жизнь. Он уже умеет через дыхание интегрировать любую самую сложную ситуацию жизни, любую жизнь. Здесь мы останавливаемся, так как все это — суета сует и томление духа. Здесь есть спонтанное дыхание, но просветленного мастера нет.
Я не видел ни одного человека, который хотя бы в течение часа мог поддерживать связное осознанное дыхание.Несколько удивительных фактов:
• есть дыхание, но нет связности,
• есть связное дыхание, но нет осознания,
• есть осознание, но нет связного дыхания.

«Невозможно связное осознанное дыхание». Нужно какое-то очень сильное желание полноты, тела, чувств, мыслей и духа, чтобы практиковать связное осознанное дыхание. И здесь у каждого может возникнуть иллюзия достаточности: «Я уже изменился, больше не нужно». Эго обжило новое, более широкое пространство.
Есть точка в духовном росте, когда Эго ставит реальные заслоны, в полный голос заявляет о достаточности и не пускает энергию желания в «практику связного осознанного дыхания». Дело не в том, что у человека нет желаний. С желаниями все нормально: он хочет денег, красивых женщин, отдыхать ежегодно на Байкале, в Италии... Он хочет иметь друзей и не хочет предательства. На самом деле он хочет почти то же самое, что и другой человек, более осознанно, но хочет, хочет. Он исчерпал возможности процесса связного дыхания. Тут другое: исчерпано желание в пространстве Эго.

Связное осознанное дыхание — фактуальное качество просветления, нирваны, возрождения.

Вот третья благородная истина: «Объемное внимание».

Изначально была красивая идея — научиться полному осознанию жизни. При втором приближении это полное осознание внутренней, субъективной, и внешней, объективной, реальности. При третьем приближении это три пояса, три зоны Ф. Перлза и все время «Я осознаю».

Вы представляете осознание мириад ощущений в теле эмоций, чувств, потребностей, желаний, воли, восприятие внешнего мира через зрение, слух, обоняние, потока мыслей, образов, символов? При одном упоминании мурашки по коже. Но вот беспокоиться нет повода. Все это возможно только в голографической модели сознания.

Что такое третья благородная истина — «объемное внимание»? Это полное осознание жизни — живой, неживой, субъективной,объективной, материальной, духовной. Это голографическое всеобъемлющее осознание. Это саттори, нирвана, существование в теле Брахмана, Дхармакайи, Дао, в Боге. Это просветление.

Вот четвертая благородная истина: «Есть гибкость контекста».
И что такое четвертая благородная истина — «Гибкость контекста»? Это не-отношение. Это не-контекст.
Гибкость контекста в имплицитном порядке — это разрушение ядерных конструктов личности, сформировавшихся отношений, суждений, это размывание границ между контекстами, это многомерные контексты.
Гибкость контекста — это тотальная полнота всех отношений одновременно, это такая плотность контекстов к любому объекту, в которой есть качество свернутого информационного вакуума, включающего любое возможное и невозможное отношение, бесконечный выбор, нирвану, саттори, жизнь в теле Пуруши.

«Есть активное доверие».
Что такое пятая благородная истина? Это проявленное доверие к жизни во всех ее возможностях. Это когда человек говорит: «Да будет воля твоя, а не моя». Это тот уникальный и невозможный случай, когда человек отдает индивидуальную волю, свое намерение, силу желания и нежелания потоку жизни.

Когда мы говорим об имплицитном порядке пятого элемента, то доверие доведено до возможной, то есть до невозможной, божественной, полноты.
Безусловное принятие любого факта, события, действия, зла, добра, этичного, неэтичного, выхваляющего и унижающего, мудрого и глупого, бессмысленного и полного смысла, космического и земного, сотворенного и несотворенного, полноты и пустоты — всем и всему.
В конце концов, эзотерический, тайный, смысл пятого элемента — это полное слияние с божественной волей, нирвана, саттори, просветление.

И что такое «Есть активное доверие» ? Это когда божественная воля светит в мир через твою прозрачность, через великое искусство безусловного принятия.
Человек и пятая благородная истина — отдельные, непересекающиеся реальности.

Каждый элемент Свободного Дыхания является потенцией, обладает возможностью прорыва в имплицитный порядок, в благородную истину, полноту бытия, гармонию.
Каждый элемент сам по себе — прорыв к целостности. Но возможности становятся в 10, 100, 1000 раз реальнее, когда человек делает шаг в пространство всех пяти элементов. Реальное проживание в пространстве пяти элементов — кратчайший путь к полной и тотальной интеграции, ко второму рождению, к просветлению.
Но вот как сделать этот шаг в пространство и как обживать это пространство?
это Путь Воина, это тот шаг, который по качеству и силе можно сравнить с рождением звезды, с каким-то глобальным космическим процессом.
Почему? Потому что он занимает другое место в этой реальности.
Все люди на Земле напряжены, а он расслаблен.
Все дышат нециклично, а он дышит связно.
Никто не осознает дыхание, а он осознает, все лелеют свое Эго, а он взрывает, все относятся, он не относится, все борются, а он спокоен, все желают чего-то, а он ничего не желает.
Никто не доверяет, он доверяет, все думают, а он не думает, все хотят жить хорошо, а ему все равно, все стремятся и жаждут, а он не стремится и не жаждет, все боятся, а он бесстрашен... Он все делает не так.
Есть ли какой-нибудь образец для него? Нет.
Можем ли мы сравнить его с кем-то или с чем-то? Любое сравнение обедняет этот шаг.
Мне кажется, что там нет вопросов. И нет ответов.
Пустота может сказать все.
Лишь бы были слышащие уши.
Когда будут готовы уши, послышится звон.
Звон, показывающий направление пути.

Автор:  Соня [ 27-03, 23:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Холистический палсинг

Козлов - Социальная и психологическая работа с кризисной личностью

Цитата:
... Основные характеристики кризисных состояний. (Кризис как посвящение) Личностный рост и личностный кризис (Этапы и стадии интеграции. «Я-материальное». Основные тенденции личности. «Я-социальное». «Я-духовное». Соотношение основных структур. «Я-реальное» и «Я-потенциальное». Хаос и космос в личности. «Не-Я». Поход в «не-Я». Равностность. Мудрость. Запредельное). ..


Полностью - тут:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3780539



Изображение



Козлов В. В. Социальная и психологическая работа с кризисной личностью

Маслоу определяет самоактуализацию как "стремление к самоосуществлению..., тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более... тем, кем он способен стать". Все самоактуализирующиеся люди посвящают свою жизнь поиску "бытийных" ценностей ("Б" - ценностей), т.е. поиску предельных ценностей, которые, по Маслоу, нельзя свести к чему-то более высокому. Эти "бытийные ценности" выступают как метапотребности, подавление которых порождает определенный тип патологий - метапатологий. Автором утверждается, что "бытийные ценности" являются смыслом жизни для большинства людей, хотя многие и не подозревают об их наличии у себя.

Маслоу описывает восемь путей самоактуализации
1) Самоактуализация означает полное, живое, бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, максимальную ясность восприятия и концентрацию ума.
2) Самоактуализация - это непрерывный процесс, означающий многократные выборы. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к защите, либо выбор роста, и именно второе означает выбор в пользу самоактуализации.
3) Само слово "самоактуализация" подразумевает наличие "Я", которое может актуализироваться. Этот путь самоактуализации предполагает независимость в принятии решений, исходя из своей точки зрения, предоставление своему "Я" возможности для проявления.
4) Самоактуализирующийся человек немыслим без принятия ответственности за свое поведение
5) Этот путь означает верить в себя и действовать согласно своим убеждениям. Это предполагает нонконформизм, быть смелым вместо того, чтобы бояться.
6) Самоактуализацией являются как конечное состояние, так и процесс актуализации возможностей. "Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий... Самоактуализация - это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего, это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализацией может быть упражнение пальцев на клавиатуре... это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать... Человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть"
7) Высшие (пиковые) переживания - это моменты самоактуализации. "Это мгновения экстаза... условия для более вероятного появления таких переживаний создать можно... можно... наоборот, поставить себя... в условия, при которых их появление будет... маловероятным. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, что не является твоими потенциальностями, это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты... являешься"

8) Самоактуализация предполагает выявление собственных психологических защит и преодоление их. Маслоу описывает такую психологическую защиту, которая не описывалась ранее - деритуализацию. Под этим автор понимает снятие покрова святости с ценностей и добродетелей, более легкое к ним отношение. Самоактуализация означает отказ от этого механизма защиты, обучение и принятие деритуализации, означающей желание иметь возможность увидеть святое, вечное, символическое.

По мнению Абрахама Маслоу, самоактуализирующиеся личности составляют всего один процент населения и являются образцом психологически здоровых людей, разительно отличающихся от большинства.
Автором выделяются следующие черты, присущие этим людям:
1) Адекватное восприятие действительности, свободное от влияния предрассудков и стереотипов,
2) Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие защитных форм поведения,
3) Спонтанность и естественность в поведении при соблюдении традиций, но отношение к этим традициям с должным юмором,
4) Занятость своей жизненной задачей, соотношение своей деятельности с универсальными ценностями,
5) Склонность к одиночеству, позиция отстраненности по отношению ко многим событиям,
6) Автономия и независимость от окружения, устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов,
7) Свежесть восприятия, нахождение нового в уже известном,
8) Предельные (пиковые) переживания, мистический опыт высших состояний,
9) Чувство общности с человечеством в целом,
10) Глубинные межличностные отношения с узким кругом людей, отсутствие враждебности во взаимоотношениях,
11) Демократичность, готовность учиться у других,
12) Устойчивость внутренних моральных норм, нравственность поведения,
13) "Философское" чувство юмора, отношение с юмором к жизни в целом и собственно к себе,
14) Креативность в действиях,
15) Неприемлемость безоговорочно той культуры, к которой принадлежит самоактуализирующаяся личность, идентификация в большей степени с человечеством в целом (9).
По мнению Маслоу, самоактуализация - это скорее постепенное накопление незаметных приобретений, чем один миг, это продвижение скромными шагами.
характерная для актуализирующейся личности черта - это реальный процесс жизни в настоящем характерная для актуализирующейся личности черта - это реальный процесс жизни в настоящем

….причину объясняет А. Эллис, считающий, что одно из допущений человека относительно жизни - это "потребность получать одобрение от каждого встречного и поперечного"

Последняя стадия процесса индивидуации - собственно развитие самости. "Самость становится новым центром души... приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. Эго продолжает оставаться центром сознания, но уже не кажется ядром всей личности"
Все вышеназванные стадии, по Юнгу, имеют свойство пересекаться, и человек склонен возвращаться к старым проблемам. Индивидуация может быть представлена как спираль, в которой человек продолжает сталкиваться с теми же фундаментальными вопросами, но каждый раз на новом уровне.

Самоактуализация в интенсивных психотехнологиях.

. Что касается самоактуализации (речь идет о самоактуализации личности, то, как известно, одной из основных составляющих ее структуры, является способность личности переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего. По мнению представителей гештальт-подхода, способности полностью присутствовать в настоящем мешают прошлые ситуации (так называемые незавершенные гештальты), потребностно и эмоционально незавершенные. Именно отреагировать и, таким образом, завершить эти ситуации становится возможным при помощи ИИПТ.

Что касается, такой психотехнологии, как Свободное Дыхание, то применение всех его пяти элементов способствует, по нашему мнению, личностной самоактуализации. Если рассматривать составляющие Свободного Дыхания, то, в частности, такие его элементы, как "связное дыхание" и "полное расслабление", по нашему мнению, помогают человеку полностью присутствовать в настоящем моменте жизни, т. к. дыхание без пауз и релаксация мешают стратегии подавления психотравмирующих ситуаций. Отсутствие же этой стратегии способствует проживанию настоящего момента в его полноте. Элемент "объемное внимание" способствует улучшению осознавания человеком своих потребностей и чувств, без чего самоактуализация немыслима. Элемент "гибкость контекста" позволяет расширить восприятие окружающего мира за счет выбора отношения к реальности, что может повлиять на такие черты самоактуализирующихся людей, как умение принимать себя и других такими, какие они есть. Элемент "активное доверие", как мы считаем, может способствовать включенности, погруженности в жизнь, что свойственно самоактуализирующимся людям.
критерии, или составляющие, самоактуализации (способность жить в настоящем времени, самоподдержка, сензитивность к собственным чувствам и потребностям, гибкость поведения, высокий уровень самоуважения и принятия себя и других такими, какие есть, спонтанность, стремление к избеганию защитных форм поведения, высокий уровень творческой активности, способность к налаживанию глубоких личностных контактов и др.).

Все психотехническое пространство буддизма может рассматриваться, прежде всего, как способ создания покоя и ощущения центрированного сознавания, не-вовлечения в свои мысли, эмоции, желания.
Главное свойство личности - ее атрибутивный характер - личность является не субъектом, но атрибутом. Именно в связи с этим самым важным тезисом в трактовке личности выступает та внешняя по отношению к субъекту оболочка, которая нами преподносится как система идентификаций.
По отношению к подлинному субъекту (к сущности, бытийному сознанию) личность человека выступает в качестве объектной, состоящей из мотивационных отношений многокомпонентной структуры, которая может как транслировать, так и трансформировать подлинные субъектные проявления человека…
Вопрос "Кто же является подлинным субъектом?" в последние 3 тысячелетия волнует продвинутые умы различных психодуховных традиций. В психологии для обозначения субъекта используют, например, термины "сущность", "внутреннее Я", "психический Центр", "Наблюдатель", "Самость", "узел сознания", "Я-сознание" и др. Сущность и личность - это различные психические инстанции. Для современнной психологии важно не только описание личности, но и вычленение сущности как наиболее важного компонента в том содержании, которое мы обозначаем как человек.

Факт о - сознания при этом является процессом наполнения сущности объектным или объективным содержанием.
Нужно любить свои проблемы, нужно позитивно оценивать свои комплексы и недостатки потому, что они только Ваши и ничьи больше. Ваши проблемы создают Вашу уникальность. Не надо разрешать их. Их на руках носить надо и лелеять, как детей. У Вас может возникнуть идея стать лучше, стать другим. Но других много. Вы один.
Существует онтологическая необходимость любить себя таким, какой Вы есть.
Первое, что важно в понимании человека - его уникальность.
Как правило, при достижении самореализации у человека возникает ощущение невыносимой легкости жизни.
Жизнь становится удивительно доступной и понятной. Ты отдаешь энергию пространству, а пространство начинает питать тебя еще больше. Это напоминает ситуацию, когда маленький ребенок начинает говорить и окружающие его взрослые испытывают огромный энтузиазм по этому поводу. Умение говорить - это своеобразная точка реализации ребенка.

В точке реализации человек перестает встречать сопротивление.
В мышцах, когда эмоциональное состояние не отреагировано, образуются участки "застывшего" напряжения - болезненные уплотнения. Они в очередь, в зависимости от их расположения, могут рефлекторно влиять на внутренние органы, имитируя их расстройства - нарушения ритма сердца, загрудинные боли, изжогу... В тесной связи с подобными феноменами находятся и т.н. "мышечные зажимы",.
этот компонент подавления, в конце концов, приводит к возникновению так называемых мышечных блоков или, как это обозначил Вильгельм Райх, мышечной брони.
"Мы чувствуем себя так, как мы дышим"
гипертоническую болезнь связывают с наличием конфликта между высоким социальным контролем поведения и нереализованной потребностью человека во власти.

Активное воображение

Можно вовлечь бессознательное в диалог с эго посредством воображения так же как посредством сновидений. Активное воображение-это любая сознательная попытка создать материал, прямо относящийся к бессознательным процессам, ослабить обычный контроль эго, не давая при этом бессознательному преобладать полностью. Активное воображение включает много техник и методик обращения с бессознательным, различных для каждого индивидуума. Одним более всего подходит рисование, Другим фантазирование, или иные формы выражения.

Рисование
Заведите "дневник каракулей", каждый день рисуйте в него какие-нибудь наброски. Через некоторое время вы сможете увидеть, как заметные изменения в вашей психологической жизни отражаются на вашем рисовании. При этом вы, может быть, найдете, что определенные цвета или формы ассоциируются с определенными эмоциями или людьми, и ваше рисование станет ясным посредником для самовыражения.
Еще один подход к рисованию состоит в том, чтобы сесть со стопкой бумаги и карандашами и задавать бессознательному вопросы, затем давать своему воображению найти образ, и перенести его на бумагу. Но не "придумывайте" ответ.

Сознательное воображение
Начните с образа сна или любого образа, который особенно значим для вас. Размышляйте над ним и смотрите, как он начинает меняться и развертываться. Не старайтесь что-то сделать, только наблюдайте то, что кажется происходящим спонтанно. Придерживайтесь первоначального образа, старайтесь избегать нетерпеливых перескакиваний с одной темы на другую.
Вам может в какой-то момент захотеться самому войти в картину, обратиться к образу и послушать, что он скажет в ответ.

Инструментарий
По Райху, основное препятствие для личностного роста -защитный мускульный панцирь, который мешает человеку жить полноценно в эмоциях, в теле, в гармонии с окружающими людьми и природой. Смысл трансформации - в распускании защитного панциря тремя средствами (206):
• накоплением в теле энергии посредством глубокого дыхания (естественного свободного дыхания);
• прямым воздействием на хронические мышечные зажимы (посредством давления, защипывания и т.п.), чтобы расслабить их;

Защитный панцирь структурно организован в семь мышечных сегментов, которые прорабатываются сверху вниз:
1. Глаза. Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и "пустом" выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством раскрывания глаз так широко, как только возможно (как при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободными движениями глаз, вращениями и смотрением из стороны в сторону.
2. Рот. Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничания. Защитный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами.
3. Шея. Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик, плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важным средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п.
4. Грудь. Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, душить, бить, чтобы страстно достигать чего-то.
5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда клиент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь в основном удерживает сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте).
6. Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.
7. Таз. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит сзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он "мертвый" и бессексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений сексуального удовольствия, и невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом (206).

Вильгельм Райх обнаружил, что после распускания панциря клиенты обретают возможность полной жизни, фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни.
люди организуют поступающую информацию таким образом, что важные и значимые события занимают центральное место в сознании, а менее важная информация отступает на задний план. Гештальтобразования возникают на каком-либо фоне или с определенным задним планом. Мы выбираем из фона то, что важно или значимо для нас, и это важное или интересное нам становится гештальтом.

Для того, чтобы быть способным формировать и завершать гештальты, человек должен полностью осознавать себя в настоящий момент. Осознание и сосредоточенность на настоящем являются ключевыми понятиями гештальттеории . Для удовлетворения своих потребностей нам необходимо постоянно быть в контакте с законом своего внутреннего и внешнего мира. Внутренняя зона осознания включает те процессы и события, которые происходят в нашем теле. Внешние зона представляет собой совокупность внешних событий, которые поступают в наше сознание в качестве сенсорных сигналов. Кроме внутренней и внешней зон, существует еще средняя зона, которую Перлз назвал зоной фантазии. Ее составляют мысли, фантазии, верования, отношение к другим, интеллектуальные или мыслительные процессы. Перлз полагал, что неврозы возникают в результате тенденции к сосредоточиванию на средней зоне за счет исключения событий внутренней и внешней зон. Требование к членам гештальтгруппы основываться на настоящем, избегать обращения к прошлому опыту, а также не строить планы на будущее получило свое полное отражение в утверждении Перлза: "Нет ничего, кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее… Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило".

Автор:  Соня [ 27-03, 23:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Холистический палсинг

Защитные механизмы

Гештальттеория различает четыре невротических механизма на границе "я", препятствующих достижению индивидуумом психологического здоровья и зрелости: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция.
У ретрофлексирующего индивидуума формируется отношение к самому себе как к постороннему объекту. Первоначальный конфликт между "я" и другими превращается в конфликт внутри "я".

Основная цель

В гештальттерапии состояние оптимального называется зрелостью. Для того чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть стремление получить поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в самом себе.
Если индивидуум не достиг зрелости, то он скорее склонен манипулировать своим окружением для удовлетворения желаний, чем пытаться удовлетворить свои истинные потребности. Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих и неадекватность самоподдержки. Ситуация, в которой он не может воспользоваться поддержкой со стороны окружающих и опереться на самого себя, есть тупик. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Если индивидуум не рискует, но у него актуализируются ролевые поведенческие стереотипы, позволяющие манипулировать другими: он может выбрать роль "беспомощного", чтобы остаться зависимым, или роль "глупца" чтобы получить интеллектуальную поддержку.

Расширение осознания

Пациент, получает задание попробовать осознать ощущения, возникающие во время дыхания, движения, при отдельной позе и т. д. Это задание заставляет его действовать по принципу "здесь и теперь", уменьшая воздействие средней зоны до такой степени, что работа принимает спонтанный характер и направляется только на переживания, происходящие в настоящий момент.
Физиологические проявления сопротивления могут быть преодолены при помощи методики "двух стульев". Член группы получает задание "построить диалог" с той частью тела, которая находится в напряжении. Например, представить на пустом стуле свои руки и спросить их, что они делают. Иногда напряжение выражается в том, что две части тела как бы "ведут борьбу". В то время, как член группы рассказывает о своей работе, руководитель замечает, что его правая рука сжимает и тискает левую. Это "борьба" между правой и левой руками означает наличие конфликта, который исследуется посредством диалога между руками.
ход дальнейшей эволюции человечества направлен на выживание тех его представителей, кто более других способен к творчеству.

Каждый человек живет только в настоящем моменте "здесь-и-теперь" , и именно он, момент, существенен для бытия.
выберите занятие, которому вы хотели бы посвятить больше времени. В течение недели, каждый раз, когда вы уделяете время этому делу, дайте себе какое-нибудь поощрение. Постарайтесь, чтобы это было то, чего вы действительно хотите.

ДЕСЕНСИТИЗАЦИЯ

Первые шаги десенситизации.

Теперь, расслабившись, но не заснув, подумайте о чем-либо, что имеет отдаленное отношение к фобии, с которой вы работаете. Если, например, речь идет о боязни змей, представьте себе заметку о какой-нибудь безобидной змейке, которую нашли в далекой стране. Если вы боитесь полисменов, подумайте о клоуне, переодетом полисменом, жонглирующем шарами в цирке.
Ваша цель состоит в том, чтобы поддерживать в уме образ, связанный с провоцирующим тревожность стимулом, в то время как физически вы расслаблены. Если вы начнете напрягаться (Ой, змея!...), прекратите сосредоточиваться на этом образе, вернитесь к расслаблению тела. Продолжайте эту процедуру, пока не сможете поддерживать в уме образ, оставаясь полностью расслабленным.

Дальнейшая десенситизация
.
Дальнейший шаг и все последующее состоит в представлении более живой и более связанной с объектами ситуации. Визуализируйте ее (или смотрите, если есть такая возможность), поддерживая релаксацию. Для фобии змей, например, дальнейшие ситуации могут быть реальным чтением про змей, изображения змей, посещения террариума, наблюдение змей в клетках издали и т. д.
Продолжая эту практику, перед каждым занятием уделяйте время работе над улучшением релаксации.

Ребефинг

- во-первых, научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух,
- во-вторых, разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.
смысловые и технологические блоки :
а) высвобождение дыхания, высвобождение энергии;
б) проработка 5 Великих Проблем :
- травмы рождения,
- синдрома родительского неодобрения,
- специфической негативности,
- неосознанного влечения к смерти,
- прошлых жизней;
в) концепция "Мысли творят реальность".

Основные особенности Свободного Дыхания

Свободное Дыхание нами определялось как "уникальная техника интеграции личности, дающая человеку доступ к ресурсам его сознания и освобождающая его психику от груза накопленных стрессов"
Самое главное - Свободное Дыхание запускает механизм, позволяющий преодолеть отказ от творческой поисковой активности, восстанавливает ее и обеспечивает готовность решать проблемы.
Ребефинг является духовным учением по "второму рождению", или (возвращаясь к истинному смыслу "второго рождения") просветлению человека. Вайвейшн, при всей ее психотехнологической насыщенности, является способом прорыва личности к "экстатическому восприятию мира", прорыва к "океану блаженства".
Особое значение для эффективного прохождения процесса Свободного Дыхания имеет соблюдение пяти элементов. По сути дела, каждый элемент - это определенный навык, которому можно тренировать человека и научить его самому вырабатывать этот навык.

Инструментарий
Пять элементов Свободного Дыхания - это составляющие единого процесса, которые являются инструментами достижения его максимальной эффективности и полноты. Каждый элемент - это умение, в котором можно неограниченно совершенствоваться. Рассмотрим последовательно все эти элементы:
- ПОЛНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ.
- СВЯЗНОЕ ДЫХАНИЕ.
- ОБЪЕМНОЕ ВНИМАНИЕ.
- ГИБКОСТЬ КОНТЕКСТА.
- АКТИВНОЕ ДОВЕРИЕ.

ПОЛНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ

Чем лучше Вы расслаблены, тем плодотворнее Вы сможете работать со своей психической реальностью.
Эксперимент 1
Начните напрягать руку: сожмите пальцы в кулак, напрягите запястье, затем предплечье - до локтя. Замечайте при этом как меняется ваше состояние, как меняется ваше дыхание, где еще появляется напряжение. Продолжите эксперимент с напряжением: напрягите всю руку (от кончиков пальцев до плеча), а затем резко отпустите напряжение и позвольте руке расслабиться. Сравните ощущения.
После напряжения расслабление узнается легче, не правда ли? Попробуйте запомнить это состояние расслабленности, ощущение расслабления в руке и переходите ко второму эксперименту.

Эксперимент 2
Сядьте поудобнее, начните мягко и достаточно глубоко дышать и закройте глаза. Представьте себе какой-нибудь приятный для Вас уголок природы. Может быть, это будет место, где Вы любите гулять, или где Вы когда-то отдыхали, или какой-то воображаемый пейзаж - это неважно. Важно, что это место вызывает в Вас чувство особого покоя и уравновешенности, спокойствия и легкости. Заметьте, каково Ваше дыхание сейчас, пройдите мысленным взором по всему телу и замечайте, что сейчас происходит с Вашим телом. Когда Вам захочется, Вы можете сделать глубокий вдох, потянуться всем телом и открыть глаза.

Эксперимент 3.
выберите ту музыку, которая ассо-циируется для Вас с состоянием покоя, уравновешенности и расслабленности. Когда она зазвучит, садитесь или ложитесь поудобнее и закройте глаза. Позвольте звукам проникнуть в Ваше тело, наполнить своими вибрациями каждую клеточку. Обратите внимание на свое дыхание сейчас. Может быть, Вам захочется изменить положение, найти более удобную позу. Оставайтесь в этом состоянии столько времени, сколько Вам хочется, постарайтесь никуда не спешить.
Вы можете тексты для расслабления записать на магнитофон, . Приятная, расслабляющая музыка также может помочь.

Первый способ релаксации.

Один из хороших способов расслабления - в направлении от ступней ног к голове, расслабляя участок за участком, пока все тело не будет расслаблено, особое внимание обратите на мышцы лица, мышцы вокруг рта, голосовые связки и плечевой пояс.
Мы хотим привести полный текст такой релаксации: "Закройте глаза, направьте свое внимание вовнутрь. Проверьте свое тело и посмотрите, есть ли в Вашем теле какие-то напряженные места, или места, где хочется потянуться, найти удобное положение.
Мы будем называть части тела и расслаблять их.
Позвольте своему телу погрузиться в матрас или одеяло, на котором Вы лежите, и пусть пол будет Вашей надежной опорой. Осознавайте свои мысли и ожидания, которые приходят к Вам относительно предстоящего переживания.
Просто встречайте, смотрите на них и затем позволяйте им уйти.

Начинаем расслабление со ступней. Расслабляем ступни. Расслабляем большие пальцы ног. Расслабляем голени... нижние части ног. Расслабляем колени. Расслабляем бедра... пусть Ваши ноги, расслабляясь, станут более спокойными. Расслабляем глубокие мышцы ягодиц. Расслабляем генитальную область и гениталии.
Расслабляем основание копчика и открываем эту область. Позвольте расслаблению медленно подниматься вверх по позвоночнику, позвонок за позвонком, и пусть каждый позвонок погружается в матрас, находя свое естественное положение, поддерживаемое опорой. Пусть это расслабление поднимается вверх по позвоночнику к основанию черепа. Пусть оно, затем растекается по плечам и проходит через них, расслабляя верхние части рук. Расслабляя локти. Расслабляя нижние части рук. Пусть расслабление проходит через кисти рук... расслабляя кисти, расслабляя ладони... пальцы... И пусть это расслабление выходит наружу через кончики пальцев.
Почувствуйте, как Ваше внимание перемещается по задней стороне шеи, расслабляя мышцы, соединяющие тело и голову. Пусть расслабление распространяется вверх по шее, по задней части к самой макушке, расслабляя мышцы скальпа. Расслабляя и открывая пространство на самой макушке головы, и даже немного выше. Позвольте расслаблению перейти на лоб. Расслабляя лоб.
Расслабляя и открывая пространство между бровями. Пусть на Вашем лице не будет никакого выражения, расслабьте глаза. Позвольте Вашим векам спокойно отдыхать, прикрыв глаза.
Расслабьте челюсти. Расслабьте рот, и пусть Ваш язык отдыхает, покоясь на верхнем небе. Расслабьте горло... и откройте область горла.
Расслабьте грудь и дыхательные мышцы. Расслабьте и откройте самый центр груди. Расслабьте и откройте солнечное сплетение.
Расслабьте и откройте живот. Расслабьте все основные органы внутри Вашего тела..."

Второй способ релаксации.

Попробуйте расслабить Ваше тело. Сначала Вы можете почувствовать напряжение, существующее в Ваших мышцах, а затем расслабьтесь. Расслабьте мышцы лба, расслабьте мышцы всего лица. Расслабьте мышцы затылка, мышцы плечевого пояса, рук, туловища, ног, всего тела. Руки и ноги свободно вытянуты, вы ощущаете глубокую расслабленность во всем теле.
А сейчас почувствуйте земное притяжение и как поверхность, на кото-рой Вы лежите, поддерживает Вас мягко и нежно. Вы очень, очень расслаблены. Представьте милое, приятное место, где Вы могли бы растянуться, забыть обо всех своих заботах, неприятностях, где Вы можете себе позволить полностью расслабиться, отпустить себя. Это может быть берег моря, солнечная поляна в лесу, горы или любое другое место, которое Вам нравится.
Вы дышите глубоко, медленно, связно. Вы очень расслаблены, глубоко и полно расслаблены. Вы лежите, вытянувшись. Все вокруг спокойно. Над Вами голубое небо, ярко светит солнце. Вы смотрите на небо, Ваш взгляд скользит по легкому облачку. Во всем покой и умиротворение. На душе у Вас также очень спокойно. Вы полностью и глубоко расслаблены...

Третий способ расслабления.

Закройте глаза и придите в свое тело. Почувствуйте, как Ваше тело расслабляется. Расслабляется еще глубже... еще глубже... Ваше тело становится еще более расслабленным. А сейчас, когда Вы уже глубоко расслаблены, представьте себя стоящим на верхней площадке длинной лестницы, ведущей вниз. Представьте, что лестница покрыта мягким пушистым ковром и что Вы с босыми ногами медленно начинаете спускаться по ней, переступая со ступеньки на ступеньку.
Представьте, что на каждой лестничной площадке на перилах уста-новлены таблички с номерами от одного до девяти. Девятый номер обозначает самый глубокий уровень. В процессе мысленного спуска по воображаемой лестнице Вы ощущаете, что чем глубже Вы идете вниз, тем более расслабленно себя чувствуете. Когда Вы достигнете девятой лестничной площадки, Вы почувствуете состояние полного, глубокого расслабления.
Медленно и постепенно начните "спуск". Раз... два... пять... семь... и, наконец, девять. Вы очень глубоко и полно расслаблены.

Четвертый способ расслабления.

Лягте поудобнее, закройте глаза и почувствуйте свое тело. Почувствуйте самые напряженные участки Вашего тела и попросите их расслабиться. Расслабьтесь еще глубже.
А сейчас сосредоточьте внимание на своем дыхании. Дышите связно, медленно, глубоко. Пусть вдох плавно, без перерыва, переходит в выдох, а выдох так же плавно перетечет во вдох.
Сосредоточитесь на фазе выдоха, отмечая, как после каждого выдоха ваше расслабление становится все глубже и глубже...
Вы уже очень глубоко расслаблены и в этом состоянии полного покоя и расслабленности начинайте считать выдохи, проговаривая про себя, что, как только Вы насчитаете 20 выдохов, вы достигнете стадии еще более глубокого расслабления.
С каждым выдохом Вы расслабляетесь все глубже... глубже... глубже...

Пятый способ расслабления.

Тот способ, при помощи которого мы сейчас расслабимся, называется парадоксальным способом расслабления. Для того чтобы расслабиться, Вам нужно будет предельно напрячься всем телом и в тот момент, когда напряжение в Вашем теле достигнет своего пика, Вы просто мгновенно отпускаете свое тело и приходите в состояние полного расслабления.
Самый элементарный способ расслабления, которым Вы можете воспользоваться в любую минуту, это просто вспомнить телом состояние расслабленности. Правда, для этого уже нужно иметь опыт глубокого расслабления.
Если Вы ощущаете напряжение во время занятия, постарайтесь установить с ним внутренний контакт. Скажите ему: "Тебе безопасно расслабиться. Я не хочу бороться с тобой и принимаю тебя таким, какое ты есть, независимо от того, расслабишься ты или нет". Практикуясь, любой человек может быстро научиться расслабляться.

Попробуйте те способы расслабления, которые мы Вам предлагаем. Выберите для себя тот способ, который дает Вам наиболее глубокое расслабление. Выделите себе время в течение недели, когда Вы можете практиковаться в релаксации. Выберите себе время в течение каждого дня, может быть это будет всего несколько минут, когда Вы будете обращаться к опыту расслабления, осваивать это состояние и постепенно Вы сможете заметить, что Вам с каждым разом все легче и легче удается расслабиться.
Вы почувствуете результат этой практики - большее количество силы и спокойствия в Вашей жизни.

Автор:  Соня [ 27-03, 23:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Холистический палсинг

СВЯЗНОЕ ДЫХАНИЕ

Связное дыхание - ключевой принцип многих систем самоисследования и духовного роста. На связном дыхании построены многие упражнения из "цигун", некоторые молитвенные практики, современные системы холотропного дыхания, ребефинга и вайвейшн.
Связное дыхание, как показывает наблюдение и опыт, является каналом доступа к резервным возможностям человеческого организма и психики.
Рассмотрим более внимательно структуру этого дыхания:
1. Между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом нет пауз. Дыхание происходит непрерывно, подобно вращающемуся колесу.
2. Вдох происходит активно, но не резко, на равномерном усилии, подобно вкачиванию воздуха в насос.
3. Выдох полностью расслаблен. Вы не "делаете" выдоха, тело само заботится о нем, гравитация, земное притяжение сами заботятся о нем. Вдох - и расслабление, вдох - и расслабление.

Глубина дыхания задает интенсивность переживания, степень эмоционального вовлечения в него и уровень физических ощущений. Чем глубже Вы дышите, тем выше интенсивность переживания, тем больше ощущений попадают в поле Вашего внимания. Поэтому, если Вы хотите "усилить" ощущения, сделать их более заметными, яркими - дышите глубже.
Частота дыхания задает скорость изменения состояния, скорость трансформации ситуации, над которой человек работает. Чем чаще дыхание, тем быстрее "движутся", изменяются ощущения. Чем медленнее Вы дышите, тем больше возможностей внимательно и подробно изучить и насладиться своим состоянием.

быстрое и глубокое дыхание с акцентом на вдох предназначено для того, чтобы увеличить осознание физического тела.
Эти структуры дыхания хороши:
- при чрезмерном думании, мечтательности, отключении сознания,
- для большей интенсивности ощущений в данный момент,
- для поддержания связи с телом и эмоциями.
Многие специалисты считают этот класс "рабочим типом" связного дыхания, позволяющим наиболее глубоко входить в расширенные состояния сознания.
медленное и поверхностное дыхание позволяет хорошо отдохнуть после напряженной работы, позволяет хорошо расслабиться. Мы рекомендуем любое обращение к дыхательным техникам завершать несколькими минутами дыхания по 4 классу. В конце процесса связного дыхания мы всегда рекомендуем в течение 10-15 минут подышать 4 классом дыхания. Именно этот класс дыхания позволяет сделать "тихую интеграцию", осознание и принятие всего того, что с вами происходило во время погружения в расширенное состояние сознания.

Несколько общих советов:
1) Расслабьте выдох, не контролируйте его, пусть гравитация заботится о нем.
2) Если вы испытываете спазм или напряжение:
- расслабьте выдох, так как чаще всего перенапряжение происходит от чрезмерного форсирования выдоха,
- дышите быстро и поверхностно (это относится к любому дискомфорту),
- расслабьте тело вокруг напряженной области,
- представьте, что вы дышите через напряженную часть тела,
- радуйтесь тайне происходящего.
Дышите достаточно глубоко, чтобы чувствовать, как энергия протекает по вашему телу.

Вхождение в процесс дыхания, в расширенное состояние сознания очень похоже на купание в море.
Вот берег, Вы раздеваетесь, привыкаете к воздуху, к своему телу без одежды и внутренне настраиваетесь на купание в море и вот уже подходите к нему. Вы уже настроены, Вы уже готовы сделать первый шаг в новую среду. Эта подготовка и есть то, что мы уже проходили - полное расслабление.
Вот Вы начинаете медленно и глубоко дышать - это шаги в море. При этом дно этого моря абсолютно надежно, твердо и нет ям, никто не загрязнил этот вход в море, нет стекол и нет медуз в воде. Все происходит очень постепенно, медленно, осознанно.
Так же медленно, осознанно, постепенно Вы делаете Ваше дыхание более быстрым и глубоким и переходите ко второму классу дыхания - это уже очень похоже на купание в море.
Каждый делает заплыв настолько далеко, насколько он может или разрешает себе делать.
Каждый ныряет на ту глубину, на которую он готов.
Это купание в удивительном пространстве Вашей психической реальности - в ощущениях, эмоциях, образах, идеях.

Вторая ступень - осознанность дыхания.
Третья ступень - спонтанное дыхание. Связное дыхание осуществляется как бы само собой, но при этом обладает постоянным соответствием к интегрируемому материалу. Уже нет ни субъекта, ни объекта. Уже процесс не является актом, действием, работой по интеграции (состояние сознания, при котором степень внутренней конфликтности минимальна; внутренние полнота и целостность) и трансформации (устойчивое осознанное изменение личности), а есть целостный поток дыхания, осознания, ощущений, чувств, образов, сокровенных идей и символов. Это и есть мастерство дыхания в процессе.
Это является чудом в жизни, когда человек научается спонтанно (интуитивно) управлять своим дыханием, а значит и своей психикой, духом, жизнью во всей ее целостности.

ОБЪЕМНОЕ ВНИМАНИЕ

основным действием рассудка во время процесса должно стать наблюдение.
Внимание во время процесса должно быть одновременно и глубоким, и полным. То есть дышащий должен выбрать из многообразия сигналов и планов восприятия самый сильный и сосредоточить на нем все свое внимание, и в то же время, как бы боковым зрением, воспринимать всю динамику происходящего.

Несколько советов:
- сосредоточьтесь на ощущении так, чтобы вам были заметны самые тонкие его изменения,
- почувствуйте, что каждый нюанс ощущения достоин вашего вни-мания и вашей любви,
- особенно будьте внимательны к тем чувствам, которые вы обычно не приветствуете,
- пригласите чувство прийти к вам еще интенсивнее,
- не сдерживайте эмоций! Дайте себе возможность выразить их, но при этом продолжайте внимательно наблюдать,
- старайтесь в любой ситуации как можно больше замечать деталей,
- если вы не знаете, на что обратить внимание, сосредоточитесь на своем теле и почувствуйте текущую по нему энергию,
- сосредоточьтесь на дыхании и сделайте его намного интенсивнее.
Таким образом, мы можем вычленить следующие особенности внимания в расширенном состоянии сознания:
- основная функция сознания в процессе связного дыхания - наблюдение. Чтобы отключиться от мыслей необходимо создать нейтральный фокус внимания,
- наблюдение должно иметь созерцательный характер (воспринимать, но не интерпретировать). Мы можем привести аналог в дзэне: полностью сохраняя сознание остановить всю умозрительную деятельность,
- наблюдение обеспечивается вниманием, которое одновременно обладает глубиной и полнотой.

в Свободном Дыхании именно внутреннее созерцание является одним из основных элементов процесса.
Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (ощущения, эмоции, образы, символы, мысли) называется самонаблюдением.
Самонаблюдение или интроспекция (от лат. inrospecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) является, наверное, самым древним способом познания психической реальности.
Один из основателей современной психологии, Вильгельм Вундт, считал интроспекцию единственным методом. Таким образом, по предметной направленности и способу организации третий элемент - объемное внимание, мы можем с полной уверенностью обозначить как утонченную интроспекцию.

И перейдем к следующему упражнению.
Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Начните вслух описывать то, что сейчас происходит, каждый раз произнося: "Сейчас я осознаю, что..." - и заканчивайте его сообщением о своем непосредственном осознании ощущений, возникающих в результате воздействия предметов внешнего мира, например, света лампы, голосов за окном или за стенкой, запаха косметики и т.п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознавания внешнего мира в течение одной или двух минут. Старайтесь избегать оценивания или простых перечислений, оставайтесь в контакте исключительно со своим осознанием внешнего мира.
Теперь обратите внимание на то, что происходит внутри Вас. Начинайте предложение словами: "Сейчас я осознаю..." - и заканчивайте его сообщением о своем осознании внутренних ощущений, таких, например, как напряженность в животе, сухость во рту, зуд в руке и т.п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознание внутренней зоны около минуты.

Средняя зона осознания включает психическую активность, отличную от текущего опыта, такую, как воспоминания, планы, подозрения, фантазии. Начинайте предложение словами: "Сейчас я осознаю"... - и заканчивайте его сообщением о своем осознании интереса к тому, сколько времени, об осознании тревоги по поводу только что выполненной письменной работы или о Вашем отношении к тому, чем Вы сейчас занимаетесь и т.д.
После того как Вы потренировались во всех трех зонах осознания, понаблюдайте, куда поведет Вас сознание, если не сосредоточиваться на какой-нибудь конкретной зоне. Начинайте предложение словами: "Сейчас я осознаю..." - и заканчивайте его сообщением о том, что Вы осознаете в данный момент, к какой бы зоне - внешней, внутренней или средней - это ни относилось. Вы можете обнаружить, что большая часть осознаваемого вами относится к средней зоне.

Как только Вы научились различать каждую зону и понаблюдали, куда поведет Вас осознание, Вы готовы совершенствовать свою способность к концентрации. Вы можете расширить сферу осознания каждой зоны и возможность их различения, переходя из одной зоны в другую.
Сначала двигайтесь туда-обратно из внутренней во внешнюю зону. Заканчивайте предложение "Сейчас я осознаю" сообщением из внешней зоны, затем из внутренней зоны. Продолжайте переходить из одной зоны в другую в течение одной минуты.

Мы можем обнаружить, что часто живем какими-то прошлыми обидами и заботами, а не тем, что на самом деле происходит прямо сейчас, и сделать шаг к этому "прямо сейчас". Иногда осознания достаточно, чтобы мы "проработали" любую дискомфортную ситуацию в теле, во внешней жизни или в нашей психической реальности. Осознание - это уже целительная сила. Не нужно ничего менять, двигать, прочищать, достаточно рассмотреть и описать. Уже происходит трансформация и исцеление.

Попробуйте сесть максимально комфортно. Закройте глаза и почув-ствуйте Ваше тело. Придите в Ваше тело и начните осознавать различные ощущения Вашего тела. Позвольте Вашему вниманию свободно скользить по телу с головы до пяток, замечая различные ощущения, которые в нем существуют. Где-то Вы можете почувствовать напряжение, где-то расслабление, где-то будет тепло, где-то холод. Просто смотрите на Ваше тело внутренним взором и отмечайте различные ощущения. Сейчас попробуйте сосредоточиться на самом сильном ощущении в теле. Вот оно.
Попробуйте почувствовать, увидеть, представить форму этого ощущения. После того как Вы представили форму этого ощущения, попробуйте заметить фактуру этого ощущения, какое оно? Твердое или мягкое? Вязкое? Упругое? Какое-то еще?
Затем попробуйте увидеть цвет этого ощущения. Какое оно - темное или светлое? Ближе оно к холодным цветам (синему, голубому) или - к теплым (красному, оранжевому)? В нем присутствует один цвет или несколько?
Теперь почувствуйте его температуру. Может быть, оно очень горячее. Может быть, совсем холодное. А, может быть, только чуть-чуть отличается от температуры тела в целом.
Если Ваше внимание ускользает, то мягко, но настойчиво возвращайте его к ощущению.

Теперь прислушайтесь к этому ощущению - нет ли у него звука? Какой это звук - высокий или низкий? Мелодичный или просто шум? Прерывистый это звук или постоянный?
После того как Вы описали, таким образом, Ваше ощущение, попробуйте еще раз сосредоточиться и заметить, изменилось ли оно. Если оно изменилось, то какие новые качества оно приобрело?
Теперь поблагодарите Ваше ощущение за этот небольшой разговор и отпустите его. Откройте глаза и почувствуйте себя "здесь и сейчас".

ГИБКОСТЬ КОНТЕКСТА

Люди - существа бесконечно свободные - действуют почти автома-тически. Восприятие человеком жизненной ситуации, конкретного переживания неизбежно включает в себя отношение к ним. Мы не можем быть "регистрирующими автоматами", мы постоянно оцениваем ситуацию, людей, свои чувства и ощущения.
Реальность, которая нас окружает, нейтральна. Она никакая, пока не соприкасается с нашим осознанием.
Это очень похоже на то, как фонарик высвечивает из тьмы какое-то пространство. Это похоже именно на фонарь, а не на факел. У кого-то фокус этого фонаря четок, ясен, у кого-то рассеян. Кто-то может держать этот фонарь в цепких руках своей воли, и луч осознания как меч в руках зрелого воина направлен и остер.

В чем главное отличие этого света?
Осознание напоено отношением, оценкой и переживанием. В этом основное отличие человеческого света осознания - оно всегда пульсирует чувством, отношением. Именно эту пульсацию мы называем контекстом.
Контекст субъективен и находится в большой зависимости от личного опыта, сложившихся ценностей и установок. Одно и то же ощущение разными людьми может восприниматься и переживаться по разному. Например, боль может вызвать страх, наслаждение, тревогу, радость, подавленность, удивление.

У нас есть набор "рамочек" и "цветных стекол", через которые мы воспринимаем мир. "Так правильно", "так неправильно", "это хорошо", "это плохо" - вот оценки, регулирующие восприятие. Их можно назвать "контекстами", поскольку это не сама ситуация или состояние как таковое, а наше отношение к ней.
К чему приводит наличие этих оценок, рамок, контекста восприятия?
Во-первых, часто мы принимаем нашу оценку за саму реальность. Во-вторых, мы привязываемся к определенным контекстам и тем самым лишаем себя выбора отношения. Ведь оценка эта чаще всего осуществляется неосознанно.

В какой-то момент жизни мы делаем (чаще всего неосознанно, в детстве) такой выбор, принимаем неосознанное решение относиться к реальности именно таким образом. Реальность от нашего выбора не меняется, мы в своем сознании разделяем ее на зоны "Я" и "НЕ Я". Это разделение реальности резко сужает ту область жизни, где мы можем радоваться и наслаждаться. В бесконечном океане жизни мы выделяем маленький островок "Я" и живем на нем. И боимся или просто не замечаем океана жизни вокруг, обозначив его "НЕ Я". Но все это лишь результат нашего выбора.
Осознанный выбор отношения позволяет нам перейти от жестких, одномерных контекстов к гибким и многомерным.

Зона в человеческом осознании "Равностность" - пространство многомерных контекстов, область реальности, в которой мы можем существовать свободно, выбирая любое отношение и переживание реальности.
Гибкость контекста предполагает осознание многообразности поля выбора в подходах и оценках, взаимодействия с воспринимаемой и переживаемой ситуации. Этот принцип означает возможность замены одного контекста другим в результате свободного выбора.
Гибкость контекста является основой целостности и внутренней гар-монии. Каждый человек имеет возможность, безусловно принимать любое ощущение, образ, эмоцию, идею, жизненную ситуацию и т.д., приходящие в поле его осознания и быть благодарным за то, что они больше не подавленны и не отвержены.

Искусство безусловного принятия - основа любого пути самосовершенствования. Каким бы ни был феномен, приходящий в потоке жизни или в процессе связного осознанного дыхания, его можно принять с любовью и радостью.
Динамический, многомерный выбор контекста может быть самым важным фактором в жизни человека. Поэтому овладение этим элементом в Свободном Дыхании имеет очень важное значение.
В Свободном Дыхании существует великое множество контекстов для перевода любой неприятной ситуации в приятную.
Только сам человек может выбрать любое отношение к реальности, ибо он и есть творец реальности.

АКТИВНОЕ ДОВЕРИЕ

Можно следующим образом определить этот элемент: общая позитивная установка к процессу, к себе в процессе, к условиям проведения процесса. Нет идеального рецепта Свободного Дыхания. Поэтому доверяйте тому, что процесс идет правильно. Доверяйте себе, доверяйте самой жизни. Вместе с тем будьте активны в процессе - экспериментируйте со всеми элементами, особенно с дыханием, находите режимы работы, позволяющие добиваться сочетания легкости и эффективности.
когда Гаутама стал Пробужденным, Буддой, он " посмотрел на мир живой и неживой долгим и милосердным взглядом". Именно это состояние является для нас эквивалентом: "Есть активное доверие".

Что такое пятый принцип Свободного Дыхания? Это проявленное доверие к жизни во всех ее возможностях: "Да будет воля Твоя, а не моя". Это тот уникальный и невозможный случай, когда человек отдает индивидуальную волю, свое намерение, силу желания и нежелания потоку жизни.
Что подразумевает человек, когда говорит: "Я ему полностью доверяю". Он, наверное, подразумевает полную безопасность в этой ситуации, возможность снятия контроля, ненужность и абсурдность дополнительного волевого усилия. Уже и верить не надо. ЕСТЬ ДО-ВЕРИЕ.

Безусловное принятие любого факта, события, действия, отношения - зла, добра, этичного, неэтичного, восхваляющего и унижающего, мудрого и глупого, бессмысленного и полного смысла, космического и земного, сотворенного и несотворенного, полноты и пустоты - всем и всему.
Активность доверия означает его проявленность, жизненность, не как потенция, а как качество и умение, ежечасно применяемое в жизни и сознательной деятельности.

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ - КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ГАРМОНИИ И ДУХОВНОМУ РОСТУ.

Достаточно вновь и вновь обращаться к каждому из этих принципов, пока они не войдут в плоть и кровь, не растворятся в потоке существования и не создадут новое, удивительное и гармоничное качество Вашей жизни.
Каждый принцип сам по себе - прорыв к целостности. Но возможности становятся в 10, 100, 1000 раз реальнее, когда человек делает шаг в пространство всех пяти принципов.
Пять принципов, о которых шла речь в этой книге, являются элемен-тами психотехнологии Свободного Дыхания.

Умение слушать и слышать
• Перестаньте говорить! Это наставление идет и первым и последним, т. к. все остальные зависят от него.

Страница 4 из 4 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/