1.1.1. Пустотность собственного «я» 1.1.1.1. Аналитическая медитация
Вступительные наставления Таши о пустотности называются «определение того, что является корнем представления об уме как о чём-то реально существующем». особенно важно знать доктрину читтаматры , или «только ума» (sems tsam), и тексты мадхьямаки , посвящённые пустотности.
«В целом надо провести аналитическое исследование всех феноменов – выяснить, что сами они являются [лишь] умом, а [обычный] ум не обладает реальным существованием… Где нам найти метод медитации на воззрении проникающего видения, которое отсекает все сомнения? В сутрах сказано: «У тебя есть представление о том, что это не что иное, как ум. То есть ты понимаешь, что ум не обладает реальным существованием. Благодаря такому представлению можно познать недвойственность и пребывать в дхармадхату, свободном от двойственности».
Фраза «у тебя есть представление» подчёркивает, что медитация является именно аналитической. Аналитическая медитация состоит из двух стадий. Сначала практикующие изучают текстовые источники и приходят к интеллектуальному знанию, что все явления сансары рождаются самим умом. Затем они ежедневно размышляют над тем, «действительно ли зависимость всех рассматриваемых феноменов от ума – это то, что делает возможным их восприятие». эта идея направляет сознавание (rig pa) таким образом, что интеллектуальное понимание приводит к прямому восприятию всех феноменов как проявлений ума. Эта практика выполняется до тех пор, пока в уме не утвердится идея о том, что все явления – лишь проявление ума.
Когда ум находится в своём обычном состоянии отвлечения – не осознавая концепцию «только ум», ... Общим аспектом всех объектов является их эпистемологический реализм: обычный ум вовлечён в активность, направленную на искусственное создание иллюзии независимого реального существования чего-то, что отличалось бы от самого ума. Точно так же может быть создана иллюзия реального существования самого ума. Все эти ошибочные воззрения становятся возможны в силу ложной концептуализации такого изменяющегося ментального фактора, как когнитивный процесс. В рамках негативной формы этого ментального фактора ум вовлечён в направленную на самого себя активность, которая приводит к созданию иллюзии мнимого субстанционального, независимо существующего мира и ощущения собственного «я». В рамках формы этого ментального фактора ум, благодаря логической аргументации, может сохранять воззрение «только ум» и / или воззрение пустотности и таким образом закладывает фундамент для проникающего видения:
«Сохраняя воззрение „только ум“, бхикшу очищает этот [ум]». Так говорится о совершенном знании. Различные [внешние явления] создаются умом. Какова природа сознания? Она объясняется так: «Все эти [явления] – это лишь ум, ведь так учил Могущественный».
Вторая часть аналитической медитации подразумевает ещё более глубокое аналитическое исследование, и особенно это касается исследования ума. Практикующие пытаются понять, обладает ум реальным независимым существованием или это лишь искусственное концептуальное построение, которому присвоено обозначение. Проводя аналитическое исследование, практикующие не в состоянии обнаружить в рамках опыта восприятия какой-либо реально существующий ум – и приходят к выводу, /Дословно - означает «ухватить суть»: правильно понять то, как ум существует на самом деле, его реальную природу – пустотность./ что ум не обладает реальным существованием. следует рассуждать об уме до тех пор, пока не убедятся, что ум не обладает реальным существованием, что ум – это лишь искусственное концептуальное построение. Поняв верное воззрение интеллектуально, практикующие сохраняют своё новое знание в процессе повседневного опыта.
1.1.1.2. Медитация самадхи А. что является сущностью ума
Определить, что ум не обладает реальным существованием, означает «отсечь корень» обычного ума. страдание сансары обусловлено ошибочным воззрением – разделением на кажущийся реальным внешний объективный мир и субъективное ощущение собственного «я», взаимодействие которых приводит к возникновению привязанности, неприязни и неведения. Обретя интеллектуальное понимание пустотности, приступают к практике самадхи, чтобы перевести реализацию пустотности в область её прямого переживания. Практикующие проходят через все обычные предварительные этапы медитации – принятие правильной позы и так далее, пока не войдут в наивысшее состояние самадхи, в состояние покоя, относительно свободного от концепций, в котором присутствует плавный поток моментов ума тонкого уровня. Сознавание присутствует с двух точек зрения на каждое возникающее в потоке ума событие – с точки зрения движения и с точки зрения пребывания. Если рассматривать ситуацию с позиции ментальных событий, то отдельные события разделяются на: мысли (rtog pa) и образы (snang ba). Возникающие ментальные события грубого уровня обладают характеристиками. С точки зрения абсолютной истины все характеристики формируются умом. Поскольку поток ума всё время изменяется, у происходящих в нём ментальных событий проявляются разнообразные характеристики. Например, существуют разные характеристики, связанные с восприятием, – цвет объекта или его форма. В рамках обычного опыта восприятия ум блуждает и воспринимает всю полноту разнообразных характеристик. Термин ... означает «изменяющиеся характеристики». Когда эти характеристики воспринимаются обычным умом, из них формируются различные внешние субстанции. Когда эти характеристики воспринимаются в процессе медитации проникающего видения, они больше не загрязнены неправильным восприятием или ошибочным воззрением. В зависимости от степени развития проникающего видения характеристики могут проявляться как виде́ния, подобные миражу, или как ясный свет.
Во время пребывания в самадхи внутренний мир постепенно становится невещественным, и вместо него остаётся поток отдельных моментов ума, в течение которого характеристики проявляются и быстро приходят в состояние покоя. Каждый момент проявления сопровождается ясностью.
Одновременно с движением каждого проявления в потоке ума, пребывает и момент сознавания. в каждый момент присутствия сознавания (rig pa) происходит самораспознавание и самого ума, и его мнимого проявления. Обычному наблюдателю кажется, что присутствует некое место, где пребывает ум, или место, где происходит движение моментов ума. Эта медитация выполняется с целью обнаружить местоположение ума как с позиции пребывающего сознавания, так и с позиции ментальных событий. пытаются обнаружить это месторасположение, как будто оно находится вне тела – в некой жизненной сущности или в кажущихся внешними предметах. пытаются обнаружить это месторасположение в теле как едином целом или в какой-либо из его отдельных частей, а также в уме.
Практикующие используют приобретённую ментальную гибкость – результат развития самадхи – для того, чтобы выполнять медитацию «с разных позиций». Медитация на пустотности собственного «я» использует обе позиции – позицию ума и позицию ментальных событий, – но основное внимание уделяет позиции ума. Отдельные события, происходящие в потоке ума, исследуются только с позиции их возможной опоры – ума, или, – с позиции того, что распознаёт характеристики этих событий.
Чтобы понять это, нужно проанализировать составной термин «исследуй сам ум посредством различающей мудрости, анализирующей каждое событие». После того как начали сознавать позиции ментальных событий и позиции ума – как двух одновременно присутствующих перспектив наблюдения, переходят к сфокусированному исследованию, которое направлено только на позицию ума. В медитации на пустотности феноменов предпочтение отдаётся другой позиции наблюдения.
Таши использует термины «путь ясности» и «путь пустотности»ю. Благодаря практике пребывания/успокоения возникновению характеристик сопутствует ясность. Благодаря практике проникающего видения практикующие приходят к выводу, что невозможно обнаружить никакой реально существующей опоры позиции ума, и поэтому она является пустой. То есть не обладающей реальным существованием. Когда две эти практики выполняются одновременно, медитация проникающего видения ведёт и к ясности, и к пустотности.
медитация помогает увидеть, что и пребывание, и проявление – аспекты ума: «ум анализирует ум». Поскольку исследованию подвергается каждый отдельный момент потока ума, - «Тебе следует использовать ум для тщательного анализа самого ума». Метод сфокусированного исследования описывается термином dran rig. dran pa «памятование» и rig pa «сознавание». Этот термин переводится как «памятование сознавания». Практиковать памятование значит «не забывать выбранный объект»; а сознавать значит «знать ум напрямую». нужно использовать наблюдение за ментальными событиями, чтобы увидеть работу самого ума. Для этого необходимо применять к возникающим ментальным событиям памятование – мгновение за мгновением, без малейшего отвлечения.
Задача медитации - понять, что является опорой, или фундаментом, каждого возникающего в уме события. Этот как если бы мы следили, куда ползёт змея, чтобы обнаружить её логово. Поскольку в итоге не удаётся обнаружить никакой опоры, считается, что сознавание возникает само по себе:
«Когда выполняешь практику пребывания/успокоения, то самадхи – состояние покоя, свободное от концепций, – это и есть наилучшая медитации. С точки зрения практики пребывания/успокоения отсутствие отвлечения способствует зарождению ясности ума. Наилучшей же медитацией проникающего видения является аналитическое исследование каждого момента ума как он есть самим умом. Определение сущности ума – то же самое, что определение отсутствия реального существования собственного «я». Выполняя практику пребывания/успокоения, которая связана с самадхи, свободной от концепций, воспринимай характеристики (внутренние, внешние) с позиции познающей ясности как блаженство ума, который наблюдает сам себя как он есть. Взирай на их ничем не заслонённое возникновение в уме, когда они проявляются в виде цвета или формы. Можешь ли ты обнаружить место, где они пребывают, или опору, которая их поддерживает? Проанализируй [с позиции ума], что именно наблюдает вещественное. Есть ли какой-то нектар в этом сосуде [ума, который обладал бы тайной сущностью]? Есть ли что-то за пределами ума?
Следующий отрывок описывает технически сложную медитацию. Подобная медитация приводит к возникновению проникающего видения естественного состояния – пустотности и ясности ума:
«Проведи подобным образом тщательный анализ распознавания и распознаваемых паттернов. Проанализируй причину, приводящую к распознаванию: является ум пустым или он каким-то образом существует? Если обнаружишь, что ум пуст, проанализируй, является его пустотность тотальным ничто или она схожа с пространством. Если обнаружишь ум в ясности, проанализируй, обладает ли эта ясность реальным существованием, – а если обладает, то проверь, похожа она на свет, исходящий от солнца, или на свет, исходящий от лампы, или, может быть, эта ясность не является светом и не имеет цвета? ...Что касается восприятия ума, то никаких ошибок более не возникает. Тебе следует проанализировать ум «вдоль и поперёк», используя для этого сам ум. Проведя подобное аналитическое исследование ума, определи его сущность таким образом, чтобы в нём больше не возникало реально существующих феноменов. Когда присутствует позиция пустотности, что бы ни возникало в потоке ума, уже не может быть воспринято ошибочно и предстаёт как истинно пребывающий ум. С почтением соверши искреннюю молитву.»
Существование чего-либо, или, другими словами, его независимое бытие, является результатом искусственной активности ума, которая приписывает объектам опыта восприятия кажущуюся реальность. Истинная сущность не загрязнена ложным двойственным различением, что подчёркивают следующие фразы: «пустотная сущность», «ясная сущность», «истинная сущность» и является синонимом пустотности. Определение разницы между ложным существованием и истинной сущностью формирует фундаментальную философскую позицию буддизма махаяны. практикующие обнаруживают, что ум не обладает реальным существованием. Во время возникновения каждого отдельного момента ума направляют своё внимание не на его проявляющиеся характеристики, а на пребывающее сознавание, пытаясь обнаружить что-то реально существующее, что является опорой сознавания. Момент за моментом пытаются обнаружить что-то реально существующее, что принято называть умом. пытаются установить его местоположение – как внутри, так и снаружи собственного тела. И каждый раз они приходят к одному и тому же заключению. Это реализация природы ума – ум предстаёт как пустотность.
_________________ Не важно, что написано. Важно, как понято.
|