Христианский ФОРУМ http://missija.flyfolder.ru/ |
|
Тит Нат Хан – "Созерцание мысли" и "Обретение мира" http://missija.flyfolder.ru/topic2058.html |
Страница 5 из 5 |
Автор: | Соня [ 14-10, 19:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Тит Нат Хан – "Созерцание мысли" и "Обретение мира" |
ГЛАВА 4 Умение внимательно слушать Слушать других с легкостью В следующий раз, когда кто-то задаст вам вопрос, не спешите с ответом. Воспримите ту мысль, которой с вами поделились, глубоко внутрь себя. Пусть ваш собеседник почувствует, что его действительно внимательно выслушали. Для того чтобы приобрести и закрепить в себе этот навык, нужно постоянно тренироваться. Главная мысль заключается в следующем: если мы не научились внимательно выслушивать себя, мы не сумеем внимательно слушать окружающих. Нам нужно укреплять духовную составляющую нашей жизни, если мы хотим быть легкими, свободными и по-настоящему раскрепощенными. Необходимо все время практиковаться в том, чтобы восстанавливать в душе простор. Только тогда, когда мы откроем пространство внутри себя. В этом состоит сила не-действия. Мы останавливаем мысли, соединяем разум с телом и по-настоящему существуем здесь и сейчас. Не-действие очень важно. Это динамичное и творческое состояние открытости. Нам просто нужно сидеть, осознавая настоящее, испытывая чувство пробужденности и легкости. Для того чтобы помогать людям, мы должны испытывать умиротворенность внутри себя. Достигать внутреннего покоя можно с каждым шагом, с каждым дыханием. Прежде всего нам необходимо ощущение легкости, свободы и умиротворенности в нашем теле и душе. Этому нужно учиться. Ежедневно уделяйте время тому, чтобы быть со своим дыханием и со своими шагами, чтобы соединять разум с телом и помнить, что у вас есть тело. Каждый день уделяйте время тому, чтобы с сочувствием выслушивать ребенка внутри себя, выслушивать в своем внутреннем пространстве то, что хочет быть услышанным. И тогда вы научитесь слышать других. Умение слушать звон колокольчика Этот звук станет напоминать вам о необходимости перейти к практике осознанного дыхания, успокоить разум, вернуться к ощущению собственного тела и заняться собой. В буддизме звук колокольчика считается голосом Будды. Перестаньте говорить. Перестаньте думать. Сосредоточьтесь на дыхании. Вслушайтесь в свое существо. Сосредоточенное вслушивание в звук колокольчика позволяет покою и радости пронизать каждую клетку вашего тела. Вы слушаете не только ушами, но и разумом. И вы приглашаете все клетки тела присоединиться к восприятию звука колокольчика. Каждый раз, когда вы готовитесь использовать колокольчик, подготовьте себя к его звуку. Не ударяйте по колокольчику, а «приглашайте» его звучание. Относитесь к нему как к просвещенному другу, помогающему вам просыпаться и находить путь к себе. При желании положите колокольчик на маленькую подушечку, уподобив его бодхисаттве, занятому медитацией. Когда вы слышите звук колокольчика, сосредоточьтесь на вдохе и постарайтесь освободиться от всяческой накопившейся напряженности, от привычного бега вашего тела и особенно разума. Ведь даже если вы сидите, внутри себя вы все еще продолжаете нескончаемую гонку. Звук колокольчика открывает для вас долгожданную возможность вернуться в себя и насладиться сосредоточенным дыханием так, чтобы перестать напрягаться и действительно полностью остановиться. Колокольчик и ваша привычная реакция на его звук помогают вам остановить мчащийся в вашей голове экспресс из мыслей и эмоций. Это не требует много времени, зато вознаграждает нас. Это красивый обычай. Это тренировка умения привносить в свою жизнь покой, осознание своего существования и гармонию. Вслушиваясь в голоса наших предков Как правило, люди считают, что их предки умерли. Но это не так. Мы можем пригласить услышать звон колокольчика каждую клетку нашего тела. В этот момент к нам присоединяются наши предки из всех поколений. Если мы научимся слышать звук колокольчика, мир и покой проникнут во все клетки нашего тела. И не только мы станем наслаждаться умиротворенностью и чувством отдохновения, но и все наши предки, живущие внутри нас, порадуются прекрасному настоящему. Возможно, в своей прошлой жизни они испытали много страданий и мало радости. Существуя в вас, они почувствуют счастье. Обычно мы полагаем, что можем слышать только окружающих нас людей и мир. Но у человека есть способность слышать и другие вещи. Как я уже говорил, первым шагом в этом направлении становится развитие навыка слышать самих себя. Когда мы вслушиваемся в себя, то обнаруживаем не отдельный голос и не отдельное «я», взявшееся ниоткуда. Мы обнаруживаем, как глубоко мы связаны с теми, кто существовал до нас. Мы можем слышать их. Это один из результатов практики осознанности. Мы представляем собой взаимозависимость клеток, и наши предки живут внутри нас. Мы в силах услышать их голоса. Нам нужно только правильно слушать. Не будьте рабом слов один из основателей вьетнамской ветви дзен-буддизма, писал: «Не спрашивайте меня ни о чем. Моя сущность бессловесна». Чтобы практиковать осознанную речь, мы должны практиковать осознанное молчание. Только так мы поймем свои истинные мысли и увидим глубинные причины их возникновения. Тишина — главный залог способности смотреть вглубь себя. Конфуций говорил: «Небо молчит». Однако оно может сказать нам многое в том случае, если мы умеем слушать. Если мы слышим смысл тишины, то с нами будет говорить каждая песня птиц и каждый шелест сосновых веток. УПРАЖНЕНИЯ мантры Упражнения с повторением мантр в силах освоить каждый, даже ребенок. Но она эффективна только в том случае, если вы соблюдаете осознанность и концентрацию. Прежде чем приступить к повторению мантры, приведите свои мысли в порядок и почувствуйте внутри себя покой и простор, внимательно следите за своим дыханием и слушайте безмолвно и терпеливо. Произнося четыре мантры, вы используете тишину внутри вас. ...Простое повторение этой мантры не дает результата. Вам необходимо научиться быть здесь, занимаясь осознанным дыханием, осознанной ходьбой или любыми другими упражнениями, помогающими вам ощущать присутствие в настоящем: вы должны быть на сто процентов уверены в том, что находитесь здесь. вы будет практиковать медитацию и осознанное дыхание, чтобы полностью ощутить себя самим собой. |
Автор: | Соня [ 29-11, 22:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Тит Нат Хан – "Созерцание мысли" и "Обретение мира" |
ГЛАВА 5 Сила неподвижности Осознанное дыхание Как мы уже видели, самый простой для нас способ освободиться от нескончаемых размышлений — освоить практику осознанного дыхания. Мы дышим постоянно, но редко обращаем внимание на данный процесс. Мы редко наслаждаемся нашим дыханием. Осознанное дыхание — это лекарство, которым вы можете наслаждаться при каждом полном вдохе и выдохе на всем их протяжении. Если вы концентрируетесь на дыхании, то заставляете клетки мозга и всего тела петь в унисон. Осознанно осуществляя дыхание, вы проникаете вглубь себя. Ваше тело дышит, а оно является вашим домом. С каждым вдохом вы возвращаетесь домой в себя. Даже если вы храните в себе много печали, гнева или одиночества, проникая в себя за счет вдохов и выдохов, вы получаете доступ к скрытым глубоко внутри чувствам, не опасаясь оказаться их пленником. Ваше осознанное дыхание — один из способов сказать: «Не волнуйся, ты у себя дома». Осознанное дыхание — основание вашего внутреннего дома. Если вы хотите реализовать свои мечты — начните со своего дыхания. Каждый ваш вдох, каждый ваш шаг, каждое ваше действие, совершенные осознанно, обеспечат ваше существование. Создание пространства для осознанности осознанная жизнь — это вопрос правильной организации обычной жизни или следование по пути истинных целей, а не втискивание дополнительного пункта под названием «Медитация» в распорядок дня. Спокойным осознанным дыханием вы можете заниматься в любое время. Любое место, где вы находитесь, наполнится для вас духовным смыслом, если вы пребываете там в расслабленном и умиротворенном состоянии и внимательно следите за дыханием, даже продолжая заниматься каким-то другим делом. Когда вы просыпаетесь утром, то еще в кровати начните свой день с осознанного дыхания. Потратьте эти несколько секунд на то, чтобы последить за вдохами и выдохами и настроиться на то, что перед вами открываются новые двадцать четыре часа жизни. Это подарок судьбы! Просыпаясь утром, я улыбаюсь. Передо мной двадцать четыре новых часа моей жизни. Я даю обещание прожить их со всей глубиной И смотреть на все, что окружает меня, c состраданием. Как вы видите, в данном стихотворении четыре строфы. Первая — для вашего вдоха. Вторая — для вашего выдоха. Третья — для вашего второго вдоха. Четвертая — для вашего второго выдоха. Совершая вдохи и выдохи, вы одновременно концентрируетесь на смысле того, что вы произносите. Вы желаете прожить следующие двадцать четыре часа мирно и счастливо. Вы полны решимости не растрачивать впустую ни одного мгновения этих двадцати четырех часов, потому что осознаете, что они являются подарком и каждое утро вы будете получать такой подарок вновь и вновь. Удобное положение сидя — замечательное условие для осознанного дыхания. Многие не могут позволить себе сидеть и заниматься только дыханием. Они считают это непозволительной роскошью. «Время — деньги!». Но время — это значительно больше, чем деньги. Время — это жизнь. Очень несложная практика, когда человек просто регулярно сидит наедине с собой, приносит хороший исцеляющий эффект. Ненадолго прерваться в текущих делах и занять сидячее положение — вполне достаточно, чтобы сосредоточиться на осознанном дыхании и ни на чем ином. стоит выключать внутреннюю радиостанцию «Нескончаемые размышления», обращая внимание исключительно на дыхание. ...старайтесь делать это в приподнятом настроении, с любовью, радостью и чувством благодарности. ...совершайте и это действие с осознанностью. Не думайте о других вещах. Сконцентрируйтесь только на том, что ... Осознанность способна поменять ваши взаимосвязи со всем. Она поможет вам ощущать свое присутствие здесь и сейчас и получать радость от всего, что вы делаете. Занятия осознанной ходьбой тоже создают прекрасные возможности для исцеления и ощущения себя счастливым. Делая шаг, наслаждайтесь каждым прикосновением к земле. Когда вы делаете шаг в состоянии осознанности, вы возвращаетесь сами к себе. Каждый шаг позволяет вам почувствовать свое тело. Он возвращает ощущение присутствия здесь и сейчас. Так что, когда вы идете, следите за тем, как с каждым шагом вы возвращаетесь в свой внутренний дом. Что бы вы ни делали, если вы находитесь в состоянии спокойствия и осознанности, то вы всегда сумеете вернуться в себя. Мы живем, не осознавая, что мы живы. Мы постоянно теряем контакт с собой. Поэтому, успокоив тело, очистив мысли и просто тихо сев, вы уже совершите в отношении себя небольшую революцию. Когда вы садитесь, вы снова находите контакт с собой. ам необходимо только осознанно принять сидячее положение и осознанно делать вдохи и выдохи. И через несколько секунд вы снова в контакте с собой. Вы начинаете понимать, что происходит: с вашим телом, с вашими чувствами, с вашими эмоциями и с вашими ощущениями. Вы вновь у себя дома, и вы можете проявить о нем необходимую заботу. Возвращение в свой внутренний дом означает сесть и, находясь наедине с собой, восстанавливать контакт с собой и воспринимать ситуацию в ее полной реальности. Даже если в вашем внутреннем доме беспорядок, примите это и используйте, чтобы вновь начать движение вперед в более правильном направлении. Даже если мы попадаем в хаос, мы все равно можем каждый день находить в себе некоторое пространство для тишины. Пять минут на жизнь Если вы только начинаете практиковать медитацию, постарайтесь каждый день посвящать пять минут спокойной и осознанной ходьбе. Когда вы находитесь наедине с собой, идите как можно медленнее. Вам будет легче идти медленно, делая один шаг на каждый вдох и один шаг на каждый выдох. Совершая вдох, вы делаете один шаг. И делаете его таким образом, чтобы за время продолжительности вдоха ваш мыслительный процесс полностью остановился. Если этого не произошло, сделайте паузу в движении и совершите несколько осознанных вдохов и выдохов до тех пор, пока ваши мысли не остановятся. Вы почувствуете это. Когда вы достигаете ощущения осознанного бытия, в вас происходят заметные физиологические и ментальные изменения. Если вы добьетесь успеха в том, чтобы делать один шаг осознанно и не думая, тогда вы сможете делать и два таких шага. Начните с прогулки продолжительностью в пять минут. Но, возможно, процесс настолько вам понравится, что вы станете проделывать это упражнение несколько раз в день. Нас всегда что-то отвлекает от текущего момента. У нас нет времени на то, чтобы жить настоящей жизнью. Осознанность поможет понять это. Она сама по себе уже является просветлением. Поэтому нам нужно начать с такого просветления и с пробуждения: нам необходимо убедить себя в том, что мы действительно хотим жить своей жизнью, что мы действительно хотим остановиться здесь, чтобы ничто не относило нас в сторону от нашей жизни. Применяя практику осознанности во всем: в медитациях сидя, или во время ходьбы, — мы научимся останавливать свои мысли. Этого можно добиваться в любое время дня. Вы освобождены, вы получили свободу. Эта свобода делает возможным ваше исцеление. Вашу жизнь. Ваше счастье. Если вы знаете, как быть наедине с собой, то каждый шаг принесет радость и счастье. С каждым шагом вы станете освобождаться от напряженности в теле. С каждым шагом вы будете прикасаться к окружающим чудесам. Когда вы идете осознанно, то полностью вкладываетесь в этот процесс. Вы осознаёте каждый свой шаг: это именно вы осознанно двигаетесь, а не просто многолетняя привычка толкает вас вперед. Вы сами себе властелин. Именно вы являетесь тем королем, который принимает решения. Вы идете, потому что так хотите вы. В каждом вашем шаге присутствует свобода. Каждый шаг вы совершаете целенаправленно. Каждый ваш осознанный шаг делает доступными для вас окружающие чудеса жизни, присутствующие здесь и сейчас. Двигаясь осознанно, вы переносите целостность вашего тела и разума в каждое ваше движение. Именно поэтому вы можете ни о чем не думать, когда идете. Если вы о чем-нибудь думаете, ваши мысли отвлекают от ходьбы. Осознанная ходьба доставляет большое удовольствие. Когда внутри вас присутствуют осознанность и сосредоточенность, вы полностью являетесь самим собой. Вы идете, как Будда. С осознанностью ходьба представляет для вас жизнь. ...Посуду следует мыть так, чтобы вы наслаждались каждым мгновением этого процесса. Все становится для вас жизнью, а не работой, если вы знаете, как делать это осознанно. Люди, «зацикленные» на отделении работы от личной жизни, проводят бóльшую часть времени не живя. Мы должны научиться тому, чтобы привносить осознанность, простор и радость во все, что мы делаем, а не только в то, что можно рассматривать как медитацию или игру. Если мы станем включать осознанность в разные части нашего обычного дня, хотя на пять минут за раз, то воображаемая нами разделительная линия между работой и личной жизнью исчезнет. И каждая часть обычного дня предоставит нам время для самих себя. УПРАЖНЕНИЕ Медитация во время ходьбы Сама по себе мать-Земля — чудо. Каждый шаг по ней — тоже чудо. Совершая осознанные шаги по нашей прекрасной планете, мы способны обрести исцеление и счастье. Медитация во время прогулок — прекрасный способ, позволяющий вернуться в настоящий момент и в нашу жизнь вообще. Когда вы медитируете во время ходьбы, держите под постоянным контролем ноги, почву и моменты контакта ступней с почвой. Добивайтесь естественного дыхания и соотносите ваши шаги со вдохами и выдохами, а не наоборот. Делайте несколько шагов на каждый вдох и несколько шагов на каждый выдох. попробуйте практиковать медленную ходьбу. Кстати, она является наиболее целительной. Во время нее делайте один шаг на вдох и один шаг на выдох. При каждом вдохе произносите «Вдох», при каждом выдохе — «Выдох». Или замените эти слова соответственно на «Вернулся» (вдох) и «В свой дом» (выдох). С каждым новым шагом вы будете возвращаться в свой настоящий дом, в настоящий момент. Не волнуйтесь, если вы чем-то расстроены, что-то идет не так или, наконец, в данный момент вы просто испытываете лень. В такие минуты достаточно простого дыхания. Достаточно просто посидеть. Достаточно просто пройтись. Растворитесь в своем действии. Представьте себе, что вы сами по себе и являетесь ходьбой. «Дорогой Будда, я отступаю. Теперь, пожалуйста, ты иди вместо меня». Пусть Будда дышит. Пусть Будда идет. Мне не нужно дышать. Мне не нужно идти. Будда дышит. Будда идет. Я наслаждаюсь дыханием. Я наслаждаюсь ходьбой. Нет того, кто дышит. Нет того, кто идет. |
Автор: | Соня [ 24-12, 06:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Тит Нат Хан – "Созерцание мысли" и "Обретение мира" |
ГЛАВА 6 Концентрация внимания Чем чаще мы практикуем возвращение к самим себе и чем больше времени уделяем развитию осознанности, тем отчетливее становятся для нас переживаемые страдания. Хотя осознанное дыхание и спокойствие делают нас ближе к счастью, они же (особенно на начальном этапе) знакомят нас с болью, поскольку мы яснее ощущаем тот негатив, от которого до сих пор прятались. В природе человека заключено естественное желание избегать страданий. Но без страданий мы не способны полностью развиться как полноценные человеческие существа. Если мы понимаем это, то в конечном счете страдаем меньше, и наши страдания легче трансформируются в другие чувства. Если же мы настойчиво избегаем страданий и прячем их в самые отдаленные уголки нашего разума, мы только продлеваем их существование. Значительная часть моего наставничества посвящена тому, чтобы помогать научиться распознавать страдание, сдерживать и трансформировать его в другие чувства. Это целое искусство. И нам нужно его постичь. Нам нужно научиться спокойно улыбаться нашим страданиям так же, как мы спокойно улыбаемся влажному илу, потому что понимаем, что только с его помощью (и при наличии соответствующего умения) мы вырастим на этом иле прекрасные лотосы. У страданий бывают очень глубокие корни, тяжелые эмоциональные раны, остающиеся с нами надолго после их возникновения. Когда страдания — то ли глубокие, то ли небольшие — нам мешают, мы должны суметь распознать и сдержать их. Невозможно убежать от боли. Она существует повсюду. Помимо наших человеческих индивидуальных и коллективных страданий, боль существует и в природе. Мы связаны с этими страданиями, даже если непосредственно не испытываем их. Это медитация. Понимание глубокой истины помогает нам развить волевые устремления и желание жить так, чтобы помогать другим также оставаться живыми. Остров нашего «я» Когда мы возвращаемся к себе домой, мы можем расслабиться и быть такими, какие мы есть на самом деле. Мы ощущаем тепло, комфорт, безопасность и удовлетворение. Наш дом — то место, где исчезает одиночество. Но где на самом деле находится наш дом? Наш настоящий дом — это то, что Будда называл островом нашего «я». Это тихое и умиротворенное место внутри нас. Часто мы его даже не замечаем. Мы даже не понимаем, где находимся, потому что окружающее нас внешнее пространство и наше внутреннее пространство заполнены шумом. Для того чтобы отыскать остров нашего «я», нам нужна тишина. Каждый раз, когда вы испытываете дискомфорт, возбуждение, печаль или тревогу, вам следует применять осознанное дыхание, чтобы вернуться назад к себе, на ваш остров осознанности. Если вы регулярно практикуете осознанность, когда не испытываете жизненные трудности, то легче и непринужденнее найдете безопасное место внутри себя, столкнувшись с настоящими проблемами. Вам повезло: вы владеете практикой осознанности. Поэтому не уставайте использовать ее для того, чтобы укрепить вашу связь со своим внутренним домом. Тренируйте возвращение в себя как можно чаще, осознанно проживая даже самые обычные моменты жизни. И когда в вашу жизнь с неизбежностью ворвутся трудности, вы легко и естественно вернетесь в свой внутренний дом. Ходьба, дыхание, медитация, прием пищи и чаепитие в осознанности — все это предоставляет вам конкретные возможности для возвращения в себя по многу раз в день. В вас живет зерно осознанности. Оно всегда остается внутри вас. Вы всегда можете управлять своими вдохами и выдохами. Внутри вас есть остров вашего «я». Умение находить для себя убежище на этом острове через осознанность дается с ежедневной практикой. Уединение «жизнь в одиночестве» отнюдь не подразумевает отсутствия других вокруг вас. Она только означает, что вы прочно присутствуете в настоящем, в здесь и сейчас, что вы полностью осознаёте все происходящее вокруг в данный момент. Для этого вы используете осознанность, благодаря которой вам становятся известны все чувства и все мысли, живущие в вас, а также все, что случается в вашем окружении. Вы всегда с собой, вы не утрачиваете своего «я». Это более глубокий способ проживания жизни в уединении. Практиковать уединение означает научиться находиться в данном конкретном моменте времени, не будучи отягощенным прошлым или унесенным будущим. И самое важное — не будучи отвлеченным толпой. Живите среди людей — и в то же время в полной мере наслаждайтесь тишиной и уединением. В сегодняшней жизни вокруг нас существует так много вещей, взывающих к вашему вниманию и требующих реагирования, что нам приходится учиться достигать состояния уединения. Если в состоянии уединения вы испытали счастье и радость, вы многое дадите людям. Без возможности находиться определенное время наедине с собой вы ощущаете эмоциональное истощение. Именно поэтому так важно научиться жить в уединении. Каждый день уделяйте какое-то время тому, чтобы физически побыть наедине с собой, поскольку это наполнит вас силами и поможет глубоко заглянуть внутрь себя. Это не означает, что вы не должны практиковать уединение и глубинный взгляд в себя, находясь в толпе. Это также вполне возможно. вы способны оставаться наедине с собой и не поддаваться отвлекающему влиянию толпы. Вы можете по-прежнему оставаться самим собой и быть хозяином самого себя. Точно так же вы в силах оставаться самим собой даже в моменты участия в оживленной беседе или даже в обстановке проявления сильных массовых эмоций. Даже при этом вы будете прочно стоять в безопасности на острове вашего «я». Имеются две разновидности уединения, и обе из них важны. Первая разновидность — физическое уединение человека. Вторая — сохранение человеком самого себя как центра в любой группе людей. Все просто: для того чтобы установить связь с миром, вы прежде всего должны обернуться к себе и установить связь с собой. Свобода от подсознательной негативной энергии Каждый из нас имеет внутри себя определенный запас подсознательной энергии. Подсознательная энергия заставляет нас без участия сознания повторять тысячи раз одни и те же действия. Она заставляет нас куда-то бежать, что-то делать, постоянно прокручивать в своей голове мысли о прошлом и будущем. Она препятствует полному проявлению нашей способности быть умиротворенными и счастливыми в каждый взятый момент. Подсознательная энергия унаследована нами от многих поколений наших предков. И в своей жизни мы продолжаем наращивать ее. Эта энергия очень мощная. Именно поэтому практика осознанности нацелена на то, чтобы освободить нас от подсознательной негативной энергии. Мы не позволяем себе расслабиться и оказаться здесь и сейчас. Почему мы все время бежим, даже когда мы медленно идем или просто сидим? Что-то внутри постоянно толкает нас и тянет куда-то. Куда мы все время бежим? Будда сказал: «Не мучайтесь прошлым, потому что оно уже ушло. Не тревожьтесь о будущем, ведь оно еще не здесь. Для того чтобы жить, у вас есть всего один миг — настоящее мгновение. Вернитесь в настоящее мгновение и проживите его с глубоким осознанием, и вы станете свободными». Развязывая два узла Существуют два вида узлов. В первый сплетены наши мысли и идеи, наши представленияоб окружающем и наши знания. У каждого из нас есть мысли и идеи. Во второй узел сплетены наши скорби и привычные страдания: страх, гнев, несправедливость, отчаяние, высокомерие. Чтобы ощутить свободу, мы должны освободиться от всего, что сплелось в двух узлах. Эти узлы глубоко укоренились в нашем разуме и сознании. Они связывают нас и заставляют делать то, чего мы делать не хотим. И поэтому мы не свободны. Мы не свободны каждый раз, когда совершаем что-то, следуя не истинным желаниям, а привычным страхам, мыслям и идеям, глубоко проникшим в наше сознание. Когда вы читаете эту книгу, когда вы занимаетесь медитацией, вы делаете это не с целью приобретения каких-то взглядов или идей. На самом деле ваша цель — освободиться от взглядов и идей. И не старайтесь заменить их старый набор на новый. Перестаньте гоняться то за одним, то за другим представлением о счастье, обменивать одну идею на другую. Во всех живут глубоко укоренившиеся стереотипы поведения и подсознательная негативная энергия. Каждый день мы позволяем этим невидимым силам управлять нашей жизнью. Мы реагируем на окружающую действительность под влиянием этих факторов. Но наш разум от природы очень гибок. Мы способны менять его деятельность. Способность остановиться и осознать настоящий момент является частью определения счастья. Невозможно быть счастливым в будущем. Такое понимание счастья — не предмет веры, а предмет жизненного опыта. Когда мы останавливаем движения своего тела, то наш внутренний диалог кажется громче. Когда же мы останавливаем диалог внутри нас, приостанавливаем постоянное мыслительное возбуждение, мы чувствуем пространство, предоставляющее нам возможность жить совершенно новой и радостной жизнью. Мы не в силах быть счастливыми, не обладая пространством для тишины. Без тишины мы не живем в настоящем моменте. Но только в этом настоящем моменте мы находим счастье. Ангулимала …. — Ангулимала, я давно уже остановился. Это ты не остановился. Если смог остановиться Ангулимала, значит, то же самое можем сделать и все мы. Никто из нас не подвержен суете, агрессии и буйству более, чем был подвержен им этот разбойник. Мы не в силах найти покой тишины без того, чтобы остановиться. Если мы будем гнаться за чем-то все быстрее и быстрее, если мы будем принуждать себя к чему-то все сильнее и сильнее, мы никогда не добьемся этой тишины. Мы способны найти ее только здесь. В тот самый момент, когда мы по-настоящему остановим наше движение и внутренний шум, мы начнем находить исцеляющую тишину. Тишина — это не лишение чего-то, это не бесполезная пустота. Чем больше в нас пространства для неподвижности и тишины, тем больше мы можем дать себе и окружающим. УПРАЖНЕНИЕ Остров своего «я» ….Будда учил, чтобы они не полагались ни на что вовне их самих, а обретали убежище только на острове своего «я». Когда вы занимаетесь осознанным дыханием и развиваете в себе осознанность, вы возвращаетесь в себя и находите там своего учителя, указывающего вам дорогу в сторону вашего внутреннего острова. На вашем острове есть птицы, деревья и ручьи, совсем как на Земле. В конечном счете не существует четкой разделительной линии между внутренним и внешним миром. Если вы не там, если вы не стали самим собой на вашем острове, вы не ощутите по-настоящему окружающий мир. Чем теснее вы связаны с внутренним миром, тем теснее ваша связь и с внешним, и наоборот. Подлинная взаимозависимость возможна только тогда, когда вы располагаете достаточной осознанностью и концентрацией. Так что возвращение на ваш остров означает прежде всего то, что вы становитесь способны на порождение осознанности и концентрации. В нашей общине есть песня, называющаяся «Остров своего “я”». Используйте ее для медитаций, когда вы осознанно идете или сидите. Делая вдох, Я возвращаюсь на остров, Расположенный внутри меня. На этом острове есть красивые деревья. Здесь есть прозрачные ручьи, Здесь есть птицы, солнечный свет и свежий воздух. Делая выдох, Я ощущаю себя в безопасности. Я радуюсь возвращению на свой остров. |
Автор: | Соня [ 20-10, 11:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Тит Нат Хан – "Созерцание мысли" и "Обретение мира" |
Оле Нидал - Каким все является. Учение Будды в современной жизни Полностью - тут: http://padabum.com/d.php?id=10851 ...буддизм показывает, что ни одно из обусловленных умственных состояний не бывает неизменным, что ни на какие мимолетные вещи нельзя полагаться окончательно. Если мы готовы доверять зеркалу за картинками и океану под волнами, буддизм покажет нам то, что присутствует за мыслями и между ними, давая опыт самого вневременного осознавания. Только постижение этого могут помочь существам стойко проходить через старость, болезни, потери и даже смерть. Будда вывел свою «психологию» за пределы переживаемого потока причинности. Он доказал, что абсолютная сущность ума, свойственная всем живущим, пуста от любых характеристик, которые могли бы ограничивать ее во времени и пространстве. Своим примером он демонстрировал, что, вне всяких сомнений, поток физических и умственных переживаний, с которым отождествляют себя люди, в основе своей непостоянен и нереален. Он объяснял, что обусловленный, относительный ум, который воспринимается существами как «я», есть лишь поток меняющихся впечатлений, скрепляемых иллюзией эго. Это иллюзорное эго в сочетании с другими концепциями с безначальных времен создает мир и определяет наше восприятие. события и переживания, истоки которых невозможно найти в этой жизни, происходят из действий прошлых воплощений. Соответственно сегодняшние мысли, слова и поступки человека, если они не преобразованы или не очищены, определяют будущее, в котором человек родится потом. Этот всеобъемлющий принцип причины и следствия называется кармой и объясняет, почему внутренние и внешние обстоятельства жизни существ столь разнообразны. Какие бы причины ни мотивировали нас и на каком бы уровне мы ни приступали к практике, буддийские методы приносят отвагу, радость, силу и богатство любви. Они непрерывно увеличивают потенциал тела, речи и ума. С растущим осознаванием того, что все постоянно меняется, человек обретает свободу. Понимание, что в обусловленной сфере ничто не длится вечно и не существует само по себе; что все существа рождаются и умирают; что люди везде одинаково стремятся к счастью и пытаются избежать боли; что ты один, а существ бесчисленное множество, – все это постепенно развивает восприятие, выходящее за пределы личностного. Когда распознается отсутствие прочного или вечного эго, или «я», в теле или уме, все мешающие чувства становятся беспочвенными. Так достигается первая ступень, состояние Освобождения – еще не цель, но уже подарок на пути к полезности для всех. Здесь растворяется иллюзия отдельного «я», и человек больше не отождествляется со страданием. Это основа для осуществления окончательной стадии – всеведения, Просветления. Второй и последний шаг на пути развития – Просветление – это полное постижение природы ума, непринужденное и полностью сознательное пребывание в «здесь и сейчас». Такое интуитивное прозрение приходит, когда растворяются все ограничивающие концепции. Как только привычное мышление, построенное по принципу «или – или», ослабляет свою хватку и открывается пространство для более широкого взгляда, включающего «и то и другое», пробуждаются бесчисленные способности, присущие уму. Многим знаком вкус этого состояния – он ощущается в потрясающие мгновения взрывного счастья. Внезапно все наполняется смыслом. Пространство уже не разделяет нас, а содержит в себе. Оно – потенциал и вместилище. Оно придает всему смысл, являясь проводником и объединяющей силой для всего. При достижении Просветления воспринимающая способность ума становится безграничной, в этом намного больше ясности и восторга, чем во всем, что можно осмыслить или узнать интеллектуально. С буддийской точки зрения мы всегда были запутанны, потому что ум, подобно глазу, не может видеть сам себя. А Учение Будды – это зеркало, позволяющее уму узнать свою неотъемлемую, вневременную сознательную сущность, постигнуть самого себя как единство субъекта, объекта и действия. Это понимание, однажды обретенное, никогда не теряется. Неспособность до Просветления переживать все это, или часть этого, происходит из фундаментальной ошибки каждого непросветленного ума: он не знает сам себя. Все Учение Будды нацелено на природу ума и дает пути к ее полному пробуждению. Если искать любое вневременное и неразрушимое сознание, которое смотрит на мир нашими глазами, осознавая и воспринимая все вещи, мы не найдем ничего прочного, существующего, действительного. Вот почему Будда утверждает, что сущность ума пуста. В его время говорили «пуста от чего-то». Это помогало объяснять, что осознавание не материально, не имеет отличительных особенностей. С таким термином люди не спутали бы пустоту с «ничем» или с черной дырой. А поняли бы, что переживающий не имеет ни размера, ни веса, ни ширины, ни длины, ни высоты; что ум – это не вещь, которая могла бы распасться на части или исчезнуть. Указание на пустотную сущность является источником глубокого доверия. Хотя тела умирают, а мысли приходят и уходят – то, что все переживает, не является ни рожденным, ни созданным. Поэтому ум вне смерти, распада или увядания. По сути, он подобен пространству: вневременное вместилище, которое дает возможность всему появляться, содержит все это в себе, знает и соединяет явления. Нет внешней силы, в которую надо было бы верить. Каждый человек сам ответственен за свою ситуацию и за свое развитие. Будда своим примером воплощает окончательную цель, которой может достичь каждый. Лучше узнав нашу сущность благодаря его поучениям, мы получаем подлинное Прибежище и стабильную поддержку на повседневном уровне, с начала пути и до Просветления. В Индокитае разумной целью буддийских практик видится состояние, называемое Освобождением. Это означает удаление иллюзии устойчивого индивидуального «я». С другой стороны, северные школы буддизма стремятся к полному Просветлению, полному удалению любых двойственных представлений. Это окончательная цель, для достижения которой нужны высокие поучения Будды – так называемый Великий путь, и в особенности методы Алмазного пути. Учение Будды является ключом к продолжительному счастью. Посредством этого знания он проявляется как наш учитель, защитник и друг. Применяя его советы, можно избегать страданий, развиваться в полной мере и помогать другим. Будда сам выбрал название, которое лучше всего описывает его Учение: Дхарма. переводится на Западе: «Каким все является». ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ БУДДЫ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ИЛЛЮЗИЙ И ПОИСКИ СМЫСЛА В возрасте двадцати девяти лет он выехал из дворца. Он делал это три дня подряд, каждый раз встречая страдание в его самых непосредственных проявлениях. Он увидел безнадежно больного человека, затем древнего старика и, наконец, мертвеца. После этого молодой царевич Сиддхартха провел ужасную ночь. Он думал не о себе – он был вне этого. Но сознание того, что боль поражает каждого человека, лишило его покоя. Куда бы он ни смотрел, нигде не обнаруживалось ничего, что можно было бы предложить любимым людям в качестве прибежища. Положиться было не на что. Семья, слава, друзья и богатство – все уйдет. Везде он находил лишь непостоянство. Не было ничего вечного или реального – ни во внешнем мире, ни во внутреннем. На следующее утро он выглядел как вопросительный знак – его ум был целиком поглощен этим неразрешимым вопросом. В таком состоянии он проходил мимо йогина, погруженного в глубокую медитацию. Когда их глаза встретились и умы соприкоснулись, Сиддхартха остановился, очарованный. Возможно, этот человек показывал ему то, что он искал, – настоящее, истинное прибежище. Состояние йогина демонстрировало зеркало за отражениями, океан под волнами, вечное осознавание ума сквозь все его появляющиеся, меняющиеся и растворяющиеся картинки. Внезапно будущий Будда пережил озарение: возможно, за всеми идеями, впечатлениями и между ними есть что-то неизменно сознательное. «Вот оно!» – подумал Сиддхартха. Казалось абсолютно разумным, что доверять следует переживающему, а не меняющимся переживаниям. Встреча с этим человеком впервые дала будущему Будде почувствовать заманчивый вкус ума, который, как он понял, ему самому нужно будет пережить для блага всех. В одно мгновение он осознал, что совершенство, которое он искал снаружи, должно содержаться в самом уме. ...Среди всех мыслителей только Будда и его великий современник Гераклит пришли к уникальному, логичному и убедительному выводу, что пространство само по себе беременно и производит все внутренние и внешние миры, что оно радостно играет и содержит в себе все возможности. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В СЕВЕРНОЙ ИНДИИ 2450 ЛЕТ НАЗАД В те годы, для того чтобы люди приняли какую-либо жизненную философию, она должна была выходить за пределы личностного и давать доступ к вневременной истине. Учение должно было основываться на логике, предлагать эффективные методы и достижимую цель. В то же время к претензиям на обладание истиной люди подходили очень ответственно. Если имел место публичный диспут, во время которого один из оппонентов отстаивал некую точку зрения, а другой ее успешно опровергал, проигравший должен был стать учеником победившего. Этого требовала интеллектуальная честность. ПРОСВЕТЛЕНИЕ В момент полного постижения ума все завесы смешанных чувств и жестких взглядов растворились, и Будда пережил всеобъемлющее «здесь и сейчас». Исчезла всякая разделенность во времени и пространстве. Прошлое, настоящее и будущее, близко и далеко – все эти противоположности слились в одно cияющее состояние интуитивного блаженства. Так он стал вневременным, всепронизывающим осознаванием. Каждой клеточкой своего тела он знал все и был всем. Здесь к Будде обратились главные индуистские боги, такие как Махадева и Брахма, с просьбой дать им поучения. Боги приняли Прибежище, о чем некоторые из них еще помнят, а другие забыли. Подобно умнейшим людям, пришедшим позднее, они воспринимали Будду не как человека, бога или кого-либо еще, но как зеркало для своей собственной сущностной природы. ПРИБЕЖИЩЕ Прибежище принимается в Будде как цели. Он представляет полное постижение ума и воплощает в себе Просветление с его качествами высшей мудрости, сочувствия, видения и силы. Эта истина, известная как природа Будды, пронизывает все пространство. В качестве неразрушимой и вневременной Сути ума она живет во всех существах, даже если они этого не осознают. Будда – это главное Прибежище для всех буддийских школ. Благодаря его вдохновляющему примеру мы получаем определенное представление об абсолютном, неизменном состоянии ума. Ценности, на которые мы ориентируемся в жизни, очень важны. Потому ученики Будды с самого начала передают одну базовую истину: явления возникают и исчезают, и подлинным Прибежищем может быть только ум. Постижение его пространства есть высшее блаженство. ТРИ ПУТИ МАЛЫЙ ПУТЬ – ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ ... Хотя все изображения и статуи представляют Будду смеющимся, многие образованные люди на основании этих утверждений предполагают, что буддизм представляет собой логичный пессимизм. Поэтому сегодняшним держателям передачи Будды приходится часто оспаривать попытки интерпретировать его слова как отрицающие жизнь, – ведь путь к Учению для счастливых людей тоже должен быть открыт. Такой мрачный взгляд часто возникает, например, когда люди соприкасаются с термином «нирвана», у которого есть два аспекта. Это слово переводится как «сдувание» и означает достижение либо безопасного умственного покоя, либо Просветления. Первоначально в наших университетах это интерпретировали так, что буддисты хотят после смерти провалиться в «ничто», или в черную дыру. Однако этот взгляд выражает поверхностное понимание. Если бы нирвана была эквивалентна простому исчезновению, переживание самого сознания как вневременного безграничного блаженства в медитации было бы недостижимо. Поэтому не стоит переводить слова, выражающие абсолютные состояния ума, с использованием дуалистических концепций, таких как привычное разделение на добро и зло, бытие и небытие. Важнее применять все аспекты ума и воспринимать происходящее, придерживаясь взгляда «и то и другое». Первая благородная истина, утверждающая, что «есть страдание», вызывает естественные вопросы. «Что это за пораженческая позиция»? Или: «Кому он хочет продать такую тоскливую идею»? Однако основа Учения Будды – это безграничное счастье. Как это понимать? Почти все забывают об обусловленной природе внешних и внутренних явлений, не учитывая, что переживания зависят от природы переживающего. Даже у большинства практикующих буддистов такие колебания прекращаются только по истечении многих лет практики. И людям не нужен Будда, чтобы объяснить, что у них бывают лучшие и худшие дни. В этом нам помощь не нужна. Будда необходим только для того, чтобы указать на то, чего люди обычно не понимают. Без него они не заметят сияющее зеркало за отражениями, вневременное и необусловленное сознание за всеми вещами, опыт высшего блаженства, неотделимый от богатства ума, ту радость, которая охватывает все и всегда сопутствует Просветлению. «Есть страдание». Абсолютное значение этой истины в том, что даже самое лучшее переживание меркнет перед опытом вневременного осознавания и потому может быть квалифицировано как страдание. Так выражается прозрение Будды: любое переменчивое событие является вторичным по отношению к вневременному сиянию ума, но немногие это понимают. По сравнению со спонтанной силой сознательного пространства даже самые драгоценные мгновения восторга и любви – это всего лишь тени истинной сущности человека. Самая прекрасная из волн намного менее совершенна, чем глубина самого океана. Поэтому Первая из благородных истин Будды далеко не столь пессимистична, как может показаться. Напротив, она необычайно воодушевляет нас. Показывая, что природа вневременного ума более совершенна, чем все его скоротечные игры, Будда безгранично обогащает всех. Его Вторая благородная истина утверждает, что «у страдания есть причина». Будда указал всего на одного виновника – на базовое неведение, свойственное любому непросветленному уму. Оно влияет на тело, речь и ум, не позволяя нам переживать счастье, которое мы ищем. Нетренированный ум не способен увидеть, что все три фактора – воспринимающий, воспринимаемые объекты и сам акт восприятия – взаимодействуют, обуславливают друг друга и являются аспектами одного целого. Потому возникает переживание разделенности. Смысл всех поучений Будды и цель всех буддийских медитаций состоит именно в том, чтобы растворить эту иллюзию – ловушку, в которую мы попали. Однако разрубить узел неведения не так просто. Вплоть до Просветления сознание в основном функционирует как глаз. Оно замечает внешние и внутренние события, но себя переживает лишь случайно – в краткие, хотя и захватывающие мгновения. Такие ситуации прорыва становятся стабильными только у тех людей, кто практикует медитацию, – ведь нетренированные умы очень часто отвлекаются. Они оценивают свою эмоциональную реакцию на каждую ситуацию и качества каждого объекта, воспринимая всерьез самые мимолетные мысли и чувства. Тех, кто способен осознавать воспринимающего, совсем немного. Бесчисленные жизни уходят на то, чтобы гоняться за чередой мимолетных явлений, упуская при этом из виду вневременное блаженство, составляющее природу ума. Эта безначальная и пока еще актуальная неспособность узнавать ум как основу любого мира и опыта является причиной всех страданий. Из-за этого непрерывный поток ощущений органов чувств и эмоциональных впечатлений воспринимается как «я». А то, что переживается, что производится этим пространством, превращается в некое «ты», во внешний мир. Хотя природа всех явлений такова, что они постоянно меняются и существуют только в виде скоротечных и обусловленных состояний, мы верим, что эти проявления реальны и отделены от ума. В Учении Будды эта ошибка называется базовым неведением. В нем – причина всякой боли и всех без исключения мешающих ситуаций. Ошибочное чувство разделенности между иллюзорным «я» и столь же нереальным «ты», между «здесь» и «там» естественным образом вызывает две очень неприятные эмоции – привязанность, то есть попытки получить то, что нам нравится, и неприязнь, то есть попытки избежать того, что не нравится. Наконец, неведение ведет к появлению исключающей гордости, которая не приносит абсолютно никакой удовлетворенности. Чувствуя, что мы лучше других, мы по определению находимся в плохой компании. В такой ситуации нам трудно спонтанно делиться с другими той радостью, которая все же появляется, – ведь мы должны все время проверять, кто сейчас лучше, а кто хуже. До тех пор, пока продолжает существовать базовое неведение, эти шесть мешающих чувств неизбежны. Хотя эти чувства не имеют никакой отдельной сущности и постоянно меняются, человек, который не медитирует, верит в их реальность. Нетренированный ум не способен признать, что этих эмоций не было раньше, не будет потом и потому глупо вкладывать в них энергию сейчас. Большинство людей, наоборот, сразу погружаются в любую драму, подчиняя свое здравомыслие, речь и тело любому возникающему сильному чувству. Несложно догадаться, что тем самым в подсознание и в мир засеваются новые семена боли и запутанности, ведущие к сложностям в будущем. Эта негативная причинность нарушается лишь тогда, когда люди начинают действовать сознательно, проявляя альтруизм, доброту и понимание. Существа, которые не осознают вневременного переживающего за всеми переживаемыми событиями, не могут вырваться из этого цикла смешанных и неверно понятых причин и следствий, называемого сансара. Это колесо обусловленного и ограниченного существования. Третья благородная истина Будды – «У страдания есть конец». Учение Будды беспрестанно указывает на абсолютную природу вещей. Оно подтверждает, что сущность ума – это всеведущее, бесстрашное пространство, и превращает наш устойчивый опыт в постоянную высшую радость. От такого избытка человек начинает действовать мощно, эффективно, проявляя не различающее, но дальновидное и свободное от сентиментальности сочувствие. |
Автор: | Соня [ 07-12, 02:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Тит Нат Хан – "Созерцание мысли" и "Обретение мира" |
... Этот уровень поучений называется Мантраяна, поскольку работает со звуковыми вибрациями, или Тантраяна, поскольку включает в практику все ситуации жизни. Основной же термин для этих абсолютных поучений – Алмазный путь. Хотя Алмазный путь ведет к той же цели, что и Великий путь, – к полному Просветлению, – применяемый здесь метод отождествления с совершенством как нашей истинной сущностью является наивысшим. Этим он отличается от средств Малого и Великого путей, где преобладает относительный аспект движения к цели. Самый лучший подход – включать все три уровня вместе, как советовал Далай-лама. Жизнь коротка, и сегодня человек имеет шанс получать информацию на всех уровнях. Поэтому следует вступать на путь в самом высоком месте, где можно эффективно применять методы и развиваться, одновременно укрепляя фундамент своей практики. Разница между Буддой и непросветленным существом состоит только в том, что первый знает и ум, и то, что в нем происходит, а последний видит только то, что появляется и исчезает внутри и снаружи. ВЕЛИКИЙ ПУТЬ — СОЕДИНЕНИЕ СОЧУВСТВИЯ И МУДРОСТИ Сочувствие ...Третье неизмеримое – «неличностная радость», или «радость сопричастности». Это желание, чтобы другие существа не только были счастливы и избегали страданий в обычном смысле, но и совершенствовались на пути от преходящих и обусловленных радостей к Просветлению. Классически неличностная радость выражается так: «Пусть существа всегда испытывают наивысшую радость, полностью свободную от страданий». Четвертый, кульминационный, вид любви называется равностностью, или беспристрастностью. Это безграничное понимание того, что все существа обладают природой Будды, какие бы необъяснимые и болезненные действия они ни совершали. Сущность ума – пространство, его нельзя ни разрушить, ни изменить. Даже за мрачными картинками в уме Мао, Сталина, Гитлера, Хомейни и Пол Пота есть пространство и осознавание, которое после тяжелых очищений может встретить просветляющие поучения и узнать себя. Традиционно последнее из четырех пожеланий выражается так: «Пусть существа будут свободны от привязанности к одним и неприязни к другим, чувствуя одинаковую любовь ко всем». Мудрость Максимальную пользу, ощутимую во всех будущих жизнях, приносит только тренировка ума. Благодаря ей в момент зачатия наше сознание притянется к одаренным родителям, и, с их генетическим наследием и хорошим воспитанием, мы получим отличный шанс жить полной и богатой жизнью для блага многих. Освобождающая и просветляющая мудрость знания ума придает непреходящий смысл жизни и приносит продолжительную радость. Эту мудрость – хотя ее с безначальных времен скрывают завесы – невозможно потерять! Сущностью ума является пространство – открытое, ясное и безграничное. Ум никогда не был рожден и, следовательно, не может умереть. Его качества безусловны и вневременны. Если сейчас мы протираем зеркала, в будущих жизнях они с легкостью вновь становятся чистыми. Неличностные способности растут, вдохновляя всех вокруг. Вневременная сущность ума, его осознанность проявляется как нечто, присутствующее между и за мыслями и знающее их. Когда переживающий с полной ясностью покоится в пространстве осознавания, видя во всем внешнем и внутреннем свою свободную игру, – это наивысший результат. Первым из состояния сияющего осознавания появляется освобождающее, не тревожимое никакими событиями переживание не-эго. Если за ним следуют просветляющая мудрость и понимание нереальности всего внешнего, ум навсегда отсекает двойственность. Когда видишь, что субъект, объект и действие являются взаимозависимыми аспектами одного целого, никакая часть ума не может снова стать невротичной, и все совершенные качества и действия обязательно обнаруживают себя. Мир переживается таким, какой он есть, – пустым от любой постоянной природы, бесконечным и постоянно меняющимся потоком причин и следствий. Сознавая достижимость таких состояний, мудрые люди посвящают себя практике, приносящей духовный прогресс. Не стараясь полностью раскрыть потенциал ума, мы лишаем себя возможности пережить радость и смысл растущего совершенства. Причиной такой пассивности является досадное неведение, которое может быть описано как совокупность омрачающих завес, препятствующих узнаванию истинного состояния ума. На них указывает вторая Благородная истина Будды: «У страдания есть причина». Если говорить о двух завесах, то первая – это привязанность к постоянно меняющимся состояниям ума и мешающим чувствам. Тот, кто колеблется между обусловленным счастьем и страданием, между «нравится» и «не нравится», не обретет даже слабого представления об изначально присущем ему Состоянии истины. Он переживет лишь частицу глубины того смысла, который пронизывает все. Вторая завеса – это наши жесткие идеи. И в первую очередь – ошибочная, хотя и распространяющаяся на все концепция разделения воспринимающего ума (субъекта) и воспринимаемого явления (объекта). Такой взгляд резко ограничивает наше непосредственное осознавание. Слова и идеи в такой ситуации могут быть лишь тенью опыта, не самим опытом. Привязанность к концепциям заставляет нас упускать подлинный опыт. Какую бы из приведенных схем мы ни использовали для осознания препятствий, встречающихся на нашем пути, ум обязательно узнает свою природу, как только будут удалены все омрачающие влияния. До тех пор, пока ум не способен воспринимать себя как всеобъемлющее пространство, как вместилище для всего, останется чувство отделенности от целого. Мы освобождаемся, если решаем отказаться от иллюзии обособленного и реально существующего «я». Интуитивное понимание, что ни внутри нашего тела, ни снаружи нет никакой реальной или устойчивой сущности или самости, о которой стоило бы беспокоиться, никакой настоящей мишени, обеспечивает нам необходимую отстраненность от мешающих эмоций. Тогда потенциал самого пространства становится восхитительным другом. Когда активизировано достаточно хороших впечатлений, становится возможным удалить последнюю из завес ума – двойственную привязанность к разделению на субъект и объект. Когда бытие и небытие видятся как два аспекта одного и того же целого, обретается наивысшее постижение – Просветление. Теперь радостный и сочувственный потенциал ума будет свободно раскрываться. Мешающие эмоции – источники мудрости Трудные умственные состояния, которые другими религиями и мировоззрениями считаются безнравственными и асоциальными, Будда использовал как сырье, как осознанные инструменты для развития учеников. С помощью серии поучений и искусных методов, ставших богатым источником знаний для современной психологии и философии, мешающие эмоции преобразуются в те виды мудрости, которые в них содержатся. В Алмазном пути энергия сильных чувств используется как топливо для развития. Будда рекомендует трехступенчатый путь утилизации этих воображаемых, но живучих врагов. Первый шаг, совершаемый на Малом пути, – это развитие внимательности. Мы привыкаем осознавать смешанные чувства сразу, как только они возникают. Эта система раннего оповещения эффективно помогает ослаблять или обходить обстоятельства, в которых возможны эмоции, и, таким образом, избегать болезненных драм. Она дает человеку пространство для постепенного самосовершенствования. Второй шаг, соответствующий Великому пути, – это понимание непостоянной, обусловленной и составной природы мешающих чувств. Пять минут назад их не было, и опыт подсказывает нам, что еще через пять минут они снова исчезнут или утратят свою силу. Поэтому глупо всерьез заниматься умственными состояниями, которые сбивают с толку и непрерывно меняются. Если человек, практикующий Великий путь, вовремя замечает мешающие чувства, он может исследовать их на расстоянии вытянутой руки. Узнавая, по какому образцу они устроены, мы лишаем эти состояния всякой убедительности и силы. Тогда можно сознательно завладеть достижимой для всех свободой и построить жизнь так, как нам хочется. неведение естественным образом преобразуется в человеческую зрелость, если человеку удается покоиться в собственном центре восприятия и просто осознавать. Ум функционирует абсолютно целостно, искусными и неуловимыми путями. Все будет отлично, если изучать тексты, медитировать в соответствии с полученными наставлениями и твердо придерживаться здравого смысла. Чем меньше энергии и времени требуется на преодоление трудностей, которые мы сами себе создаем, тем лучше. Тогда мы не отвлекаемся надолго от того, что действительно имеет смысл, и легко движемся дальше. Противники, или «трудные» люди, скорее, запутаны или дезинформированы, чем полны злого умысла. Более того, они вынуждены проводить сами с собой день и ночь. Добавлять что-то к этим неприятностям было бы неспортивно с нашей стороны. Вместо этого, понимая, что действия людей, которые не медитируют, являются реакцией на их собственные умственные состояния, а не на мир сам по себе, мы можем встречать все неприятные ситуации открыто и с сочувствием. И самое важное в таких ситуациях – прощать и отпускать. Иначе создается связь, и эти люди будут встречаться нам снова в следующих жизнях. Идея о том, что мы лучше других, ведет к исключающей гордости. Намного больше удовлетворения приносит концентрация на природе Будды и безграничном потенциале всех существ. Этот взгляд является великолепным противоядием от гордости, которая, если с ней не работать, превращает одаренных людей в жестких и едких. Вот важное откровение: и рай, и ад происходят между нашими ушами или ребрами – там, где, как нам кажется, находится наш ум. Радость, которую мы ощущаем, когда интересуемся и восхищаемся другими людьми, растет и становится непрерывной. А если все время заниматься чужими ошибками, мы станем духовно бедными. Тогда мы вечно будем в плохой компании, и ни мы сами, ни другие люди не почувствуют желания развивать какие-либо врожденные способности. Это вопрос взгляда и привычек. Вера в то, что мы имеем право на нечто большее, ведет к ревности или зависти. Зависть – исключительно упрямый клиент. Она незаметно и надолго проскальзывает в подсознание. В то же время внимательному человеку она преподносит объект для продолжительного наблюдения и может подарить понимание того, как возникают и функционируют другие чувства. По этим причинам Зависть – это первоклассный подопытный кролик для проверки нашего духовного развития. лечение, приносящее полное и быстрое выздоровление, заключается в том, чтобы желать объекту ревности столько вещей или событий, ставших ее поводом, чтобы это стало похожим на сказку. Тип запутанности. Самый лучший совет для тех, кому прежде всего мешает запутанность, – использовать «метод салями». Правильно выстраивая свою жизнь ломтик за ломтиком, день за днем, следует как можно меньше размышлять, делая и доводя до конца то, что находится прямо перед носом. Если мы продолжаем так поступать, со временем появится опыт, взаимосвязь причин и следствий станет очевидной. На практике это означает стремление использовать каждое мгновение для максимально эффективных действий, одновременно как можно лучше осмысливая их результаты и не застывая на месте, как старый крокодил, не знающий, ползти ему вперед или назад. Гордость возникает из неведения, зависть – из злости, а скупость – из привязанности. Доступ к уникальной силе, превращающей мешающие чувства в разные виды мудрости, открывается на третьем, наивысшем уровне буддизма – Алмазном пути. Здесь используются все инструменты тела, речи и ума. Когда заурядный мир преобразуется в чистую страну, любое мешающее умственное состояние поднимается до уровня абсолютной чистоты. Учение видит высшую истину как высшую радость, как совершенный уровень функционирования. Поэтому в этом контексте помехи можно расценивать как глупый фильм, который мы просто решаем не смотреть; к смешанным чувствам можно относиться как к странным животным, покидающим наш ум. Это приносит глубокое облегчение: ведь мы видим не морды, а хвосты тех странных животных, которыми являются уходящие от нас неврозы. Упрямо оставаясь в том, что происходит «здесь и сейчас», мы перестаем подпитывать источники беспокойства, и они иссякают сами собой. С течением лет наша практика становится все более успешной, и мы с непосредственной радостью открываем для себя, что мучительные чувства не просто исчезают в океане ума, но, более того, преобразуются в нечто сияющее и значительное. Они превращаются в Пять видов освобождающей мудрости. Точно так же как отходы могут стать отличным удобрением, наши худшие умственные помехи становятся источником невиданного богатства мудрости. Как происходит это превращение? Когда в уме растворяется невыраженный гнев, все видится ясно, как в зеркале. Нечего прибавить или отнять. Исключающая гордость преобразуется в опыт многогранности и основополагающего богатства всех явлений. Привязанность становится различающей мудростью – способностью понимать различные процессы одновременно как уникальные и как части целого. Зависть, втайне тешащая себя ожиданиями или цепляющаяся за прошлое, оборачивается мудростью опыта. Наконец, подобно облакам, которые растворяются, становясь дождем, неведение исчезает само собой, преобразуясь во всепроникающую мудрость. И, поскольку мы ни от чего не отделены, мы понимаем, что информация, пространство и энергия совершенно едины всегда и везде. Если человек воспринимает растворение мешающих эмоций как самоосвобождение ума и способен наблюдать за их появлением и исчезновением, не увязая в бессмысленных и дорогостоящих действиях тела, речи или ума, то его ожидает целый океан свершений. Неловкие внутренние состояния, так долго казавшиеся непобедимыми, превратятся в неиссякаемые источники силы. Работая с угольной пылью заурядных ситуаций, он произведет прекраснейшие бриллианты. |
Страница 5 из 5 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |