О йоге сновидений -
Джон Рейнольдс (Ваджранатха).Полностью - тут:
http://www.kunpendelek.ru/library/buddh ... ajranatha/

В бодрствующем сознании мы воспринимаем жизнь, все то, что нам приносит карма – как реальность. Но откуда мы знаем что это не сон? – Просто мы привыкли так думать. Но почему мы не думаем, что мы спим? – И в сновидениях мы что-то говорим, что-то трогаем и совершаем тому подобные вещи. В реальности же нам нужны наши руки и глаза, и когда мы их используем, то нам кажется что это истинная реальность. Для нас очень важно иметь возможность увидеть и прикоснуться. Но и во сне мы переживаем это, а также вкусы, запахи, звуки. Как убедиться в том, что мы не спим? – Для ума наше состояние сна и бодрствования не так сильно различаются. Ведь когда мы спим, то мы переживаем все то, что связано с нашей памятью, с многочисленными впечатлениями полученными накануне, с нашей кармой – и все это воспринимается нашим умом и кажется очень реальным, и только проснувшись мы понимаем, что это был сон.
И есть много разных сновидений, но мы не помним их. Мы помним хорошо если только последний сон. Мы помним это последний период сна, когда наш сон стал более легким. И скорее всего именно этот сон мы запоминаем.
Тибетцев интересовали два аспекта сновидений.
Первый, это то, как стимулировать сны ясности.
Как проснуться во время сновидения и осознавать то, что мы видим сон. И это воззрение принадлежит к системе тантры.
Система сутры опирается на бодрствующее сознание (состояние бодрствования), на то как наше сознание находит себя в физическом теле.
Тантра связана с другим аспектом сознания, который сейчас называют бессознательным состоянием.
И вторая фаза это фаза трансформации (сновидения).
И есть две фазы – внешние и внутренние тантры.
Внешние тантры говорят о том, что божества существуют вне нас. И здесь к ним применимы все характеристики так называемых архетипов. И они (божества) похожи на них.
И суть тантры переводится как энергия. Как добраться до нее? Как получить энергию? – Если вы получите энергию, тогда вы сможете использовать ее. Вы сможете направить ее на определенные цели. Каждый находясь в физическом теле имеет ограниченный лимит энергии. И он (она) использует ее, и используя ее – он ее теряет. Но есть возможность достичь неиссякаемого источника энергии. И это похоже на то, как если бы мы использовали линзу, которая фокусирует лучи солнца и может зажечь огонь. Мы сами становимся похожими на увеличительное стекло. Обычно, свет солнца рассеян, но с помощью линзы, мы можем собрать его лучи.
И в тантре визуализацию на божествах можно рассматривать как увеличительное стекло.
В низших тантрах, мы воспринимаем, что это находится вне нас. И мы говорим, что энергия идет с небес.
В средних тантрах, в йога-тантре мы начинаем с того что визуализируем божества вне нас, а затем привносим эту визуализацию в себя и тогда у нас возникает возможность трансформировать ее.
В высших тантрах метод визуализации отличается.
Энергия всегда присутствует в нас, поэтому нет необходимости получать ее с небес. Мы произносим мантру и трансформируем себя в божество медитации.
Фаза Кедрим, стадия порождения, когда мы хотим получить энергию, когда мы ее аккумулируем и направляем на определенные цели. Визуализация медитативного божества это только средство. И в высших тантрах имеется продолжение.
Фаза Дзогрим, стадия завершения. Она подробно описана в тантрах.
Сны соответствуют этой последней, стадии завершения.
Это тантры Великой Иллюзии. Дзогрим имеет много систем. Наропа все их обобщил и передал Марпе. Марпа перевел их и назвал шестью йогами Наропы. Но это встречается и в Ньингме – это шесть стадий завершения.
Когда мы трансформируем себя в божество идама, мы видим себя в мандале божества и слышим звук (шум) – звук мантры божества идама. И у нас задействованы слух и зрение. Но есть другие измерения пространства. И в Дзогриме мы их все используем; мы не только видим и слышим, мы начинаем чувствовать и это это чувствование связано с манифестацией божества в форме Яб-Юм (соединения). Мы начинаем понимать что такое Еше (осознанность, чувство блаженства и пустоты). Это значит, что у нас есть переживание того как чувствуют себя божества. И когда мы полностью входим в это состояние, это называется Махамудрой. И это кульминация.
[Шесть Йог Наропы]1. Самая важная в этой системе это
йога Тумо или как ее называют в индо-индуисской тантре Кундалини. Божества чувствуют и переживают это.
И есть еще пять йог.
2.
Иллюзорное телоМедитируя на себя как на идама, мы создаем из своей энергии образ похожий на идама. И мы трансформируем себя в идама. И этот идам это колебание нашей психической энергии и работа нашего ума. И чем больше мы практикуем медитацию, тем больше он становится реальным. Джулу – это иллюзорное тело. Мы помещаем его в сердечную чакру (центр) и умирая, мы трансформируем свое тело в это иллюзорное тело. Мы потеряли свое физическое тело, но наше сознание находит себя в теле идама, которому присущи все возможности и силы божества. И это не требует переживания бардо (умирания). Мы контролируем процесс перерождения. И мы можем не перерождаться здесь на этой планете. И мы можем перенести себя в Чистые Земли, где намного легче практиковать Дхарму и медитировать, в отличии от наших земных условий.
3.
Йога сновиденийИ для тибетцев она связана со снами ясности. И первый этап, это вы должны проснуться во сне и понять то, что вы видите сны. И если вы осознаете это, то вы можете трансформировать их. Вы осознаете то, что вы видите сновидение.
Например, вы слушаете то, что сейчас вам говорит Джон Рейнольдс и вы трансформируете его в Зигмунда Фрейда. И таких людей может быть два, три и больше. И таким образом вы можете создавать в своем сне разные образы и не просыпаться. Научившись порождать сны ясности, вы можете трансформировать сновидение. И третья ступень (после трансформации) вы не хотите больше находится в этой комнате и решаете что вам надо быть на Канарских островах. И вы можете позвать какого-нибудь зверя, чтобы он доставил вас туда, а также вы можете перенестись туда мгновенно, трансформировав эту комнату в прекрасное место. И тибетцы обычно путешествуют в Чистые Земли. Туда, где будды и бодхисаттвы дают Учения. И на этом уровне сновидения вы можете изменить свой внешний вид. Во сне вы можете стать идамом, таким как Ваджрапани, который побеждает демонов, или таким как Зеленая Тара – красивая и очень сильная. И в форме идама вы можете перемещаться во всех направлениях, во всех измерениях. И встречаясь с демонами, вы можете покорять их. И практикуя таким образом, вы можете стать мастерами, наподобие шаманов. Мир снов не отличается от других миров. И конечно же, вы можете использовать сны ясности для медитации, для достижения природы реальности. И это четвертый уровень сновидения.
4.
Йога Ясного СветаЙога ясного света связана со сном.
Когда вы засыпаете, то это подобно умиранию. И об этом есть книга. Книга о различных бардо (тибетская книга о смерти или «Освобождение в бардо (в промежуточном состоянии) путем слушания»). В ней описаны ваши переживания после смерти И не только в этой, но и в многих других традициях говорится об этом. В тибетской традиции это описано очень подробно.
1) Есть Чикай бардо, в котором описан процесс умирания.
2) Есть Чегни бардо, в котором описан от период от смерти до нового рождения.
3) Есть бардо, которое включает в себя проявления мирных и гневных божеств – Шистро.
И это совсем не значит того, что кто-то из вас действительно встретит их. Эти проявления коренятся в традиционной (родной) культуре.
Тибетские практики в своей жизни очень много медитировали на эти проявления мирных и гневных божеств. В других же традициях они проявятся как ангелы, бесы. И это все проявления вашего ума, но сможете ли вы согласно другим традициям распознать их (эти явления) как проявления вашего ума? – Скорее всего нет. И тогда есть большая вероятность того, что эти мирные формы проявления божеств в один момент могут стать гневными и ужасными. И то, что это проявится как результат, скорее всего будет связано (обусловлено) вашей кармой (причинами и обстоятельствами вашей теперешней жизни, и прошлых жизней). И в зависимости от вашей кармы они будут отличны от тибетских образов. Они будут находиться в согласии с вашей культурой и верой.
Например, Синий будда – это будда Возрождения, и созерцая его, вы можете родиться во многих мирах, здесь или в другом месте.
5. Йога того, что вы можете делать в этом бардо.
6. Йога – это Пхова.Это транспортировка или перенос сознания из одного состояния в другое. И если у вас есть связь с высшим уровнем сознания, то вам не нужна эта йога.
Четвертое бардо – это состояние бодрствования. Ум работает и вы находите себя в этом состоянии.
Пятое бардо – это бардо сновидения, когда вы ложитесь и засыпаете.
Шестое бардо – это бардо медитации. И если у вас хорошо получается медитация, тогда вы найдете себя в состоянии бардо медитации.
Таким образом мы имеем шесть йог и шесть бардо. И это общий фон для всего того, что связано со снами.
Вопрос о том, что во время засыпания вы ощущаете себя и не в реальности и не в сне.
Ответ. Это гипнотическое состояние между бодрствованием и тем как вы входите в сновидение и засыпаете. Вы находитесь в теле, но не можете им пошевелить. Это не сны ясности, но это состояние может вам помочь прийти к состоянию ясного сновидения. И здесь речь идет о вашем намерении. Вы должны очень сильно желать того, чтобы у вас были эти сны ясности. Это те состояния, которыми вы можете иногда управлять, а иногда нет. Это похоже на работу вашего персонального компьютера – вашего рассудочного ума, которому как компьютеру вы даете задание и программируете его для того, чтобы у вас появились сны ясности. Скажите себе это ясно и четко, что вы хотите видеть сны ясности и еще лучше напишите это на бумаге и положите рядом с кроватью. И это важно, если мы хотим помнить сны. Вам надо воспринимать это серьезно, надо иметь постоянство и надо уважать сны.
И некоторые сны могут показаться вам тривиальными и незначительными, и возможно что это так, но если вы не вслушаетесь в них, то вы ничего не услышите. Надо помнить свои сны.
В наши дни вы переполнены информацией, и чтобы облегчить себе практику вам необходимо завести тетрадь снов, в которой вы будете записывать свои сновидения. Это может быть записная книжка или книга, в которой вы будете записывать свои сны и то что вы выберите – это ваше личное дело и вы не должны никому ее показывать. Это не то же самое что психотерапия у врача (психоаналитика), когда вы рассказываете ему свои сны. Потому что в психотерапии вы частично программируете свои сны. И если вы пойдете к психотерапевту фрейдисту, то вы скоро увидите, что сны это подавленное состояние сексуальности А у психотерапевта юнгианца вы увидите, что ваши сны рассказывают вам о процессе индивидуализации. Но в данном случае мы говорим о другом.
Не пытайтесь разъяснять сны. Пусть сны говорят сами за себя.
Положите книгу снов рядом с кроватью.
И если был сон, то не пытайтесь сразу же вскакивать и записывать его, а оставайтесь какое-то время в кровати лежа и попытайтесь вспомнить детали сновидения. Возвратите в памяти свой сон, его детали и тогда быть может вы сумеете вспомнить большую его часть. Не пытайтесь понять или оценить сновидение. И не говорите никому: «Сегодня у меня был неинтересный сон». И не сердитесь на то, что у вас не было сновидения или на то, что вы ничего не помните. Не оценивайте и не истолковывайте сновидения.
Когда вы просмотрели свой сон, тогда вы включаете свет и записываете свое сновидение. Вы можете что-то нарисовать, если хотите. И вы носите эту записную книжку с собой, тем самым подчеркивая для вас важность вашего выбора и важность сновидений. И то как вы делаете, все это ваше личное дело. Если вы покажите эти записи другим людям, то трудно будет избежать оценки с их стороны. И вы можете обидеть свои сны. И сны скажут вам: «Я не могу тебе больше доверять.» И они перестанут вам являться. У разных людей все происходит по-разному.
Есть намерение помнить сны и вы завели книгу снов – и это поможет вам помнить их.