Далай лама - Союз блаженства и пустоты Цитата:
Гуру-йога Лама-чёпа — подлинное сокровище тибетского буддизма. Это вдохновенное и в высшей степени концентрированное учение, по существу, вместило в себя все богатство Сутры и Тантры.
В комментарии на этот коренной текст Его Святейшество Далай-лама подчеркнул важность практики гуру-йоги следующими словами: «…если кто-либо достигнет верного понимания пусть даже самой короткой гуру-йоги, то он полностью познает путь.» Таким образом, гуру-йога — сущностная основа пути, фундамент.
Лама-чёпа — это поэтичный текст, написанный языком образов, метафор и аналогий. К сожалению, в переводах эта эмоционально-поэтическая составляющая значительно утеряна. В результате, мы вынуждены читать как бы не сам текст, а его «препарированный аналог», лишенную жизни копию.
Как сказал кто-то из тибетских учителей: «Отдаляясь от своего источника, лучи света становятся все шире, но при этом — слабее…»
Полностью - тут:
https://www.koob.ru/dalaj_lama/soyuz_blazhenstva Тэнцзин Гьямцхо
Союз блаженства и пустоты
СОЮЗ БЛАЖЕНСТВА И ПУСТОТЫ
КОММЕНТАРИЙ НА ПРАКТИКУ ГУРУ-ЙОГИ
Его Святейшество Далай-Лама XIV
Предисловие
Гуру-йога является важным аспектом тантрической практики буддизма Махаяны и, фактически, образует ту основу, на которой строится вся структура тантры. Она обладает силой, которая наполняет медитацию серьезного практика необычайной жизненной энергией.
Эта книга является практическим руководством, которое объединяет в себе важнейшие аспекты пути Сутры с углубленными тантрическими техниками, активизирующими скрытые внутри нас духовные силы. Применяя метод разбиения целостного буддийского учения на отдельные фрагменты, она представляет собой также полное руководство для выполнения ежедневных практик. Поскольку комментарий, данный Его Святейшеством, был основан на опыте, то традиция требует четырехразового повторения главных частей текста. Эти повторы были, соответственно, включены в основную часть книги.
{Хочу выразить здесь свою уверенность, основанную на авторитетных источниках, что, без всякого ущерба своей действенности, неангажированному практику лучше всего употреблять идама (центральную фигуру поклонения) близкой его сердцу традиции. Скажем, Иисуса (Пресвятую Деву и др.), полагая именно его своим гуру (личным духоводителем.)
Более того: еще лучше заменять любую форму визуализации в гуру-йоге просто тигле(бинду, светящимся центром): действенная визуализация требует высокой (многолетней) практики концентрации, редко достигаемой в наше время.
Без этого замечания эта книга и гуру-йога вообще для многих бы потеряла всякое значение. – Соня}
Введение Панчен Лосанг Чёкьи Гьялцен (1570–1662) — первый Панчен - лама. Панчен Лама — был очень влиятельной фигурой в школе Гелуг. Он внес огромный вклад в развитие практических аспектов буддийской Доктрины. Большинство его трудов, доставшихся нам в наследие, отличаются полнотой и необычайной ясностью. Он являлся также главным учителем Пятого Далай-ламы.
Интегрированная практика трех божеств — Ямантаки, Гухьясамаджи и Херуки — обладает огромным преимуществом и позволяет накопить величайшие заслуги. Текст Лама-чёпы разъясняет, как непосредственно осуществлять такую практику в соответствии с гуру- йогой. Эта гуру-йога настолько широко распространена в системе Гелуг, что почти каждый знает ее наизусть. Принимая гуру-йогу в качестве жизненной основы пути, ученик должен страстно молиться своему гуру (см. выше).
Данная практика позволит ему реализовать чистое Иллюзорное Тело и постичь смысл Ясного Света, то есть те основополагающие факторы, которые и ведут практикующих к обретению состояния Будды.
Нагарджуна написал большое количество трактатов на эту тему.
практикующий возникает в форме божества, с которым у него установилась особая близость на стадии порождения. главный этап этой стадии — практика трех тел. Для того, чтобы правильно и на высочайшем уровне выполнять практику трех тел, то есть достичь реализации стадии завершения, необходимо иметь опыт Ясного Света, который должен сопровождаться порождением в континууме ума практикующего особого блаженства. Процесс таяния бодхичитты на макушке головы является совершенно уникальным. Когда бодхичитта — источник Великого блаженства тает, то она стекает вниз в жизненно важные центры тела, где визуализируются специальные мантровые круги, и где она на время задерживается. В результате, практикующий приобретает особую возможность усилить свой опыт Великого блаженства, что, в свою очередь, позволяет приобрести стабильный опыт Ясного Света. При этом, конечно, подлинный смысл выполнения такой нераздельной практики трех божеств становится ясным лишь на стадии завершения.
Имеется множество всевозможных руководств, содержащих различные варианты практики гуру-йоги. Их значение или, говоря иначе, необходимость, заключается в том, что каждый должен пройти путь орошения сухости своего ума и его укрощения благословениями гуру.
это обширная и интегрированная система. Она основана на непрерывной передаче вдохновения и, к тому же, достаточно проста в осуществлении. Данная практика была главной для многих великих мастеров прошлого. Вообще говоря, если кто-либо достигнет верного понимания пусть даже самой короткой гуру-йоги, то он полностью познает путь. Шлоки этой популярной гуру-йоги Лама-чёпы ясно излагают самые ключевые положения ламрима и тантрических практик. Лама Цонкапа пишет:
«Сущность всех совершенств — это сердечный гуру.
Поняв, что истинная опора на него –
источник и основа всех путей,
вдохнови меня приложить все усилия и
достичь неразрывной связи с ним».
Необходимо понять, что практика гуру-йоги закладывает прочный фундамент для практики высшей йога-тантры. Она также является главной практикой для накопления заслуг и преодоления препятствий.
Гуру можно визуализировать различными способами, но согласно Лама-чёпе, вначале он визуализируется напротив ученика, затем на темени его головы и в конце — опускается вниз, в его сердце. Таким образом, данная практика включает в себя ключевые элементы каждого из трех способов визуализации гуру.
Практика гуру-йоги образует фундамент для совершенного пути. Цонкапа говорит, что подлинная опора на гуру — «источник всех путей». Чем сильнее будет ваша вера, тем большего прогресса в практике вы добьетесь.
В завершении Цонкапа пишет:
«Пусть во всех своих жизнях я никогда не буду разлучен с совершенными гуру,
И всегда буду наслаждаться триумфом Дхармы.
Реализовав все эти пути и основы,
Пусть быстро достигну я состояния Будды Ваджрадхары».
Основа всех реализаций — вверение себя гуру. Это подлинная и практическая основа пути.
Вам необходимо развить такую мотивацию: «Я должен читать следующий ниже текст не только ради себя, но и ради всех других живых существ».
Разъяснение исключительных качеств этого учения для порождения убежденности в нем
В шлоке приветствия читаем:
«К стопам благородного существа, в силу доброты которого
мгновенно достигается состояние Великого блаженства, обретаются три тела, а также все иные могущества, я припадаю».
Затем мы читаем:
«Таковы эти методы для счастливца, который ищет Освобождения».
Объяснение самой практики
Хотя существует много различных аспектов пути, самыми главными из них являются: отречение, бодхичитта и правильное воззрение на пустоту. Вообще говоря, необходимо иметь подлинную реализацию данных аспектов.
Способ выполнения практики
Существует множество способов выполнения практики. Не придавайте слишком большого значения внешним предметам вроде статуй или чему-то еще, а делайте упор на ваших собственных внутренних реализациях. для реального практика нет никакой необходимости зависеть от этих внешних факторов, поскольку весь смысл и все значение практики Дхармы — преобразование ума. В целом мы должны уделять большее внимание важным вещам и меньшее — второстепенным. Если же приходится выбирать, то, непременно, выбирайте более важные вещи.
Предварительные практики Обычные предварительные практики
Что касается вашей ежедневной практики, то, уже просыпаясь утром, вам следует развивать в себе хорошую мотивацию, думая следующим образом: «Я не потрачу этот день впустую, а наполню его подлинным смыслом». . Развивайте в себе большую решимость с помощью такого процесса.
Если вы обнаружите, что ваш ум очень рассеян и отвлечен, то для его успокоения вам нужно сконцентрироваться на циклах вдыхания и выдыхания воздуха, осознавая фазы этого процесса: «Сейчас он выходит, теперь он входит, я вдыхаю…» Все это нужно делать очень мягко. Если вы совершаете такой дыхательный процесс для преодоления отвлеченности ума, то вам необходимо выполнять его более спокойно и мягко, подсчитывая вдохи и выдохи: первый цикл, второй … и так далее.
В практике Шести йог Наропы объясняется процесс, называемый «рассеивание нечистых ветров с помощью девяти дыхательных циклов»: сперва йогин вдыхает через правую ноздрю и выдыхает через левую, затем вдыхает через левую, а выдыхает через правую. когда вы делаете это на основе Шести йог Наропы, то сперва закройте левую ноздрю внутренней стороной правого указательного пальца и вдохните через правую ноздрю, а затем выдохните через левую ноздрю, блокируя правую ноздрю левым указательным пальцем и так далее. Во время такого процесса, хотя в действительности вы вдыхаете и выдыхаете через ноздри, представляйте, что в ваши боковые каналы входят и выходят ветра.
Можно делать эту практику и без блокировки ноздрей руками. Она утихомиривает силы любых эмоций, поскольку лишает эти эмоции подпитки. Сила эмоций успокаивается, подобно тому, как мутная вода становится прозрачной. Недобродетельное состояние ума должно быть трансформировано в нейтральное, а уже затем искусно преобразовано в добродетельное.
Довольно трудно все время поддерживать добродетельное состояние ума, но думайте следующим образом: «Когда я выполняю практику гуру-йоги, то должен объединить свой ум с Дхармой, и не подвергать его воздействию мирского». Вы должны собрать всю свою концентрацию во время медитативной сессии. Чем сильнее будет ваша концентрация, тем больше смысла будет в вашей практике, и тем больше пользы вы сможете извлечь из этого драгоценного человеческого существования. Размышляйте о редкости обретения этого человеческого тела, непостоянстве, смерти, а также порождайте в себе решимость: «Делая практику, я приложу все свои усилия; я не потрачу впустую свою жизнь, этот год, месяц, день и даже этот час!»
В течение дней, месяцев и лет вы осуществляете трансформацию вашего ума, поскольку его сущностная природа — адаптироваться к привычному. Сознание не имеет формы, поэтому оно само не оказывает сопротивления и лишь следует тому, что знакомо и привычно. Хотя эмоциональные загрязнения и не имеют никакой формы, но они очень сильны, поскольку мы долго привыкали к ним. Если вы постоянно приучаете себя к практике, то в результате вы обязательно изменитесь.
Вы можете заметить некоторое различие между вашим теперешним состоянием ума и тем, которое было десять лет тому назад. Хотя для меня очень трудно объяснять другим важность преобразования ума, так как я сам еще не смог достичь в этом мастерства, я все же могу сравнить свой теперешний ум с тем, который был десять или двадцать лет назад. Я вижу, что имеются определенные перемены в моем понимании пустоты, в опыте бодхичитты и так далее. По крайне мере, я знаю то направление, где находится бодхичитта! Весь этот опыт появляется только за счет практики, он не возникает спонтанно. Поэтому, достигнув за годы тренировок определенного осознания, я думаю, что вижу некоторые изменения в своем уме, и я не хвастаюсь своими реализациями!
В прошлом общий стиль обучения был таков, что гуру из-за своей скромности всегда говорили, что они сами не имеют никаких реализаций, а лишь убеждают других достигать их. Для современных же людей такой подход может показаться несколько обескураживающим. С другой стороны, когда гуру говорят, что уже достигли определенного результата с помощью медитации и объясняют сам метод, то это может помочь слушателям, наделяя их отвагой и вдохновением. Слушатели начинают думать:
«Если я буду выполнять практики, то, возможно, получу такие же результаты».
Только из-за недостатка практики мы остаемся в том же состоянии. Если мы практикуем, то это приводит к изменениям. Если вы получаете учение с чистой мотивацией, тогда оно приносит вам пользу, но эта польза появляется только в результате практики.
Таким образом, вы должны иметь следующую установку: «Я должен сделать все зависящее от меня, чтобы спустя короткий промежуток времени начать практику и выполнять ее один или два часа. Я должен практиковать ее с глубоким смыслом».
Размышляйте о пользе обретения этого драгоценного человеческого обличия. Мы видим, что когда человек умирает, то все принадлежащее ему, а также все его родственники остаются. При этом не существует ни малейшей возможности взять что-либо или кого-либо с собой. Когда мы умираем, нам приходится оставлять наше собственное тело. Нет способов, чтобы взять с собой друзей, нет способов, чтобы ваш гуру был рядом. Есть такие, кто на самом деле пожертвовал бы своей жизнью ради меня, но даже в этом случае, когда я умру, это не поможет.
Но если в течение жизни я занимался практикой, преобразовавшей мой ум, — это поможет совершенно точно. Никто не может знать, когда наступит феномен, называемый смертью. Никто не может знать, как долго он или она будет жить. Поэтому думайте так: «Если я умру сегодня, то достаточно ли я практиковал в своей жизни
если вы можете повлиять на это, то должны развивать в себе решимость, говоря так: «Я должен сделать все, что от меня зависит». Если вы выполняете практику гуру-йоги с таким настроем, то достигните большого прогресса, поскольку можете оставить в вашем уме отпечатки, необходимые для реализации всего пути. Думайте так: «Получив посвящения, благословения, комментарии и наставления от моих добрых гуру, я должен выполнить сегодня эту практику, приложив все свои усилия и старания, с тем, чтобы реализация от ее выполнения стала подношением для них».
Такая добродетельная ментальная установка не должна подвергаться воздействию эгоистических мыслей, скорее вы должны беспокоиться о благополучии других живых существ. Поэтому, как разъясняется в данном руководстве, нужно выполнять такие предварительные практики, как прибежище, развитие добродетельного ума и четыре безмерных.
Прибежище — это то, что отличает правильный путь от ложного, а порождение бодхичитты — это то, что отличает Махаяну от низших путей. Эти два фактора составляют сущность всей Дхармы.