Раскапываем скрытые карты взросления
Стабильное обращение осознавания на эти скрытые карты позволит их «раскрыть». Иными словами, эти неосознаваемые карты будут осознаны, эти субъективные структуры объективизируются, превратившись в то, что поддаётся вашему сознательному контролю. Избавление от устаревших и нецелостных карт, их замена новыми, более точными картами окажет незамедлительный и мощный эффект фактически на все сферы вашей жизни – причём сразу же! Это произойдёт по той причине, что вы избавитесь от неосознаваемых и неточных карт, которые до сих пор использовали, сами того не зная, чтобы ориентироваться во всех сферах своей жизни. Фактически все аспекты вашей жизни управляются или находятся под контролем таких карт – моделей, систем координат, перспектив, принимаемых вами при рассмотрении различных территорий, на которых вы обитаете. Осознание этих карт – сначала путём их выявления при помощи интегральной теории, а затем сосредоточения на них посредством внимательного осознавания – кардинально повлияет на все сферы вашей жизни (в некоторых случаях сразу же, в других потребуется посвятить некоторое время практике, – но, в любом случае, эффект неизбежен). Два типа духовности Является ли осознанная внимательность духовной или религиозной практикой, если да – то в каком смысле? ...Второй тип духовности представляет собой не систему верований или убеждений, а психотехнологию трансформации сознания. Он направлен на изменение состояний сознания. То есть в нём используются различные медитативные и созерцательные практики, с тем чтобы фундаментально переориентировать сознавание и открыть новые, более высокие состояния – включая и прямое чувство единства со всей вселенной (иначе говоря, он фокусируется на чистом пробуждении). В число таких практик входит осознанная внимательность, первоначально являвшаяся формой буддийской медитации, целью которой является достижение наивысшего состояния, известного как нирвана. Посредством практики внимательного осознавания вневременного настоящего, согласно учениям, сознавание может начать переживать единство с предельной, безграничной, неописуемой, бесформенной основой всего сущего. Это состояние известно как просветление, освобождение или пробуждение. По сути, то, от чего индивид пробуждается, это несмолкающие, хаотичные и спутанные мысли и способы восприятия реальности, управляющие значительной частью человеческой деятельности и порождающие бесконечную вереницу из состояний страдания. То же, к чему человек пробуждается, – это чистое, прозрачное, открытое, пустотное, ясное сознавание, свободное от путаных и расколотых мыслей и концептуальных моделей. Такое пробуждение часто описывается как открытие своего наивысшего, или истинного Я, своей подлинной природы. Процесс открытия больше похож на психологию, чем на религию. Стало быть, если под духовностью вы имеете в виду именно это, тогда практика осознанной внимательности и вправду духовна, с самого начала являясь чистой духовной практикой. Так получилось, что у неё есть ещё и множество других, менее значимых, но всё равно довольно ценных «побочных» эффектов – таких как улучшение состояния здоровья, психологического благополучия и оздоровление межличностных отношений. Посему многие современные западные практикующие стесняются даже упоминать духовный аспект осознанности и внимательности. Они опасаются, что их слова примут за мифико-буквальные «глупости», столь типичные для многих проявлений религии, преобладающих в современном мире, – то есть за первую из описанных нами форм религии или духовности, известную как «религия повествования» (или «нарративная религия»). Ведь если вы именно и только её подразумеваете под духовностью, тогда ваша осознанная внимательность ни на йоту не «духовна». Поэтому нам важно соблюдать крайнюю осторожность в том, каким образом мы пользуемся данными терминами. Если под «духовностью» вы имеете в виду одну из ранних стадий взросления, или зрелости, в духовной линии (в особенности что-то вроде мифико-буквальной стадии), тогда практика осознанной внимательности никоим образом не духовна. Если же под духовностью вы подразумеваете достижение наивысшего состояния сознания или сознавания – чистого сознания единства, или Наивысшего тождества, – тогда осознанная внимательность изначально являлась глубоко духовной практикой, оставаясь таковой и поныне.
Ваше личное развитие Каким образом мне следует применять интегральную осознанную внимательность в своём личном развитии?
...Итак, эти уровни являются базовыми картами, используемыми людьми для осмысления своего мира. Они представляют собой то, что мы называем структурами, или скрытыми «грамматическими» системами – скрытыми картами, управляющими тем, как мы в действительности воспринимаем, интерпретируем и чувствуем мир, опираясь на каждый из этих восьми или около того уровней. Большинство людей верят, что то, что они видят «вовне», и в самом деле находится вовне, и что все видят один и тот же мир – всё, что требуется, это просто смотреть, и вы увидите то же, что и все. Однако исследования развития безошибочно показывают, что на каждом уровне своего развития мы в действительности видим, чувствуем и интерпретируем мир кардинально иными способами. Каждая стадия нашего развития обладает своей собственной грамматикой, собственной структурой, собственной картой территории, с которой она сталкивается. И они очень отличаются. Настолько отличаются, что некоторые из исследователей развития утверждают, что каждая из этих различных стадий в действительности имеет или являет собой отдельный мир. И вправду, они очень отличаются друг от друга. Так что как только вы начнёте их распознавать, то увидите, что они буквально повсюду вокруг вас. Коль скоро дело обстоит так, давайте взглянем на эти карты-уровни в качестве введения в применение интегральной медитации к вашему личному развитию. Ведь они будут частью того, на чём вы будете сосредотачиваться посредством собственного внимательного осознавания. Это позволит вам увидеть (скорее всего, впервые в жизни) те скрытые карты, грамматические системы, или системы координат, которые на самом деле управляют почти всеми сферами вашей жизни, о чём вы раньше даже и не подозревали!... Я столь сильно акцентирую на этом внимание, потому что это и вправду одно из самых монументальных открытий, когда-либо сделанных человечеством!
1. Взросление: скрытые карты человеческого развития
Мы начнём с краткой экскурсии по этим 6–8 основным стадиям, или уровням, развития-взросления, представляющим собой наши «скрытые карты». В отношении этих стадий существует общий консенсус практически во всех современных школах исследований развития. Это стадии/уровни, поочерёдно возникшие в ходе исторического, или эволюционного, процесса. После того как такая стадия возникает и обретает свою форму, она продолжает существовать и в дальнейшем переживается всеми без исключения последующими поколениями людей, – причём это происходит в том же порядке, в котором последовательность стадий была изначально заложена. Это можно сравнить с археологическими пластами – наслоениями человеческого бытия и сознавания. Мы увидим доказательства существования каждого из этих пластов по мере нашего продвижения по материалу данной книги. Пока же давайте приступим и начнём с самого раннего, древнего, наиболее «примитивного» – или, по крайней мере, «первичного» – из всех наших уровней бытия, познания и чувствования. Речь об инфракрасном «архаическом» уровне.
Уровень 1: (инфракрасный) архаический
Младенец рождается на свет, по сути, без ощущения отдельного «я». Он не может отличить своё тело от среды, в которой находится. Он един с матерью и окружением в состоянии полного слияния. Эта стадия, или уровень 1, иногда называется архаической, симбиотической, стадией слияния или базовой сенсомоторной и физиологической стадией. Мы даём ей цветовое обозначение «инфракрасной» стадии. ...Любое имя, в каком-то смысле, вводит в заблуждение. Посему, чтобы обойти эту проблему, используются нейтральные цвета или, иногда, порядковые числительные. Мы будем обращаться ко всем трём способам обозначения стадий – названиям стадий, цветовым и числовым обозначениям. Вы к ним привыкнете, и, как я надеюсь, оцените удобство их использования). Сейчас же это общий обзор того экстраординарного эволюционного путешествия – путешествия развития сознания, – через которое проходят все люди по мере того, как в процессе взросления развёртываются всё более зрелые, но при этом всё ещё скрытые карты, или тайные грамматические структуры, управляющие нашим миром.
В среднем, приблизительно в возрасте четырех месяцев, во время подфазы, известной в психологии детского развития как «вылупление», младенец обычно научается отличать своё физическое тело от физической среды. Но он всё ещё не может отличить свою эмоциональную самость от эмоциональной самости других людей – в особенности матери. Ребёнок переживает себя и свою мать в виде чего-то вроде «двойного единства» – большого и находящегося в слиянии самоощущения, в котором ещё нет реальной границы между вашими эмоциями и эмоциями окружающих (опять же, в особенности матери). Психоанализ называет это «оральной стадией»; в иерархии потребностей по Абрахаму Маслоу это называется стадией «физиологических потребностей» (включающих еду, тепло, воду и кров над головой). В течение, по меньшей мере, первого года жизни, даже после вылупления, младенец всё ещё преимущественно существует в этом состоянии недифференцированного слияния – на инфракрасной архаической стадии. возможно, что некоторые аспекты сознавания могут привязаться к этой стадии, фиксироваться на ней. В психоанализе это называется «оральной фиксацией» (не просто «оральным влечением», а «оральной фиксацией», –мы рассмотрим, в чём заключается важное различие между этими двумя понятиями). Стало быть, нам стоит внимательно отслеживать вероятность формирования подобной фиксации.
Многие люди имеют оральные фиксации – или, с другой стороны спектра, «оральные диссоциации» (мы рассмотрим оба типа дисфункции). Это, соответственно, приводит либо к «оральным зависимостям» (или «аддикциям»), либо к «оральным аллергиям». В целом это означает наличие проблем с самыми базовыми физиологическими потребностями и влечениями-побуждениями [9] человеческого организма. Посему это и является той стадией, на которую нам стоит начать направлять своё интегральное внимательное осознавание. (Если выражаться кратко и просто, каждая из стадий развития превосходит и включает предыдущую. каждая новая стадия развития включает в себя предыдущую, но затем добавляет к ней что-то новое, новаторское и вновь возникшее, – то есть нечто, не встречавшееся на предыдущей стадии. Именно это и делает новую стадию «более высокой»: она обладает всем, что есть у предыдущей стадии, плюс имеет и что-то новое, дополнительное. Она «больше», «шире», «выше». Однако каждая стадия также полностью «обёртывает», окутывает собою или «включает» в себя, предыдущую – подобно тому, как молекулы буквально включают в себя атомы. В этом повсеместно наблюдающемся процессе всегда может что-то пойти не так в отношении какого-то из этих двух шагов, или подстадий. Если что-то идёт не так с шагом «превосхождения», или «трансценденции», – то есть если более высокая стадия проявляет неспособность чисто и ясно выйти за пределы предыдущей стадии, – тогда аспекты этой новой стадии останутся «застрявшими», или «фиксированными», на предыдущей стадии. Таким образом, в новой стадии образуется множество зависимостей, или аддикций, к аспектам, на которых произошла фиксация. С другой стороны, если что-то пойдёт не так с шагом «включения», то есть если новая стадия не включает, или не интегрирует в себе, предыдущую, а вместо этого диссоциирует, или отчуждает, отрицая и отщепляя её части, тогда формируется аллергия к этим отчуждённым и нежеланным её аспектам. «Зависимости и аллергии» – это две универсальные проблемы, потенциально присущие каждой из стадий эволюции из-за неотъемлемо «превосходящей и включающей» природы процесса развития. ...Влечение к пище будет иметь вас, вместо того чтобы быть у вас. В таком случае можно говорить о том, что оно остаётся в качестве «скрытого субъекта» в вашем сознавании, в вашей системе отождествлений (или идентичности). Какая-то часть вас самих всё ещё отождествлена с этой стадией. Если это в какой-то мере справедливо для вас, тогда, когда данное влечение к утолению голода (или любое другое базовое влечение – к утолению жажды, обретению тепла и убежища) возникает в вас, вы не будете просто его иметь или им обладать: вы будете этим влечением. Оно будет переживаться как часть вашего сердцевинного самоощущения, часть того, кто вы есть. Вы будете становиться голодом, стремясь к удовлетворению своей жажды насытиться. Когда-то в детстве вы впервые достигли этой стадии, и вся ваша самость была с нею отождествлена. У вас не было желания поесть – вы сами были желанием поесть: весь мир и вправду был едой, а вы всецело были ртом (поэтому данной стадии и дали название «оральной»). В той степени, в какой вы всё ещё отождествлены с аспектами этой стадии, можно сказать, что у вас имеется зависимость от еды. В США, согласно данным Национального института здравоохранения, около 60 % взрослого населения страдают от избыточного веса, а треть – от патологического ожирения, нуждающегося в медицинском лечении. В этих конкретных случаях американское сознание коллапсирует в архаический уровень (если обобщать, то происходит обострение проблем, связанных с самыми фундаментальными физиологическими потребностями, необходимыми для выживания, – потребностями в пище, воде, тепле и крове. Нет ничего более примитивного и первобытного).
Важно отметить, что это одновременно и самые фундаментальные влечения, и наименее значимые. В интегральной теории в любой вложенной (по принципу гнёзд) иерархии, то есть холархии, более «низкие», «меньшие», или «ранние» стадии являются более фундаментальными, потому что от них в действительности зависит существование всех последующих, более высоких компонентов. В холархической последовательности, которую мы недавно упомянули (атомы – молекулы – клетки – организмы), можно отметить, что атомы являются наиболее фундаментальным уровнем, поскольку все более высокие стадии включают их как необходимые ингредиенты. Так, если вы уберёте атомы, тогда исчезнут и все более высокие стадии: перестанут существовать и молекулы, и клетки, и организмы. Просто потому, что атомы выполняют настолько фундаментальную роль. Тем не менее более высокие стадии являются более «значимыми», поскольку сами они включают в себя больше уровней. Но они не являются особо фундаментальными, ведь если вы уберёте из иерархии организмы, то атомы, молекулы и клетки всё равно продолжат существовать. В этом смысле они не сильно фундаментальны. Но они необычайно значимы, потому что «означают» или «включают» все предыдущие стадии, представляя намного большую реальность, чем, к примеру, атом.) Человек же является самым значимым и наименее фундаментальным существом из всех, что нам сегодня известны. ... в следующий раз, когда у вас будет возникать чувство голода (независимо от того, страдаете ли вы от избыточного веса или нет), по-настоящему обратите на него своё внимание, направьте на него своё внимательное осознавание. Это похоже на то, когда вы что-то снимаете на видео: вы становитесь совершенно нейтральной видеокамерой, видящей всё так, как есть, без каких-либо суждений об опыте: вам не нужно критиковать то, что вы испытываете, порицать или отождествляться с этим. Просто осознавайте переживание, сохраняя нейтралитет, – осознавайте его всепронизывающим образом, со всех ракурсов. Где расположено чувство голода (в голове, во рту, в сердце, в желудке, в руках, в ногах…)? Какого оно цвета (какие бы ассоциации у вас ни возникали)? Какой формы (то же самое)? Как оно пахнет (снова что бы ни возникло у вас в ответ на этот вопрос)? Подлинно ощутите первобытность и настойчивую интенсивность этого влечения – то, как оно проявляется в вас как влекущая сила. Сделайте это субъективное влечение объектом внимательного осознавания – сознаваемым предметом. По-настоящему всмотритесь в него, стабильно и продолжительно. Напрямую его ощутите при помощи своего чувствующего сознавания, что можно рассматривать как ещё один термин для «внимательного осознавания». При нормальном стечении обстоятельств вы в конечном счёте должны разотождествиться с каждой стадией, прекратить отождествляться исключительным образом с её потребностями, влечениями и побуждениями, сохраняя её при этом в своём сознавании: вы более не есть она, вы её осознаёте – «превосходите и включаете» её. Но если подобное разотождествление становится чрезмерным, то вы не просто разотождествляетесь: на самом деле вы начинаете отчуждать опыт данной стадии, диссоциироваться, вытеснять его. Если это происходит на оральной стадии развития, тогда у вас вырабатывается не зависимость от еды (аддикция), а отторжение еды (аллергия). Она может проявляться во всём, что угодно, от булимии до анорексии или болезненно малого веса. Каким образом в данном случае вам может помочь внимательное осознавание? Оно позволяет вам «превзойти и включить» влечение к еде, подчеркнув аспект «включения», присущий процессу развития.
Как мы уже сказали, каждая стадия развития «превосходит» («трансцендирует») и «включает» предыдущую. Вспомните пример простейшей эволюционной последовательности: атомы – молекулы – клетки – организмы. Каждая из этих стадий «превосходит», или выходит за пределы, предыдущей посредством привнесения новых эмерджентно возникших качеств в своё бытие (каждая более высокая стадия, например, является «более целостной»). Но каждая стадия также ещё и «включает», или в действительности обёртывает предыдущую – подобно тому, как клетки буквально включают молекулы, а молекулы буквально включают атомы. Сознаванию как таковому свойственно подобное качество «трансценденции и включения»: осознавая какой-то объект, оно выходит за его пределы, но при этом включает его, то есть, на самом деле, «соприкасается» с ним подобно тому, как зеркало непосредственно соприкасается со всеми образами, в нём отражёнными. (Процесс трансценденции и включения является центральной динамикой самой эволюции, – он происходит и во всём человеческом развитии.) Стало быть, если вы подвергли отчуждению или отринули эти связанные с голодом влечения, тогда вы можете мягко и осторожно, но при этом прямо и неотрывно посмотреть в сторону побуждений к утолению голода, а затем научиться стабильно их осознавать – просто удерживать их в пространстве своего чувствующего сознавания. Тем самым вы возвратите их на орбиту своего «дружеского отношения», по мере того как ваш зеркальный ум соприкасается с отражением чувства голода, непосредственно им осознаваемым. Это не приведёт к тому, что вы отождествитесь с влечением к утолению голода: зеркало не застревает в отождествлении с каким-либо из отражаемых объектов, – оно свободно позволяет всему, что им отражается, приходить и уходить на своё усмотрение. Однако по мере отражения (в осознавании), отражаемые образы пребывают в непосредственном «единстве» с зеркалом: зеркало напрямую «касается» всех своих отражений. В конечном счёте мы убедимся на собственном опыте, что эта природа сознавания как «единства» лежит в основе способности чувствовать своё «единство» со всей вселенной в радикальном «сознании единства». Пока же просто сохраняйте побуждение к утолению голода в осознавании прямо и чисто – ясно и всепроникающе записывая его на «видео». Вы таким образом начнёте превосходить и включать его. Аспект превосхождения, или «трансценденции», положит конец любым проявлениям зависимости в рамках данной стадии, а аспект включения положит конец любой аллергии.
Направьте то же самое внимательное осознавание на все свои фундаментальные физиологические влечения – не только к утолению голода, но и утолению жажды, стремлению к теплу, если слишком холодно, или прохладе, если слишком жарко, стремлению к крову над головой, если вы хотите спать. Человеческое тело эволюционировало в течение миллионов лет, развив самые утончённые отношения с необычайным множеством природных переменных, которые необходимы для поддержания жизни в физическом организме. Мы начинаем с архаической стадии – с самотождественности, которую фундаментальнейшим образом влекут эти и только лишь эти потребности, – и всё же в конечном счёте мы придём к тому, что мастер дзен Догэн обозначил как «тело-ум отброшены!»: тогда наша узкая отождествлённость лишь с этим обособленным организмом будет превзойдена и включена в предельном состоянии Наивысшего тождества – тождества со всем, с целой вселенной. Звучит притянуто за уши? Что ж, очень скоро мы начнём выполнять упражнения, которые позволят вам обрести прямое переживание именно такого состояния. Пока же посвятите некоторое время превращению этих глубинных физиологических влечений, этих телесных субъектов, в объекты сознавания, тем самым выходя за их пределы и включая их в своём бытии.
_________________ Не важно, что написано. Важно, как понято.
|