Христианский ФОРУМ
http://missija.flyfolder.ru/

"ОДИН ВКУС" (Дневники Кена Уилбера) и Ошо
http://missija.flyfolder.ru/topic2001.html
Страница 17 из 17

Автор:  Соня [ 24-10, 22:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: "ОДИН ВКУС" (Дневники Кена Уилбера) и Ошо

Грубое, тонкое и причинное состояния

Многие люди, в особенности это касается культур, где всё ещё присутствуют досовременные духовные традиции, могут достигать высших состояний духовного развития (пробуждённого недвойственного «единства»), при этом всё ещё оставаясь, скажем, на этноцентрическом янтарном уровне в последовательности стадий пробуждения (мы уже упоминали, что некоторые учителя медитации могут быть сильно развиты в плане состояний и плохо развиты в плане структур сознания).

Чем отчётливее вы будете это всё замечать, чем сильнее будет осознавание происходящего, тем более странным будет всё казаться. Вы и вправду будете ощущать, что остаётесь самими собою в состоянии сновидения в той же мере, что и в состоянии бодрствования, но больше между ними не будет ничего сходного. И всё же есть некоего рода сознавание, сознание, бодрствующая осознанность, которая, по сути, остаётся в вас неизменной, не важно, «проснулись» вы или «спите». В обоих случаях вы всё равно ПРОБУЖДЕНЫ. Каким-то образом получается так, что вы всё равно остаётесь всё тем же сознаванием, всё тем же ТЫ, всё тем же Я ЕСТЬ, всё тем же сознанием, которым вы являетесь, когда не спите. В вас есть нечто столь глубинное, на что совершенно не влияет, «бодрствуете» вы или «спите». Это нечто одно, единственное и неизменное. И это чувство самости, это самоосознавание весьма отличается от обычного, пребывающего в состоянии бодрствования и отождествлённого с физическим телом эго. Здесь есть не только оно, но и что-то ещё. Так что же это такое?
А вот что: вы всё ближе и ближе подходите к своему подлинному Я, своему Истинному Я, своему Изначальному лицу – той самости, которая, как считают все основные великие духовные традиции, едина с Духом, с «Наивысшим тождеством». это означает, что ваше Истинное Я вневременно и вечно, не рождается и не умирает; оно никогда не входит в поток времени. Как гласит дзенский коан, – и имеется в виду абсолютно буквальный смысл: «Покажи мне своё Изначальное лицо [своё Истинное Я] – то Лицо, которое было у тебя до того, как родились твои родители». Снова подчеркну: это буквальная просьба, поскольку у вас было это подлинное Я до того, как родились ваши родители, до того, как родилась вся вселенная, до возникновения времени как такового. Просто потому, что оно никогда не входило в поток времени, будучи вневременным Настоящим, вечным Сейчас, изначальным сознаванием. По мере того как центр тяжести вашего состояния всё больше и больше приближается к пустотному Свидетелю (или Истинному Я) и недвойственному сознанию «единства» (единства Истинного Я с самим Духом и всей вселенной), всё более очевидной становится эта вневременная вечность. (И помните о том, что «вечный» или «вневременной» означает не бесконечно длящееся время, а момент вне времени, вневременное Сейчас, или Настоящее. Витгенштейн выразил это следующим образом: «Если понимать под вечностью не бесконечную продолжительность времени, но существование вне времени и независимость от времени, тогда вечность принадлежит тем, кто живёт в настоящем»[46]. И само Истинное Я непосредственно подключено к этому вневременному Настоящему, как мы вскоре увидим.)

Вы сможете непосредственно пережить это на своём опыте и получить реальные доказательства верности этого факта, когда мы доберёмся до упражнений, которые помогут вам напрямую соприкоснуться с наивысшими состояниями сознания.
По мере того как ваша медитативная практика будет продолжать углубляться и вы перейдёте от сновидческого тонкого состояния к следующему, ещё более высокому, состоянию-стадии – состоянию чистого, лишённого сновидений, бесформенного причинного пространства, – продолжит сдвигаться и ваш центр тяжести на оси состояний. Когда вы будете входить в глубокое состояние без сновидений, очень тонкое и безмолвное сознавание всё равно, как правило, будет сохраняться, и вы на очень деликатном уровне обнаружите, что, опять же, хотя фактически ничего в этом состоянии не присутствует, – ведь это состояние «бесформенное и без сновидений», – ВЫ ВСЁ ЕЩЁ ВЫ! Всё ещё будет присутствовать тончайшая степень сознавания, или глубочайшей пробуждённости, или чистого сознания, а вы всё ещё будете ощущать себя собою, всё тем же Я ЕСТЬ, которым вы были, когда ещё присутствовали воспринимаемые объекты.
Это бесформенное состояние без сновидений открывает ощущение Я, которое и вправду не зависит от отождествленности с какими-либо объектами вообще. Вместо этого оно является радикально свободным, освобождённым, высвобожденным и эмансипированным. Именно поэтому я буду писать «Я» с большой буквы, чтобы подчеркнуть всё это. Это Я и вправду очень близко к тому Изначальному лицу, которое было у вас, когда ещё не родились ваши родители, когда ещё не произошёл Большой взрыв, когда ещё не возникло само время. И это Я не связано страданием, тревогой, страхом, цеплянием, вожделением или отвержением. Напротив, оно открыто, чисто, свободно, прозрачно, просторно. Это по-настоящему ваше подлинное Я, единое с Духом, единое с Космосом, единое со Всем.

напрямую перейдём к упражнениям, направленным на переживание двух наивысших состояний, в этих высших состояниях данное предсущее, радикальное, предельное Наивысшее тождество, или Истинное Я, со всей очевидностью доступно прямым и непосредственным образом. Вы увидите, что эти состояния и вправду непреходящи: они в действительности всегда и полностью присутствуют в вас прямо сейчас, в настоящее мгновение, и мне остаётся лишь вам на них указать, чтобы вы сами смогли распознать эту данность и увидеть их.
Разумеется, нет ничего неправильного в том, чтобы заниматься формальной практикой медитации, чтобы непосредственно и полностью пройти через все эти основные состояния-стадии. Более того, в этом есть много правильного. И существуют буквально сотни абсолютно первоклассных книг, посвящённых этой теме во всех основных мировых традициях.
Давайте перейдём непосредственно к заключительной части всего этого процесса и прямо сейчас выполним несколько упражнений, чтобы осознать как Истинное Я, так и Предельное сознавание единства – конечный результат всего процесса пробуждения.

Автор:  Соня [ 07-11, 08:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: "ОДИН ВКУС" (Дневники Кена Уилбера) и Ошо

Турийя: наивысший свидетель

Предлагаю начать со Свидетеля – четвёртого из основных состояний. (Слово турийя на санскрите означает «четвёртое», буквально обозначая четвёртое из основных состояний, следующее за грубым, тонким и причинным; опять же, общая идея встречается по всему миру, от «сознания Христа» до понятия «нус» у Плотина и «пуруши» в философии йоги.)
Откиньтесь на спинку кресла, расслабьте свой ум и прямо сейчас начните осознавать то, как вы ощущаете своё «я». Важно, чтобы вы получили хороший, общий, «объективный» взгляд и осознавание применительно к своему «я», как вы его видите и ощущаете прямо сейчас. Последующее введение в ваше Истинное Я сработает тем лучше, чем тщательнее вы выполните эту предварительную практику, так что потратьте, пожалуйста, хотя бы несколько минут и основательно поразмыслите о самом себе…)
Теперь заметьте, что в сам этот процесс в действительности включено два «я». Одно «я» - то, что вы осознаёте в качестве объекта, то самое «я», которое вы только что рассмотрели. Однако есть ещё и Я, которое смотрело,– действительный Видящий, наблюдающее Я, Свидетель. Это Я смотрит, но само не может быть увидено, – точно так же, как глаз не может увидеть сам себя, а язык не может ощутить свой собственный вкус. Это чистый Субъект, чистый Видящий, а не объект или нечто видимое. Живший в XX веке мастер дзен Дзенкеи Сибаяма называл это «Абсолютной субъективностью». Рамана Махарши называл это «Я – я» – большим «Я», сознающим маленькое «я». Если вы попытаетесь обнаружить этого Видящего, то, в конце концов, осознаете, что всё видимое вами – это лишь очередные объекты, а не подлинный Субъект, подлинный Видящий, подлинное Я. Вместо этого подлинному Видящему, подлинному Я свойственно сознавание: «Я вижу горы, но я не горы. Я испытываю ощущения, но я не эти ощущения. Я испытываю чувства, но я не эти чувства. Я имею мысли, но я не эти мысли. Я ни что из того, что можно увидеть: я в чистом виде есть То, что смотрит».

Покуда вы пребываете в этом чистом Видящем, этом Свидетеле, вы начнёте замечать ощущение свободы, чувство открытости, пространство или просвет: вы не отождествлены ни с каким из объектов вообще, вы их свидетель. Как то, что их свидетельствует, вы свободны от них. У вас есть чувства, вы сознаёте чувства, но вы не есть эти чувства, – вы свободны от них. У вас есть мысли, вы сознаёте мысли, но вы не есть эти мысли, – вы свободны от них. Всё это время вы отождествлялись с какими-то из объектов, которые вы в действительности можете увидеть, и ошибочно принимали их за своё подлинное «я». Однако они не являются подлинным «я», подлинным субъектом. Они суть объекты – нечто зримое, а не истинный Зрящий. То первоначальное «я», которое вы описали себе , – это не вы в подлинном, истинном и глубинном смысле. (Оно, на самом деле, связано с одной из семи-восьми скрытых карт, или базовых уровней, взросления, которые мы ранее обсуждали. В случае с любой из этих карт речь идёт о маленьком, условном, конечном «я» с его скрытыми картами, через которые Свидетель смотрит на мир. Как только вы примените практику осознанности к тому, чтобы сделать субъект объектом, откроется возможность для возникновения следующего, более высокого уровня условного «я» и его скрытой карты, и тогда вы с ним отождествитесь, и Свидетель тогда будет смотреть на мир посредством этой карты, видя и интерпретируя мир через её характеристики. Это будет продолжаться до тех пор, пока все субъекты, все скрытые карты не станут объектами, с которыми произошло полное разотождествление, и тогда единственное, что останется, это чистый Видящий, Истинное Я, Свидетель, Абсолютная Субъективность, радикальная открытость, и пустотность, и чистая свобода. И затем можно будет совершить последний шаг в сознание недвойственного единства).
Вот почему медитативные традиции по всему миру утверждают, что мы являемся жертвами ошибочного отождествления – мы отождествили То, что смотрит, с чем-то, что можно увидеть. (Патанджали записал, что невежественное и непросветлённое эго является продуктом «отождествления Зрящего с орудиями зрения».)

Тогда как Зрящий, или Свидетель, бесконечен (и един с Духом), зримое «я», или маленькое эго, конечно, частично, ограничено, раздроблено и преисполнено ужаса. В Свидетеле нет страха, он свидетель страха. Свидетель не является жертвой жизни, он свидетель жизни. Когда вы переключаете то, с чем вы отождествляетесь, от маленького зримого «я», или «я» как объекта», к истинному Зрящему, или подлинному Я, всё, что вы переживаете, это безграничная свобода и освобождение, океан открытости, обширное чистое поле, пространство или просвет, в котором все объекты, внутри и снаружи, возникают из мгновения в мгновение. Вы и есть это обширное, открытое, пустотное пространство, просвет, или простор, в котором всё возникает из мгновения в мгновение. Вы есть то, что пробуждённые мастера называли нети нети, что значит «не то, не это». Я есть не это, и не то, и не какой-либо из объектов или вещей, которые можно увидеть, а безбрежная открытость, или просвет, где возникают все эти объекты или вещи – вновь, вновь и вновь в бесконечном настоящем.
Эта безбрежная открытость есть непрерывно продолжающееся чувство чистого Я ЕСТЬ. Это всегда присутствующее сознавание, осознаёте вы это или нет (и оно присутствует даже в глубоком сне без сновидений). Я ЕСТЬ – это единственное постоянное переживание, которое у вас всегда есть: оно непреходяще. Вы, возможно, не сумеете вспомнить, чем занимались ровно месяц назад, – но вы можете быть уверены, что и тогда присутствовало Я ЕСТЬ. Вы не вспомните, что делали ровно десять лет тому назад, но присутствие Я ЕСТЬ было и тогда. Вы не припомните, что вы делали сто лет назад или тысячу лет назад, но присутствие Я ЕСТЬ всё равно было.

И это вовсе не означает, что Я ЕСТЬ длится бесконечно, а то, что оно вневременно, оно живёт во вневременном настоящем мгновении, чистом моменте Сейчас и никогда не входит в поток времени, однако всё время присутствует для него. Свидетель сознаёт время, а посему сам он свободен от времени – нети нети. И мы видели, что подлинное значение слова «вечность» – не бесконечно длящееся время, а момент, свободный от времени, вневременное настоящее мгновение или чистое присутствие. Мы уже упоминали высказывание Витгенштейна: «Если понимать под вечностью не бесконечную продолжительность времени, но существование вне времени и независимость от времени, тогда вечность принадлежит тем, кто живёт в настоящем». И, коль скоро и так всегда укоренены в чистом Я ЕСТЬ, вы всегда, осознаёте вы это или нет, живёте в вечности (покуда пребываете как чистое Я ЕСТЬ).

(Как же так получается, что Свидетель лишь сознаёт момент Настоящего, не прилагая для этого никаких усилий? Что ж, подумайте о каком-то моменте из прошлого. Вы думаете, что прошлое реально, но заметьте, что всё, что вы напрямую сознаёте, это лишь память об этом прошлом. И эта память возникает только лишь в настоящем мгновении. Мысль о прошлом как таковая в действительности происходит сейчас. И когда этот момент из прошлого действительно происходил, – когда он был подлинно реален, – в тот миг также всё разворачивалось в настоящем мгновении. Сходным образом подумайте о любом будущем событии, какое только можете себе представить. Эта мысль также разворачивается в настоящем, являясь тем, что происходит в текущем моменте. Когда же будущее и вправду становится реальным, то есть действительно происходит, оно тоже будет разворачиваться в настоящем мгновении. Как выразился Шрёдингер: «Настоящее – единственное, что не имеет конца». На самом деле есть только лишь момент Настоящего и его развёртывание в этот миг, этот и этот. Момент Настоящего – единственное, что когда-либо проникает в ваше сознавание. Свидетель всегда лишь сознаёт момент Настоящего, что означает, как мы убедимся, что Свидетель проживает в вечности. Некоторые духовные практики предлагают нам практиковать «жизнь в настоящем» и «пребывание здесь и сейчас», сосредотачивая наше внимание исключительно на настоящем мгновении, намеренно исключая мысли о прошлом и будущем. Это даёт нам лишь узкое и преходящее настоящее, отсечённое от прошлого и будущего. Подлинное, вневременное Настоящее не есть нечто, над чем вам нужно трудиться, чтобы обрести его, – это то, чего вы в любом случае не сможете избежать, ибо настоящее есть всё, что вы когда-либо сможете сознавать, и оно включает и объемлет в себе мысли о прошлом, настоящем и будущем во всём его вечном, вневременном и всевременном Настоящем. )

Вспомните дзенский коан: «Покажи мне своё Изначальное лицо – то самое лицо, которое было у тебя ещё до того, как родились твои родители». Некое Я, которое у меня было до того, как родились мои родители? Именно! И дзен имеет это в виду на полном серьёзе и буквально: это не метафора или символ, а непосредственно переживаемый факт, если вы к нему подойдёте правильным образом. Ваше Изначальное лицо и есть ваше Истинное Я, Свидетель, подлинный Видящий, и оно существует и существовало ещё до того, как родились ваши родители, попросту потому, что оно никогда не входит в поток времени. Оно существует во вневременном Настоящем. Оно сознаёт течение времени, но само по себе не пребывает во времени. Оно вневременно, что и есть подлинный смысл эпитета «вечный». Свидетель делает именно это: он всегда совершенно свидетельствует все объекты, события и вещи, возникающие в безбрежном, пустотном, открытом просторе Настоящего.

Христос сказал: «Прежде, нежели был Авраам, Я ЕСМЬ». И это совершенно верно. Бог возвестил: «Я ЕСТЬ тот, кто Я ЕСТЬ». Точнее и не скажешь. Это Я ЕСТЬ – непосредственно прямое и чистое ощущение Я ЕСТЬ-ности – само по себе является тем вневременным, вечным и изначальным Лицом, которое у вас было до того, как родились ваши родители, до того, как родилась вселенная, до того, как родилось само время, и оно является им прямо сейчас! (Это именно то Я ЕСТЬ, что вы ощущаете прямо в настоящее мгновение. Вы ведь сознаёте его, верно? Просто таким, какое оно есть, прежде, нежели оно становится чем-либо ещё? Вот именно! Оно всегда есть! Всегда было и всегда будет…)

Автор:  Соня [ 27-11, 18:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: "ОДИН ВКУС" (Дневники Кена Уилбера) и Ошо

Так, практикуя медитацию осознанной внимательности по отношению к любому из объектов, вы в действительности пребываете именно как чистый Свидетель, и вы свидетельствуете текущее вневременное Настоящее, в то время как события приходят и уходят в него, приходит и уходят через вас, через то самое свидетельствующее сознавание, которое есть вы. Это свидетельствующее сознавание есть просторная и безосновная Основа всего, что существует, всего, что существовало, и всего, что будет существовать. Всё сущее возникает в этом безбрежном, открытом, пустотном просвете – вневременном настоящем мгновении, следующем за вневременным настоящим мгновением, следующим за вневременным настоящим мгновением: это непрерывное вневременное присутствие как вневременное настоящее. И само это чувство чистого присутствия Я ЕСТЬ в настоящем – это простое и непосредственное ощущение Бытия, – вы ведь его сознаёте прямо сейчас, разве нет? Лишь это простое чувство Бытия, ощущаемое в настоящем? Это и есть ваше Истинное Я – подлинное Я, запредельное любой временной и конечной ряби того или иного объекта, но само являющееся основой, источником и свидетелем всего сущего.
Так что, пребывая в этом чистом чувстве свидетельствующего сознавания, никаким объектом вообще не являющимся, доведите процесс до завершения и радикально – радикально! – отпустите все объекты, которые мы распознавали и объективизировали.
В сердцевине своего существа вы не являетесь никаким из этих уровней или скрытых карт, вы подлинно есть нети нети.
Каждое отдельное событие, вещь, объект, сознаваемый вами сейчас, это просто часть ограниченного, явленного, объектного мира, тогда как вы сами свободны – свободны радикально – от всего этого.
Пребывайте в этом состоянии чистой безбрежной свободы – чувствуйте её как лучезарную и просторную Свободу (не имеющую пределов и границ).
Неважно, какой возникает объект – внутри или вовне, – вы сразу же незамедлительно разотождествляетесь с ним: я есть не то и не это. Просто позволяйте всему возникать так, как оно желает возникнуть, в чистом и ясном зеркальном уме, который и есть вы. Нет ни сопротивления, ни цепляния, ни напряжения – есть лишь чистое и безыскусное отражение всего, что есть.
Я это чистый Свидетель и того, и этого, чистое наблюдающее Я, истинный Видящий, безбрежный просвет или открытое пространство, в котором всё возникает и которое ни с чем из этого не отождествлено.
Посредством этой практики вы превращаете всякий конечный субъект в объект бесконечной, или абсолютной, субъективности, которая запредельна и субъектам и объектам, попросту являясь просветом или пространством, в котором возникают все объекты и субъекты.
Однако сделать все субъекты, которые где-либо возникают, в объекты Истинного Я, или подлинного Видящего, означает быть свободным, радикально и тотально свободным от всех них.
Вечно и истинно свободен
Единый свидетель всего сущего,
Но если вы видите себя обособленным,
Тогда вы связаны и ограничены.
Именно этим мы всё время и занимаемся: связываем и ограничиваем себя, отождествляя своё Истинное Я, или чистого Видящего, с чем-то, что можно увидеть, низводя свою бесконечную и подлинную природу вниз, к конечному, частичному, раздробленному и страдающему измерению, тем самым впадая в бесконечное страдание и смятение, когда жизнь становится нескончаемой вереницей неудовлетворяющих, мучительных и тщетных мгновений. Как в известной фразе из «Уолдена» Торо о том, что массы мужчин и женщин «ведут свою жизнь в тихом отчаянии». И, если выразиться словами Оливера Уэнделла Холмса, они «умирают с музыкой внутри»[51]. Но освобождённость от этих маленьких конечных объектов означает не что иное, как полноценную свободу.
Это и есть радикальная свобода – свобода от всех объектов, где бы они ни находились, свобода от всей вселенной, свобода от любых явлений в каком-либо из миров. Это свобода вашего Изначального лица, тотальная свобода Духа, радикальная свобода Я ЕСТЬ, которая является чистым Я ЕСТЬ до отождествления с чем-либо ещё. Речь просто о чистом Я ЕСТЬ, которое предсуще всему этому, о простом ощущении Я ЕСТЬ как таковом, существующем прежде, чем оно становится чем-либо ещё. О вашем Истинном Я, а не «я» как объекте.
Однако на каждой стадии взросления происходит следующее: вы отождествляете своё маленькое, условное, конечное, субъективное «я» с тем или иным определённым уровнем, или скрытой картой данной стадии. И тогда Свидетель будет смотреть на мир посредством этого маленького «я» и его карты, используя эту карту для интерпретации всего, что он видит. Даже Свидетелю неведомо, чем именно является эта скрытая карта, – вы ведь помните, что ни одной из этих карт не увидишь путём внутреннего созерцания, путём простого осознавания или свидетельствования. Свидетель будет смотреть на мир и интерпретировать его исходя из карты того уровня, на котором вы находитесь.
Обратите внимание на то, что, когда Свидетель сознаёт то или иное маленькое, субъективное «я» и видит его как объект, он всё ещё не видит сокрытую форму, или скрытую карту, этого маленького «я». Он просто видит все «буквы», «слова», «предложения» и «абзацы» этого маленького «я», но не саму грамматику, которая связывает всё это воедино. Этого простым смотрением или свидетельствованием не увидишь. Именно поэтому путь пробуждения может разворачиваться от состояния к состоянию, но так и не привести к осознаванию какого-либо из этих уровней или стадий взросления, через которые он проходит.
Скрытые карты остаются сокрытыми даже для Свидетеля, или Истинного Я. Он даже и не знает, что осмысляет мир, опираясь всего лишь на один из семи-восьми существующих на этот момент способов интерпретации. Он просто интерпретирует, ведь именно это и проявляется сейчас в сознавании, и он совершенно не ведает о скрытой карте, которую, сам того не зная, использует.

Вот почему можно сколько угодно практиковать внимательность и осознанность, но так и не развиться к более высокому уровню взросления: скрытая карта никогда не становится объектом осознанной внимательности, поскольку она и вправду является совершенно сокрытой. Она становится объектом внимательного осознавания не в большей степени, чем таковым становятся правила грамматики. Ни одна система медитации в мире не показывает нам скрытых правил грамматики, и ни один медитирующий где-либо в мире осознанно их не переживает. Такая же ситуация и со скрытыми картами: и скрытые карты, и грамматика остаются в бессознательном.

Но эта «бессознательность» отличается от обычной и наиболее распространённой формы бессознательного, когда самость вытесняет, отрицает, диссоциирует или отчуждает нечто, что находит тревожным, изгоняя его в подвалы бессознательного. Вы не осознаёте эти скрытые карты и они остаются бессознательными не по той причине, что вы их вытесняете, или избегаете, или они вам не нравятся, или вы их отчуждаете, а просто потому, что вам вообще не известно, что они есть. Если вы получите сведения о них, узнаете о самом факте их существования и будете активно их отыскивать, они довольно быстро и без особых помех станут проявляться в вашем сознавании. Ежели этого не произойдёт, они так и продолжат оставаться неведомыми, сокрытыми и бессознательными, в то же время сохраняя полную операционную активность в процессе вашего интерпретирования мира. Если вы не знаете об этих уровнях, то, сколько бы вы ни свидетельствовали, вы так их никогда и не увидите. Они останутся неосознаваемыми, но при этом чрезвычайно активными и реальными, и ваш Свидетель будет продолжать взирать на мир через ту скрытую карту, с которой вы отождествлены, даже если вы и обретёте полное пробуждение и просветление в этом свидетельствующем сознавании.
Когда же вы знаете о существовании той или иной скрытой карты и вам ведомы её базовые характеристики, тогда вы можете на них сфокусироваться, сделать эти скрытые субъекты объектами, тем самым их трансцендируя, превосходя, отпуская и двигаясь вверх.
В этом и состоит весь смысл медитации интегральной осознанности: в совмещении знания об уровнях взросления с практикой состояний пробуждения. Тогда вы сможете достичь наивысшего уровня взросления и наивысшего состояния пробуждения, доступных на данной стадии в эволюции, что будет более полноценным, совершенным и тотальным просветлением.

Такое видение логически подразумевает, что в ходе эволюции просветление тоже эволюционирует. И это правда, точнее, её половина. Если обратиться к одному из распространённых и традиционных определений просветления как «сознательного единства Пустоты и всей Формы», то сама Пустота как таковая не эволюционирует: у неё нет никаких движущихся частей, конечных проявлений, в ней нечему эволюционировать, поскольку это вневременное и неизменное Бытие (если выразиться метафорически), а следовательно – и свобода, которую она предоставляет, сходным образом вневременна и неизменна. Однако мир Формы, совершенно точно, эволюционирует, представляя собою мир Становления, где каждая из основных стадий эволюции трансцендирует и включает предыдущую.
Стало быть, просветление мудреца сегодня не более свободно, чем просветление мудреца две тысячи лет тому назад: ведь та же самая неизменная и вневременная пустота даёт ту же самую свободу. Однако сегодняшнему мудрецу, если он полностью развился по стадиям взросления, доступно на два или три уровня больше (соответственно, он может быть единым с большим количеством структур реальности). Таким образом, просветление такого имеет сегодня больше Формы и более всевключающе, чем просветление мудреца двухтысячелетней давности, ведь эволюция продолжает своё бесконечное «творческое продвижение в новизну», трансцендирующее и включающее всё предшествующее. Тем самым эволюционный процесс создаёт всё большие явленные целостности, с которыми современный мудрец должен быть един в сознании недвойственного единства.

Таким образом, можно воспользоваться шкалами взросления и пробуждения в качестве критериев для измерения глубины пробуждённости и определить просветление как «единство и с наивысшей структурой/уровнем, и с наивысшим состоянием, которое возникло в процессе эволюции на отдельно взятый момент времени». Так, просветление во время расцвета янтарного уровня было в единстве с янтарным миром; просветление во время расцвета оранжевого уровня было в единстве с оранжевым миром; просветление во время расцвета зелёного – в единстве с зелёным миром; во время же расцвета интегрального уровня просветление едино с интегральным миром, который является передовым краем сегодняшней эволюции и, по сути своей, наивысшей – а следовательно, и наиполнейшей – Формой из всех, которые доступны где-либо в мире. Сознание единства конечно же доступно и на всех этих более ранних уровнях, но любое более низкое единство менее наполнено, менее целостно, чем единство более высокой стадии. Следовательно, оно «менее просветлено», чем в случае с более высоким единством. Но для своей собственной эпохи оно было «полноценным просветлением», ведь в тот период не было никаких более высоких уровней, которые были бы предложены эволюцией, а посему – уровень этого сознания единства был в ту пору наивысшим из доступных уровней, наивысшим проявлением Целостности, наибольшей Формой во всём мире явлений в то время. Следовательно, состояние недвойственного единства с этим уровнем представляло собой полноценное просветление, адекватное той эпохе. Стало быть, с эволюцией формы просветления становятся полнее, но не свободнее.

Автор:  Соня [ 02-01, 11:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: "ОДИН ВКУС" (Дневники Кена Уилбера) и Ошо

Турийятита: сознание предельного недвойственного единства

К слову о наивысшем состоянии пробуждения, а именно – сознании недвойственного единства. Давайте теперь перейдём к нему и выполним несколько упражнений, которые позволят напрямую ощутить его вкус.
Предельная свобода чистого Свидетеля основывается даже на ещё более глубокой истине: вы не являетесь каким-то из этих объектов, которые возникают от мгновения к мгновению, потому что в своей наисокровеннейшей природе вы – это они ВСЕ. Вот именно! Вы являетесь всеми объектами и субъектами, вещами и событиями, возникающими всегда и повсеместно. В действительности вы есть непреходяще присутствующее состояние сознания единства, в котором ваш истинный Свидетель един со всем свидетельствуемым, будь то грубым, тонким или причинным. Так что давайте испытаем это на собственном опыте…
Начните с того, что примите удобную позу и расслабьте свой ум. Выберите объект, возникающий в вашем сознавании прямо сейчас: дерево, стол, чашка, компьютер, здание, любой подобный объект. Теперь войдите в позицию Свидетеля. То есть смотрите на этот объект с позиции чистого Видящего, чистого наблюдающего Я. Это означает, что вы проводите себя через процесс нети-нети: «Я испытываю ощущения, но я не эти ощущения; я ощущаю чувства, но я не эти чувства; я имею мысли, но я не эти мысли. Я ни что из этого. Я их чистый Свидетель, чистое наблюдающее сознавание».
Теперь же, глядя на объект, позвольте наблюдающему Я, Тому, Кто смотрит, раствориться. Просто отпустите любое ощущение того, что вы наблюдатель, попросту всецело сосредоточившись на самом объекте. Позвольте объекту возникать в вашем сознавании, как если бы он существовал сам по себе. Позвольте чувству объекта вытеснить любое ощущение наблюдателя одним простым фактом того, что этот объект существует сам по себе, совершенно самовозникающим и самосущим образом. Вы его не видите; вас не существует. Есть лишь объект, возникающий в вашем пустотном и чистом поле сознавания, без какого-либо Смотрящего. Просто объект, возникающий сам по себе, как есть – как объект.
Дуглас Хардинг назвал это переживание состоянием «без головы» в своей классической книге о духовности «Жизнь без головы». Это работает следующим образом. По мере того как продолжает возникать осознавание объекта, обратите внимание на то, что он возникает прямиком на месте ваших плеч, там, где, как вы считали, должна быть ваша голова. Вы ведь не можете на самом деле увидеть свою голову, возвышающуюся над плечами. Там, где, как вы думали, находится ваша голова, вы воспринимаете лишь объект, находящийся прямо над вашими плечами. С точки зрения вашего непосредственного переживания, – того, что вы действительно сознаёте, – своей головы вы не можете видеть: вы видите только небольшие пятнышки спереди (свой нос). В вашем непосредственном сознавании ваша голова – это просто большое пустое пространство, открытость или просвет, чистая Пустота как таковая. Но приглядитесь: объект медитации находится на самом деле прямо здесь, непосредственно в этом пустом пространстве. Объект расположен прямо в том самом пустом пространстве, где, как вы думали, находится ваша голова. Это всё, что вы сейчас непосредственно сознаёте…
Нет никакой «внутренней стороны вашего лица» здесь, равно как и «внешней стороны лица» там. Всё в действительности возникает тут, внутри вашего лица, над вашими плечами, где раньше была ваша голова. На самом деле мир вовне – целая вселенная, которая возникает по эту сторону вашего лица, она возникает внутри вас, прямо тут, где раньше располагалась ваша голова. Ваша голова исчезает в целом пространстве или просвете, в котором возникают все объекты прямо сейчас, и сейчас, и сейчас… Вы едины со всем, что возникает из мгновения в мгновение. Вы не видите объект медитации, вы и есть объект. Вы не видите гору, вы и есть гора: она возникает прямо здесь, в том месте, где когда-то была ваша голова. Вы не чувствуете землю, вы и есть земля. Вы не видите облака, вы и есть облака. Вы и есть весь явленный мир, возникающий от мгновения к мгновению, ежемоментно, по эту сторону вашего лица – прямо там, где когда-то была ваша голова. Они возникают внутри вас, а следовательно – ваше чувство того, кто «вы» есть, расширяется до ВСЕГО этого пространства, всего этого огромного пространства, которое раньше было «там, снаружи», а теперь всецело едино с вами. Вы И ЕСТЬ это пространство, этот простор, этот открытый просвет. Чувство этого пространства, – в котором всё возникает, – и чувство вас самих, – то есть это пустотное, открытое, «безголовое» ощущение – суть одно-единственное чувство, одно-единственное переживание. Это пространство и есть вы; вы и есть это пространство. И всё существует в нём, всё возникает внутри него – этого «безголового» единства вас и пространства, или просторной открытости. Вы не в этой комнате, это комната внутри вас – в вашем просторном недвойственном сознавании, в этой чистой открытости, где раньше была ваша голова.
Чогьям Трунгпа Ринпоче однажды дал описание того, как ощущается просветление (то есть не его интеллектуальное определение, а то, как он реально его ощущал). Вот его слова: «Небо превращается в синий блин и падает тебе на голову». Это довольно смешное определение, но при этом очень точное. Небо, которое когда-то было «вовне» и «отделено» от вас, превратилось в нечто, что «упало» вам на голову: оно теперь напрямую соприкасается и непосредственно едино с вами. Оно в действительности теперь пребывает там, где, как вы думали, должна находиться ваша голова. Это огромное синее пространство, существующее прямо над вашими «безголовыми» плечами, и вы едины с ним.
Это чувство «безголового» единства со всем, что возникает, является проблеском подлинного сознания единства. Это единство пустоты вашей головы, – ведь голову свою вы в своём зрительном поле увидеть вообще не можете, для вас она лишь чистое и открытое пространство, – со всей возникающей формой. Это и есть сознание единства. В подобном состоянии единства вы будете переживать не только совершенную свободу, – благодаря тому что вы не отождествлены ни с одной вещью и ни с одним событием, которое возникает, вы свободны от них, от всех и каждого – но и совершенную полноту жизни: несмотря на то что вы не отождествлены ни с одним из явлений, вы отождествлены с ними всеми. Вы чувствуете, что вы И ЕСТЬ целая вселенная, возникающая по эту сторону вашего лица, возникающая внутри вас, там, где когда-то была ваша голова. Вы можете попробовать небо на вкус – буквально ощутить его вкус, настолько оно близко. Нет никакой отделённости между Зрящим и зримым: они буквально соприкасаются, они суть Один вкус, переживаемый прямо в том месте, где раньше находилась ваша голова. Созерцая Тихий океан, вы можете зачерпнуть его пальцами и уместить в своей пригоршне, столь это легко, столь близко, настолько прямо здесь.
...Но если мы объединим оба пути – структуры взросления и состояния пробуждения, – то получим нечто вроде того, что изображено на рис. 2.2 в виде «решётки Уилбера – Комбса» (названной так в честь меня и д-ра Аллана Комбса, который независимо от меня пришёл, по сути, к той же самой идее). По вертикальной оси представлены структуры сознания в рамках пути взросления, которые можно взять из любой авторитетной модели развития, которая придётся вам по вкусу (причём все освещаемые такими моделями уровни, как мы уже отмечали, являются вариациями на всё те же 6–8 базовых уровней развития; на приведённой здесь иллюстрации вертикальная ось имеет семь базовых уровней; данные уровни представляют собой весьма обобщённые описания целого радужного соцветия уровней высоты развития сознания).
Сверху же представлена горизонтальная ось с четырьмя-пятью основными состояниями сознания, которые обычно подчёркиваются во всех полноценных или завершённых путях пробуждения.
На этих состояниях также можно отдельно фокусироваться, что позволяет получить следующие варианты: природный мистицизм как единство со всей грубой сферой; мистицизм божеств как единство со всей тонкой сферой; бесформенный мистицизм, или мистицизм Бездны, как единство со всей бесформенно причинной сферой, или сферой Свидетеля; и недвойственный мистицизм, или мистицизм чистого единства, как единство с предельной недвойственной сферой.
Рис. 2.2. Решётка Уилбера – Комбса
Смысл же в том, чтобы нацеливаться на самое высокое состояние, переживаемое посредством самой высокой структуры из тех, которые возникли на настоящий момент. Сегодня, по сути, это недвойственное состояние и интегральная структура (стоящая в шаге от готовящейся возникнуть сверхинтегральной).

Что чрезвычайно важно в отношении обеих последовательностей – взросления и пробуждения, – так это что они представляют собой последовательности развития: каждая из них растёт, развивается и эволюционирует через признанные, в общем виде, по всему миру вереницы стадий, каждую из которых можно практиковать и тренировать. Исследования продолжают демонстрировать, что, несмотря на то что стадии нельзя перепрыгивать или пропускать, их достижение и прохождение можно ускорить. Одним из первых и самых базовых способов ускорения развития является простое изучение общей схемы или презентации стадий в каждой из этих осей развития. Согласно исследованиям, тот, кто всего лишь изучает простейшие азы какой-либо из достойных картографий, или моделей, развития, будет развиваться через 6–8 базовых уровней с большей скоростью. Эти карты развития (включая и AQAL, содержащий «все квадранты, все уровни, все линии, все состояния и все типы», – особенно поскольку он включает в себя все из основных последовательностей развития, доступных человечеству) имеют свойство психоактивности. Простое их изучение запускает и активирует различные уровни и сферы, ускоряя тем самым развитие через эти области. В значительной степени мы можем влиять на формирование потенциально доступного нам будущего.

Автор:  Соня [ 29-01, 07:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: "ОДИН ВКУС" (Дневники Кена Уилбера) и Ошо

«Конвейерная лента» трансформации человечества

...существует феномен духовного взросления, разворачивающийся через 6–8 основных структур развития. Также существует феномен духовного пробуждения, разворачивающийся через 4–5 основных состояний.
рассмотрев две последовательности развития, одна из которых проходит через 6–8 основных структур сознания, вплоть до интегральной и сверхинтегральной, а другая – через 4–5 основных состояний развития, вплоть до недвойственного единства, теперь следует отметить, что в каждой из этих последовательностей может присутствовать свой тип духовности.
Конечно же последовательность состояний-стадий пробуждения – это довольно очевидная категория духовного роста, поскольку она лежит в сердце великих созерцательных и медитативных традиций мировой духовности. Однако современные исследования показали, что любой человек интерпретирует свои духовные прозрения через ту структуру-стадию, на которой он находится в рамках процесса взросления. В этом духовном измерении взросления через 6–8 структур-стадий суть состоит в том, что каждая из этих 6–8 стадий разворачивает свой собственный мир, населённый людьми, отождествлёнными с этой стадией. Есть, например, магическое христианство, мифико-буквальное христианство, рациональное христианство, плюралистическое христианство и начала интегрального христианства (аналогично этому в индуизме, буддизме, даосизме, исламе, иудаизме и прочих традициях можно обнаружить приверженцев данных вероучений на каждой из этих структур-стадий). Всё это вполне согласуется с нашими ожиданиями, ведь духовный интеллект, будучи одним из множества интеллектов, по нашему мнению, в любом случае должен был бы проходить через эти базовые структуры, или уровни, сознания.
религия занимает идеальное положение, позволяющее ей функционировать в качестве «конвейерной ленты» трансформации для всего человечества в целом. Она является единственной дисциплиной, охватывающей взрослых людей на всех 6–8 основных уровнях развития. Можно встретить представителей абсолютно каждого из этих основных уровней (магического, мифического, рационального, плюралистического, интегрального) в каждой из великих религиозных традиций, существующих в мире.
...Первый из тезисов: каждая традиция должна ввести в обиход практики – или обеспечить доступность этих практик – из своих собственных дочерних ответвлений, разрабатывавших процесс пробуждения. Буквально все традиции имеют некоторые школы, которые можно назвать «эзотерическими» или «внутренними» учениями. В них медитация или созерцание используется для того, чтобы продвинуть человека на пути к всё более и более глубокой связи с Божественным. Это приводит к развитию всё более и более высоких состояний. Во многих случаях это приводит к реализации наивысшего состояния, той или иной вариации Наивысшего тождества – прямого постижения или непосредственного переживания индивидом предельной Основы всего Бытия, ведущего к его собственному великому освобождению. основной смысл любой формы духовности – послужить прямому и личному знакомству с живой, витальной, сознательной и безосновной Основой Бытия, Истинной природой и подлинным Я каждого сознающего существа, Наивысшим тождеством, которое буквально каждой из великих духовных традиций мира почитается summum bonum – высшим благом – человеческого существования.
Если мы возьмём в качестве примера типичное определение, даваемое просветлению одной из восточных традиций, а именно – «постижение единства Пустоты и Формы» (или бесформенного Божества с личностью), то окажется, что связанное с пробуждением просветление может быть пережито на каждой из 6–8 стадий взросления. В этом-то и заключается важный момент: буквально каждое состояние-стадия пробуждения, включая и его наивысшую стадию – недвойственное просветление, можно испытать на любой из структур-стадий взросления. Сам этот опыт будет интерпретироваться сквозь призму той структуры-стадии (мифической, рациональной, плюралистической и т. д.), которая имеет опыт того или иного состояния-стадии.). просветление, которое может происходить на любой структуре-стадии, и вправду является союзом пустоты и формы, однако, притом что компонент пустоты по сути одинаков на каждой из стадий взросления (коль скоро он является совершенно «бесформенным» и «неописуемым»), компонент формы (проявляющий развитие или эволюцию) будет крайне отличаться от стадии к стадии.
На мифическом уровне, например, человек будет открывать союз или единство со всем миром формы в том виде, в каком он существует для этого человека на янтарной стадии. Мир такого человека будет включать форму лишь вплоть до мифического уровня. Выше его головы, так сказать, всё ещё будут оставаться целые уровни рационального, плюралистического и интегрального миров. А ведь это реальные миры с реальными структурами и реальными феноменами, с которыми мифический индивидуум не един – и не может быть единым. Они даже не существуют в его сознавании. Нельзя быть единым с тем, чего для тебя вовсе не существует. Так что «сознание единства» мифического индивидуума, и вправду, представляет собою «единство», но единство не полное и не завершённое. Оно частично, ограничено, не завершено, расколото. Как показывают исследования развития, любая стадия первого порядка, по своей природе, не способна к подлинному всевключению: она попросту не может когнитивно познать требуемой для соответствующего объединения комплексности. Однако интегральные, или второпорядковые, стадии, впервые в человеческой истории, порождают реальную возможность для подлинного всевключения.

Благодаря рассмотрению этой второй идеи мы и приходим к обновлённому и расширенному определению просветления: просветление – это пребывание в единстве с наивысшим состоянием и наивысшей структурой, эволюционно развившейся на данный момент человеческой истории; так что сегодня, чтобы быть всецело едиными и поистине цельными, требуется реализация недвойственного состояния и интегральной структуры (таково сегодня условие для полного просветления).
Таким образом, в контексте институционализации «конвейерной ленты» основные принципы той или иной традиции необходимо выводить с точки зрения языка и взглядов каждой из основных структур-стадий духовного взросления. Это позволит прийти к ситуации, когда человек может с младенческого возраста начать своё детское духовное развитие, инициируясь в магическое изложение религии предков; затем, в средней школе, он может перейти к мифическому изложению; в юности – к рациональной перспективе; затем, если личность продолжает развиваться, в раннем взрослом возрасте она может прийти к плюралистическому воззрению; и, наконец, если она полностью разовьётся, может достичь и интегральной версии своей традиции.
Если совместить этот процесс с путём пробуждения в рамках данной традиции, это позволит обеспечить самую полную, самую всевключающую, самую всеобъемлющую духовность, какую только мог бы обрести человек. Люди получили бы потенциальную возможность достичь наивысшего состояния и наивысшей структуры, созданных на сегодня эволюцией, или Духом-в-действии. Это означало бы предельное воплощение самых оптимистичных и светлых надежд, которые только может питать любое сознающее существо.

Страница 17 из 17 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/