Христианский ФОРУМ

Текущее время: 29-03, 04:20

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ИНДУИЗМ и ВЕДАНТА
СообщениеДобавлено: 13-03, 13:03 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-12, 10:02
Сообщения: 1050
Откуда: Россия
В индуизме широко представлены разнообразные религиозные системы, большая часть из которых является пантеистическими или панентеистическими. Одну из древнейших форм пантеизма можно встретить в заключительном разделе Вед, священных книг индуизма. Этот раздел называется «Упанишады». Поскольку «Упанишады» появляются в конце каждой из четырех Вед, их стали называть веданта, что означает «конец» или «цель» Вед. «Причем когда современный индуист говорит о веданте, он может в той или иной мере иметь в виду оба смысла, то есть название этих священных текстов означает для него собственно последний раздел Вед и в то же самое время - главное их назначение, кульминацию их совершенства, одним словом, их высшую мудрость» (Prabhavananda, Spiritual Heritage, 39).
Авторы и дата создания «Упанишад» неизвестны. Это изречения, аккумулирующие опыт древнеиндийских мудрецов.
«Упанишады», вместе с «Бхагавадгитой», легли в основу такого религиозно-философского направления, как веданта, представляющего собой классический пример пантеизма.

Концепция Бога в веданте.
Не для всех форм индуизма характерна вера в безличностного Бога. Это не характерно для течения бхакти и кришнаизма. Однако в пантеизме веданты постулируется, что существует только один Бог (Брахман). Это Бог одновременно бесконечный в формах, бессмертный, вечный, безличностный, всепроникающий, верховный, неизменный, абсолютный и неделимый, хотя в то же самое время - ничто из перечисленного. Ибо Бог пребывает за пределами всякой мысли и слова:
Его (Брахмана) не может увидеть глаз, не может назвать язык, не может объять мысль. Мы Его не знаем и не можем о Нем учить. Он отличается от всего известного и [...] от всего неизвестного. Тот истинно познал Брахмана, кто познал Его вне знания; а тот, кто думает, что познал, не познал Его. Невежественный думает, что Брахман познан, но мудрый знает, что Он - вне знания [см. Upanishads, 30, 31].
Брахман невыразим и неизъясним. Ничего истинного нельзя ни сказать, ни даже подумать о Брахмане. Индуистский философ Шанкара в своем комментарии к «Упанишадам» иллюстрирует это таким образным примером: «"Господин", попросил ученик наставника, "объясни мне сущность Брахмана". Учитель не отозвался. Но после второй и третьей настойчивой просьбы он сказал: "Ведь я и объясняю тебе, но ты не постигаешь. Его имя есть молчание"» (Prabhavananda, Spiritual Heritage, 45).

Представления веданты о мироздании.
В пантеизме веданты постулируется также, что все есть Бог и Бог во всем. Существует только одна реальность. Мир, который мы воспринимаем с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания, на самом деле не существует. Он кажется существующим, но в действительности это есть иллюзия, майя. Восприятие нами Вселенной подобно тому, как если бы мы шли ночью по глухому лесу и нам показалось бы, что мы видим змею. Но, вернувшись на то же самое место при свете дня, мы обнаружили бы, что это не змея, а веревка. Веревка выглядит как змея, но в действительности змеей не является. Так же как змея кажется существующей, кажется существующей и Вселенная, хотя на самом деле ее нет. Вместо Вселенной существует лишь майя, иллюзия, накладывающаяся на единственную истинную реальность, Брахмана.
Как сказано в «Упанишадах», «есть только Брахман - а больше ничего нет. Он, Который видит многогранную Вселенную, а не единственную реальность, вечно переходит от смерти к смерти» (Prabhavananda, Upanishads, 21). «Медитируй, и ты поймешь, что разум, материя и Майя (сила, объединяющая разум и материю) есть не более чем три аспекта Брахмана, единой реальности».

Представления веданты о человечестве.
В пантеизме веданты утверждается, что человечество есть Брахман. Майя, иллюзорная Вселенная, обманывает нас, заставляя думать, будто бы каждая личность во Вселенной обособленна. Но если бы человек очистил свои ощущения и разум от майи и размышлял бы о своем истинном «я» (атмане), к нему пришло бы понимание того, что атман есть Брахман, единственная истинная реальность. Глубины человеческой души тождественны глубинам Вселенной. Приобщаясь к Брахману, мудрец провозгласил: «Я есть жизнь [...] Я утвердился в чистоте Брахмана. Я приобщился к свободе своего "я". Я есть Брахман, самосветящееся, сиятельнейшее сокровище. Я наделен мудростью. Я бессмертен, я вечен».

Этика в веданте.
Согласно пантеизму веданты, люди должны выйти из мира иллюзий, чтобы раскрыть свое истинное «я» (Prabhavananda, Spiritual Heritage, 55). Достигается это с помощью выхода за пределы добра и зла. «Когда мудрый созерцает Лучезарного, Господа, Высшее Существо, тогда, выходя за пределы и добра, и зла, и освобождаясь от нечистоты, он соединяется с Ним» (Upanishads, 47). Когда человек соединяется с Брахманом, его перестают мучать такие мысли, как «я сделал злое дело» или «я сделал доброе дело». Ибо выйти за пределы добра и зла - означает больше не беспокоиться из-за того, что сделано. Это значит стать непричастным к своим собственным (или чьим бы то ни было еще) прошлым, настоящим и даже будущим деяниям. Даже к результатам деяний следует относиться с безразличием. «Когда твой ум очистится от своих заблуждений, ты станешь безразличен к результатам всех деяний, настоящих и будущих» (Prabhavananda, Bhagavad-Gita, 41).
Это стремление стать безразличным к любым деяниям выразительней всего объясняется в «Бхагавадгите». Там приведен долгий диалог между Кришной, проявлением Брахмана, и его другом и учеником Арджуной. Арджуна говорит Кришне о своем нежелании воевать с народом, среди которого у него много друзей. Он спрашивает Кришну, чем может быть оправдано убийство своих друзей. Кришна говорит Арджуне, что тот должен отделить себя от плодов своих дел, какими бы они ни были. Кришна выражает это так:
Тот, чей разум пребывает
Непричастным ни к чему,
Незапятнан своим «я».
И дела его не смогут
Превратиться в его Путы;
Сколько б тысяч ни убил он,
Он убийцею не станет.
Кришна объясняет Арджуне, что этого единения с Брахманом можно достигнуть, следуя по одному или сразу по нескольким из четырех путей:
1) Раджа-йога - это путь к единению через медитацию и контроль над своими мыслями.
2) Карма-йога - это путь к единению через дела.
3) Виджняна-йога - это путь к единению через знание.
4) Бхакти-йога - это путь к единению через любовь и преданность.
Но по какому бы пути ни следовал человек, он должен дополнять его своей непричастностью и безразличием к любым результатам деяний. Только тогда он выйдет за пределы добра и зла и достигнет единения с Брахманом.

Человеческая участь.
Осознание человеком своего единства с Брахманом занимает в пантеизме веданты важное место, так как без этого осознания человек обречен навеки оставаться в колесе сансары. Сансара - это колесо времени и желания, или рождения, смерти и нового рождения (реинкарнации). Это колесо, к которому в мире иллюзий приковано все. И сама сансара подчиняется, следует бесконечной причине, дхарме Вселенной.
Жизнь человека определяется также законом кармы, действия. Это нравственный закон Вселенной. Карма есть «нравственный закон причин и следствий». Она абсолютно обязательна и не допускает исключений. Карма говорит, что любое решение, принимаемое человеком в настоящее время, имеет своей причиной все предшествующие решения в прошлых жизнях и повлияет, в свою очередь, на все будущие решения.
Человек, у которого хорошая карма, может следовать одним из двух возможных путей. Тот, кто сумеет освободиться от сансары - круга рождений и перерождений, - приобщится к высшим плоскостям существования или сознания, пока не станет единым с божественным существом в его безличностном аспекте, и тем самым достигнет, наконец, завершения своего путешествия.
Тот, у кого карма была хорошей, но все же недостаточно хорошей, чтобы освободиться от сансары, попадет на те ли иные небеса, где вкусит плоды своих добрых дел, совершенных, пока он был во плоти, а когда эти плоды иссякнут, его ждет новое рождение, то есть реинкарнация на земле в новом теле, соответствующем новой, высшей грани его существования. Если же в карме человека больше дурного, то он отправится в обители нечестивых, чтобы поглощать там горькие плоды своих дел. Когда и эти плоды кончатся, он тоже вернется на землю в новой реинкарнации.
Что касается закона кармы и колеса сансары, то именно на этой земле человек определяет свою духовную участь и достигает своего окончательного самоосуществления. К спасению приводят исключительно его личные усилия. Высшие состояния бытия вознаграждают его счастьем, а низшие состояния - это наказание, которое каждый сам и заслужил. История конкретного индивидуума, количество испытанных им перерождений или, как их называют, реинкарнаций, целиком зависит от его воли, от нравственных усилий, им приложенных.
В конечном счете все человечество достигнет освобождения от сансары и единения с Брахманом. Некоторые люди могут очень часто возвращаться на землю, но в конце концов все смогут заслужить свое спасение. Как говорит Прабхавананда, «"Упанишады" не знают такого понятия, как вечное проклятие, - и то же самое можно сказать о любом другом священном тексте индуизма».

Пантеизм веданты - это абсолютный пантеизм Востока. На Западе более известны и распространены другие формы индуизма, такие его религиозные проявления и обряды, как в течениях Трансцендентальной медитации и Международного общества сознания Кришны. Пантеизм веданты - это абсолютный монизм, провозглашающий, что Бог есть все и все едино в Нем.

Оценка.
Как и другие мировоззренческие системы, монизм имеет свои положительные и отрицательные стороны. В индуизме веданты, несмотря на ошибочность его представлений о высшей реальности, можно высоко оценить само стремление познать высшую реальность. Реальность - это нечто большее, нежели мир, воспринимаемый нашими чувствами. Положительное значение имеет также попытка снять все ограничения с высшей реальности. Высшее не может быть ограничено человеческими ощущениями, человеческим восприятием. Индуизм погружен в основополагающую проблему зла (см. Проблема зла). Он признает, что зло можно объяснить и ему можно противостоять. Его главная метафизическая ошибка состоит в отрицании аналогии бытия. Не все существования равнозначны, тождественны друг другу. Есть Инфинитное Существо, и есть существа финитные, и это разные виды бытия. Имеет место лишь аналогия их бытия.
Точно так же, отрицание реальности зла есть классическая форма иллюзионизма. Но не может знать, что мир есть иллюзия, тот, кто не знает, что реально. Знание реальности есть необходимая предпосылка для знания того, что не реально, лишь иллюзорно.
Чтобы оставаться абсолютным пантеистом, монист вынужден отрицать состоятельность чувственного знания. Чувства рассказывают нам, что в мире имеется много сущностей и что по своей природе эти сущности физические. Монист вынужден отрицать оба эти аспекта информации о реальности. Однако отрицание всякого чувственного знания внутренне противоречиво. Нельзя узнать, что чувства нас обманули, не доверяясь чувствам же для выявления этого обстоятельства. Мы видим в воде изломанную палку и знаем, что наши чувства нам лгут. А откуда мы знаем, что палка в действительности прямая? Зрение доказывает нам, что палка выглядит прямой, если ее достать из воды, а осязание доказывает нам, что на ощупь она остается прямой даже в воде.
Монист рассчитывает, что мы будем доверять своим чувствам, читая его книги или слушая его лекции, с тем чтобы просто узнать, о чем идет речь. Монист не признает, что знание, хотя и есть нечто большее, нежели наши ощущения, начинается с ощущений. Все, что есть в разуме, сначала было в чувствах, за исключением самого разума. Итак, мы знаем большее, нежели наши ощущения, но мы не знаем мир без наших ощущений. Ощущения лежат в основе всякого понимания реальности.
С гносеологической точки зрения, монистический индуизм уязвим для большей части той же самой критики, что и агностицизм. Он внутренне противоречив, так как опирается на основополагающие законы мышления, чтобы выразить свои представления о том, что он объявляет невыразимым. Он применяет первичные принципы в своем отрицании первичных принципов и финитной реальности.
Этика индуизма веданты представляет собой разновидность релятивизма, так как в ней отрицается существование нравственных абсолютов (см. Нравственность: абсолютная природа). Это тоже внутренне противоречиво. Нельзя избавиться от всех нравственных абсолютов, не утверждая тот нравственный абсолют, что нравственных абсолютов не существует. Утверждение, что человек «должен» избегать абсолютов, уже само по себе есть нравственный «долг». Нельзя утверждать, что высшая реальность находится за пределами всякого добра и зла, если не существует высшего нравственного принципа, который мог бы стать мерой для добра и зла. Но в таком случае существует и высший нравственный эталон.

_________________
Когда следуешь по пути Христа, то обязательно подходишь к Голгофе. Это место можно обойти и большинство из нас его благополучно минует. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу и поднимаются за Распятым на Голгофу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB