Tilia писал(а):
Приоритет, конечно, принадлежит Ареопагиту... Но, кажется, с месяц-другой тому примерно о том же самом, независимо от этого автора, Вам говорил Nail Lowe... Но с ним Вы почему-то не соглашались.
Атеисты, конечно, могут и говорят нечто подобное. Но подразумевают совершенно иное, а именно: Бога нет. Поэтому я ни в коем случае не могу согласится с Найлом.
Tilia писал(а):
Кстати, а этот Ареопагит как был воспринят современниками? Мне кажется, что очень уж он выражается... нетрадиционно, что ли? Для меня — так это вообще открытое отрицание бога.
Это слишком поверхностное суждение. Кстати, он достаточно традиционен и я не слышал о том, чтобы его когда-то не принимала Церковь. Он жил около 500 года в Сирии и утверждал, что к познанию Бога ведут два пути - путь отрицания и путь утверждения. Сам он выбирал via negativa. Он утверждал, что следует отрешиться от всех человнческих характеристик Бога, пока не погрузишся во "мрак неведения". Бог абсолютно непостижим. Человек соединяется с Богом через экстатический, мистический опыт, включающий полное неведение о Боге, а также познание, лежащее за пределами разума.
Его сочинения открыли путь позднейшему христианскому мистицизму и стали общепризнанными богословскими авторитетами Восточной церкви. На Западе они также не остались в забвении и получили широкую известность благодаря многим отцам Западной церкви. В частности, Бонавентуре, Альберту Великому и Фоме Аквинскому.
Tilia писал(а):
Возможно, я этот вариант и выбрал бы, но возник вопрос: а что такое богословие катофатическое? Без этого я не могу ткнуть в какую-либо точку.
Катафатическая (утвердительная) теология появилась позже апофатической. Она пытается описывать Бога посредством позитивных утверждений, атрибутов и обозначений - "всесильный", "всеблагой", "всесовершенный", "любовь", "свет" и т.д. Их употребление считается, конечно, метафорическим, но в силу аналогии бытия считается оправданным. Тем не менее, катафатическая теология говорит, что позитивные утверждения, атрибуты и обозначения относительно Бога представляют собой не более, чем метафоры, поскольку Бог действительно трансцендентен, а о трансцендентно-запредельном мы можем говорить лишь образно - метафорически.
Другими словами, катафатическая теология по существу согласна с основным тезисом апофатической теологии, признает авторитет и приоритет последней.