Христианский ФОРУМ

Текущее время: 22-05, 00:50

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: СУЩНОСТЬ БОГА
СообщениеДобавлено: 25-12, 22:38 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-12, 10:02
Сообщения: 1050
Откуда: Россия
Естественное богословие занимается тем, что можно узнать о существовании и природе Бога посредством естественного разумения, то есть помимо любого сверхъестественного откровения. По мнению классических христианских теистов, таких как Фома Аквинский, с помощью естественного разумения можно постичь все существенные метафизические атрибуты Бога. В их число входят самодостаточность, неделимость, необходимость, неизменность, бесстрастность, вечность, беспредельность, единственность и нравственность.

Самодостаточность (независимость бытия). Большинство классических теистов рассматривают самодостаточность бытия Бога, Его Чистое Существование, в качестве ключевого атрибута. Отцы ранней церкви, а также Августин, Ансельм и Фома Аквинский постоянно ссылаются в поддержку этой позиции на Библию. Для обоснования самодостаточности бытия Бога классические теисты, такие как Фома Аквинский, часто цитировали стих Исх. 3:14, где Бог раскрывает Себя Моисею в словах «Я есть Тот, Кто есть» «Я есмь Сущий». Они понимали их в качестве указания на то, что Бог есть чистое Бытие, чистое Существование.
Бог есть чистая Актуальность, без какой бы то ни было потенциальности в Его бытии. Все, что содержит в себе потенциальность (возможность), нуждается в актуализации, в действии внешней причины. А поскольку Бог и есть высшая Причина, не существует ничего вне Него, что могло бы актуализировать любую потенциальность (то есть способность иметь свойство), если бы таковая у Него имелась. Не мог бы Бог и актуализировать собственную потенциальность к существованию, так как это означало бы, что Он стал причиной Своего существования. Но служащее собственной причиной бытие невозможно, ибо оно не могло бы породить само себя. Нечто должно сначала существовать, чтобы сделать хоть что-то. Даже Бог не в состоянии вытащить Себя из небытия за Свою онтологическую косичку. Итак, Бог в Своем бытии должен быть чистой Актуальностью.
Разумеется, Бог имеет потенциальную возможность создавать другие сущности. Но он не может дать Себе бытие. Он был всегда. И хотя Бог имеет потенциальную возможность делать другое, Он не может быть другим, не таким, какой Он есть. Он имеет власть (активный потенциал) создавать другие сущности, но не имеет власти (пассивного потенциала) существовать каким-то другим способом, не так, как Он существует, - в качестве инфинитного, вечного, необходимого и бессоставного Существа.
Самодостаточность бытия Бога означает, что Он и есть Бытие; все остальное лишь имеет бытие. Бог есть чистая Актуальность; все остальное содержит в себе как актуальность, так и потенциальность. Таким образом, Бог не может не существовать. Все Его создания могут не иметь бытия. Другими словами, они имеют потенциальность не существовать. Только Бог есть Необходимое Существо. Все остальные существа лишь возможны в своем существовании.

Неделимость (несоставляемоеть). Из того, что Бог в Своем бытии не имеет составных частей, а есть чистое Существование, чистая Актуальность без какой бы то ни было потенциальности, следует, что Он бессоставен и неделим. Существо, по Своей природе не имеющее составных частей, не может быть на них разложено. То, что ни из чего не собрано, не может быть и разобрано. Поэтому Богу присуща абсолютная бессоставность, без всякой возможности быть разложенным на части. Он в буквальном смысле слова неделим.
Точно так же, не может быть разложен на составные части и Бог, Который есть чистая Актуальность, без какой бы то ни было потенциальности. Ибо если бы Он был разложим, Он бы имел в Себе потенциальность деления на части. Но чистая Актуальность не содержит в Своем бытии никакой потенциальности. Поэтому Бог должен быть абсолютно бессоставен, неделим.

Неделимость Бога следует также из Его неизменности. Ибо, если бы Бога можно было разложить на части, то Он мог бы измениться. Но Бог по Своей природе неизменен. Поэтому Он не может быть разделен на части. Он должен быть абсолютно бессоставен по Своей сущности.

Необходимость бытия. Бог по Своей природе есть абсолютно необходимое Существо. Иными словами, Он не может не существовать. Тип Его бытия - не «может быть», а «должно быть». Он не является существом с лишь возможным существованием, потому что Он не имеет возможности не существовать. Поскольку Он не содержит в Себе потенциальности не существовать, Он должен существовать.
Это не значит, что Онтологическое доказательство безупречно. Фома Аквинский по размышлении отверг доказательство бытия Бога у Ансельма. Если Бог (то есть чистая Актуальность) существует, то Он должен существовать с необходимостью. Но нельзя просто определять Его как то, что существует. Фома Аквинский предложил свое знаменитое космологическое доказательство существования Бога (Aquinas, Summa Theologica, 1.2.3). А коль скоро мы знаем, из рассуждения и откровения, что Бог существует, мы можем точно знать, что Он существует с необходимостью. Такое Существо не имеет потенциальности не существовать.

Неизменность (постоянство). В своем знаменитом труде Summa Theologica (la.9.1) Фома Аквинский выдвигает три основных довода о неизменности Бога. Первое доказательство исходит из того факта, что Бог, как чистая Актуальность (как «Сущий») не содержит в Себе потенциальности. Отсюда сразу следует, что Бог не может измениться (Исх. 3:14). Все, что изменяется, содержит в себе потенциал для изменения. Но Бог, как чистая Актуальность, лишен потенциальности, так что Он не может изменяться.

Второй довод о неизменности Бога вытекает из Его бессоставности. Все изменяющееся состоит из того, что изменяется, и того, что остается неизменным. Бог не может измениться, потому что абсолютно неразложимое существо не имеет таких составных частей. Если же в существе изменится все, то это будет полностью новое существо. Собственно говоря, это будет уже не изменение, а полное уничтожение старого существа и создание совершенно нового. Так вот, если при любом изменении что-то в существе остается тем же самым, а что-то меняется, то существо должно состоять из этих двух слагаемых. Итак, существо абсолютно бессоставное, не имеющее составных частей, не может изменяться.

Третье доказательство неизменности Бога основано на Его абсолютном совершенстве. Для всего, что изменяется, требуется что-то новое. Но для Бога не может требоваться чего-то нового, так как Он не мог бы стать лучше, стать более совершенным. Следовательно, Бог не может меняться. В противном случае Он не был бы Богом, ведь тогда оказалось бы, что раньше Ему в чем-то не хватало совершенства.
Фома Аквинский также доказывал, что лишь Бог неизменен (ibid., la.9.2). Все творения существуют благодаря воле Творца. Его властью им дано существование, и только Его властью их существование продолжается. Следовательно, если Он перестанет давать им бытие, они перестанут существовать. Все, что может прекратить существовать, не является неизменным. Следовательно, неизменен лишь Бог, все остальное может прекратить существование.
Бесстрастность (беспристрастность). Бесстрастность — это атрибут Бога. Бог не имеет страстей. Страсти подразумевают стремление испытывающего их к тому, чего у него нет. Но Бог, как абсолютно совершенное существо, ни в чем не испытывает недостатка. Если бы Ему чего-то недоставало, получилось бы, что у Него есть лишь потенциальность обладать этим. Но Бог есть чистая Актуальность без какой бы то ни было потенциальности. Следовательно, Бог полностью и инфинитно удовлетворен в Своем абсолютном совершенстве.
Однако, говоря, что Бог бесстрастен в том смысле, что не испытывает страстей, стремлений к приобретению недостающего, мы отнюдь не имеем в виду, что у Него нет чувств. Бог гневается на грех и радуется праведности. Но чувства Бога неизменны. Он всегда, неизменно, испытывает одно и то же чувство гнева на грех. Он никогда не перестает радоваться благочестию и праведности. Итак, Бог стоит выше изменчивых страстей, но испытывает неизменные чувства.
Вечность (вневременное существование). Бог непреходящ (ibid., la.10.1). Он существует вне времени. Фома Аквинский приводит несколько доказательств этого тезиса. Первое доказательство выглядит так:
1) Все, что существует во времени, можно мыслить в категориях «до» и «после».
2) Неизменное Существо, такое как Бог, не соотносится с тем, что было раньше и будет после; Оно всегда одно и то же.
3) Следовательно, Бог должен существовать вне времени.
Время - это длительность, характеризующаяся как существенными, так и случайными изменениями. Существенные изменения - это изменения в том, что вещь представляет собой. Огонь изменяет то, что представлял собой кусок дерева. Случайные изменения - это изменения в том, что вещи свойственно. Приобретение знания - это случайное изменение в бытии. Фома Аквинский рассматривает три уровня бытия по отношению ко времени и вечности:
1) В вечности Бог есть чистая Актуальность, без существенных и случайных изменений.
2) Ангелы и святые, пребывающие в духовном небесном мире, существуют в aeviternity (aevum, «век»).
3) Человеческие существа, состоящие из души и тела, формы и материи, живут во времени.
Вечность (Бог) длится без какой бы то ни было потенциальности. «Век» (aevum; у ангелов) - это длительность при полностью актуализированной потенциальности. Их изменения являются не существенными, а лишь случайными. Духовные существа, пребывающие в aevum, не изменяются в своей сущности, хотя с ними происходят случайные изменения. Ангелы, по божественному наставлению, прирастают в знании, и им свойственна способность к переменам в аспектах выбора, разумения, чувств и местонахождения (ibid., la.10.6). Но в силу отсутствия существенных изменений в их образе бытия, ангелы неизменны в своей благодати и милосердии. Все, что сказано об ангелах, относится также и к избранным, пребывающим на небесах.
Время (у человечества) длится с неуклонно происходящей актуализацией потенциальности.

Второе доказательство вечности Бога сходным образом выводится из Его неизменности. Оно опирается на ту посылку, что у всего неизменного не изменяется состояние его бытия. А все, что существует во времени, проходит через последовательность таких состояний. Поэтому все, что неизменно, существует вне времени. В этом доказательстве выявляется еще один аспект времени; все временное проходит через последовательные состояния, одно за другим. Не меняющий состояний Своего бытия Бог существует вне времени.

Абсолютная неизменность с необходимостью влечет свойство вечности (ibid., 1а.10.2). Ибо все, что существенно изменяется, пребывает во времени и может мыслиться в соотношении с категориями «до» и «после». То, что не изменяется, не может существовать во времени, потому что не имеет различных состояний своего бытия, с которыми можно было бы соотнести термины «до» и «после». Оно никогда не меняется. То, что не меняется, находится вне времени. И Бог не только вечен, но вечен лишь Он один (ibid., la. 10.3), так как Он один сущностно неизменен.
Фома Аквинский проводит различие между вечностью и бесконечным временем (ibid., la.10.4). Во-первых, то, что сущностно едино (вечность), отличается от того, что имеет составные части (время). Вечность - это вечное «сейчас», а время состоит из прошлого, настоящего и будущего, из «сейчас » и «тогда». Следствие из этого таково, что Божия вечность неделима; она целиком присутствует для Него в Его вечном «сейчас». Поэтому она должна существенно отличаться от времени с его последовательными моментами.
Во-вторых, бесконечное время - это лишь все новое и новое продление длящегося времени. Но вечность имеет качественное отличие. Она отличается по существенным, а не просто случайным свойствам. Вечность есть сущностное, неизменное состояние бытия, которое трансцендентно по отношению к реальности, текущей от одного момента к следующему. Время измеряет эту реальность, точнее стадию, на которой эта реальность разыгрывается.
В-третьих, вечное существо не может меняться, тогда как время предполагает изменение. По изменениям можно измерять моменты «до» и «после». Все, что можно мыслить в соотношении с категориями «до» и «после», не является вечным. Бесконечное время можно мыслить в соотношении с категориями «до» и «после». Поэтому бесконечное время - не то же самое, что вечность. Вечность неизменна, но то, что обусловлено категориями «до» и «после», меняется. Отсюда следует, что вечное «сейчас» не может существовать в соотнесении с «до» и «после» бесконечного времени.
Очевидно, Фома Аквинский усматривает критически важное различие между «сейчас» во времени и «сейчас» в вечности (ibid.). «Сейчас» во времени перемещается. «Сейчас» в вечности не сдвигается никуда. Вечное «сейчас» неизменно, а временное «сейчас» постоянно меняется. Между временем и вечностью возможна лишь аналогия; они не поддаются отождествлению. «Сейчас» Бога не имеет ни прошлого, ни будущего; у временного «сейчас» они есть.
Кое-кто ошибочно заключает, будто бы Фома Аквинский не считал, что у Бога есть длительность в вечности, так как он отрицал временные категории для Бога. Фома Аквинский утверждает, что длительность существует столько, сколько существует актуальность. Но вечность, «веки» (aevum) и время длятся по-разному.
Отсюда следует, что существенное качественное различие в длительности для вечности, «веков» (aevum) и времени проистекает из состояния дел в вопросе актуальности. Бог есть чистая Актуальность. Ангелы получили полную актуальность от Бога, приняв свою сотворенную духовную форму. Человеческое существо последовательно получает актуальность как в своей духовной форме, так и в своем материальном теле.
Поскольку длительность Бога не имеет потенциальности, она не может иметь и последовательно нарастающий характер. Это гораздо более высокий тип длительности - длительность чистой Актуальности.

Беспредельность в пространстве. Сходен с атрибутом вечности атрибут беспредельности Бога в пространстве (Его внепространственности). Бог беспределен как во времени, так и в пространстве. В Своей имманентности миру Бог наполняет пространство, но остается внепространственным Существом. Только материальное существует во времени и пространстве, а Бог нематериален. «Бог есть дух» (Ин. 4:24). Как Существо духовное, Бог не может быть ни материальным, ни пространственным. Из трансцендентности Бога миру следует, что Он существует вне времени и пространства.

Единственность. Классические теисты выдвинули три довода о единственности Бога (ibid., la.11.3). Первое доказательство основано на бессоставности Бога. Абсолютно бессоставное существо не может быть множественным, так как быть множественным - означает иметь составные части, однако у бессоставного существа таких частей нет. Абсолютно бессоставное существо неделимо. Бог есть абсолютно бессоставное Существо. Следовательно, Бог не может быть множественным.
Единственность Бога доказывается и Его совершенством. Если бы существовали два, или более, богов, они должны были бы чем-то различаться. Чтобы различаться, один должен был бы иметь то, чего нет у другого. Но абсолютно совершенному существу не может чего-то недоставать. Следовательно, может существовать только одно абсолютно совершенное Существо. Единственность Бога можно также вывести из единства мира. Мир состоит из различающихся вещей. Различающиеся вещи не соединяются, если они не упорядочены. Однако в мироздании наличествует упорядоченное единство. Следовательно, должен существовать единый Устроитель мира.
Теисты утверждают, что сущностное единство мира лучше объясняется существованием единственного его Устроителя, нежели многих. Ибо Один есть сущностная причина единства, тогда как многие могут выступать лишь случайной причиной единства. Следовательно, разумным будет заключение о том, что существует лишь одна Причина мироздания, а не много таких причин.

Соотносимость (с миром). Одна из критических претензий к классическому теизму состоит в том, что вечный и неизменный Бог не может быть соотнесен с меняющимся миром. Фома Аквинский предвидел это возражение и развернуто его рассмотрел.
Существуют три рода отношения: первый, когда оба его объекта суть идеи; второй, когда оба его объекта реальны; и третий, когда один из объектов реален, а другой представляет собой идею (ibid., 1а.13.7).
В нашем случае, поскольку творения зависят от Творца, а Творец от них не зависит, мы имеем отношение между реальным и идеальным. То есть Бог знает об этом отношении зависимости, но не входит в него. Тогда как в творении происходят изменения, в Боге никаких изменений нет. Это полностью соответствует тому случаю, когда человек изменяет свое положение относительно столпа, двигаясь вокруг него, а сам столп не меняется; в этом отношении местоположений меняется лишь положение человека. Итак, хотя отношение между Богом и Его творениями реально, Бог никоим образом не является зависимым объектом этого отношения.
Фома Аквинский отрицает только зависимые отношения, а не реальные. Бог никогда не меняется в Своем соотношении с миром, но реальные изменения в этом соотношении Бога и мира все же происходят. Положение человека относительно столпа реально меняется при движении человека, хотя положение столпа при этом не меняется.
Реальное, но неизменное соотношение Бога и мира становится еще понятней благодаря тому, что Фома Аквинский рассматривает отношение между вечным Богом и преходящим миром (ibid., la.13.7, ad 2). Бог снисходит до отношений с людьми, как если бы Он существовал в одном с ними времени. Он способен создать временные взаимоотношения, которые никоим образом Его не меняют. Вечность может прийти к времени, хотя время не может прийти к вечности. Чтобы вступить во взаимоотношения с временным миром, Богу не обязательно становиться временным. В высказывании о том, что Богу нужно становиться временным для отношений с временным миром, смысла не больше, чем в утверждении, будто бы Бог должен стать творением, чтобы творить.

Взаимоотношения Бога как Творца с Его творениями реальны. Но творения реально соотносимы с Богом только потому, что Он - их Творец. В этой взаимосвязи «Творец — творения» они зависимы; Он - нет. Таким образом, отношение Бога к творениям реально, а не только идеально. Однако это реальное отношение зависимости со стороны творений, но не отношение зависимости со стороны Бога (ibid., la.13.7, ad 5).
Божие всеведение. Бог знает Себя. Коль скоро Бог абсолютно бессоставен, может ли Он знать Себя? Всякое знание подразумевает познающего и познаваемое. Но в Боге такой двойственности нет. Как утверждает Фома Аквинский, при самопознании познающий и познаваемое тождественны. Поэтому Бог может только знать Себя через Себя (ibid., la.14.2). Поскольку сущность Бога проста, Он знает Себя просто.
Бог также знает Себя в совершенстве. Сущность известна в совершенстве, когда ее потенциальность быть познанной полностью реализована. А в самопознании нет неактуализированной потенциальности. Следовательно, самопознание Бога полностью актуализировано (ibid., la. 14.3).

Божие знание тождественно Его сущности. Ибо если бы акты познания у Бога действительно отличались от Его сущности, тогда они бы относились как актуальность к потенциальности. Но в Боге не может быть никакой потенциальности. Следовательно, знание Бога и Его сущность действительно тождественны (ibid., la.14.4). Это не значит, что Бог не способен знать сущности, отличающиеся от Него. Ведь Бог есть порождающая причина всего сущего.

Бог знает и делает. Хотя Бог знает сущности, отличающиеся от Него, Он тем не менее знает их через Себя. Ибо Бог знает иные сущности через Себя не последовательно и дедуктивно, а одновременно и интуитивно (ibid., la.14.7, ad 2). Божие знание совершенней нашего, потому что Ему не нужно познавать вещи дискурсивно, через их причины; Он знает их непосредственно и интуитивно (ibid., la.14.7, ad 3, 4). Бог не только знает все сущее в Себе и через Себя, но и становится в Своем знании причиной всего сущего. Бог порождает все сущее Своим существом, но ведь существо Бога и Его знание тождественны (ibid., la.14.8). Это не значит, что творение вечно вследствие того, что Бог вечен. Ибо Бог порождает все сущее таким, каким оно является в Его знании. Но того, чтобы творение было вечным, в Божием знании нет (ibid., la. 14.8, ad 2).
Следствие предсуществует в разуме своей порождающей причины. Поэтому все сущее должно предсуществовать в Боге, являющемся его порождающей причиной. Бог знает все разновидности совершенства в Себе, как и те, которые могут существовать в Его подобии. Следовательно, Бог знает все сущее в совершенстве, постольку, поскольку оно предсуществует в Нем (ibid., 1а.14.5).
Бог знает каждое Свое создание идеально. Бог знает Свою сущность в совершенстве. А из совершеннного знания Своей сущности вытекает знание ее в каждом из двух аспектов, в которых она может быть познана, а именно, в самой себе и через подобие в творениях. Но каждое Его творение имеет свою собственную форму, в которой оно и подобно Богу. Отсюда следует, что Бог знает форму или идею каждого Своего создания, сотворенного по Его образу. Совершенное знание предполагает способность отличать одну вещь от другой. То есть Бог знает не только то, что у вещей общего (это их esse, бытие), но и то, чем они различаются (это их essence, сущность). Следовательно, Бог знает все вещи в их индивидуальной сущности. Но все сущее предсуществует в Божием знании. Итак, все сущее предсуществует в Божием знании не только в аспекте своего бытия, но и в аспекте своей индивидуальной сущности.
Основой для Божиего знания выступает Его сущность, но Его знание не ограничивается одной этой сущностью, а простирается на все, ей подобное (ibid., la.15.2). Божие знание всех сущностей в Себе не означает, что Он знает иные, отличные сущности лишь в целом, а не в их конкретности. Ибо Божие знание простирается так же далеко, как и Его порождающее причинное воздействие. А причинное воздействие Бога простирается вплоть до единичных сущностей, поскольку именно Он есть причина каждой отдельной сущности. Поэтому Бог знает единичные вещи (ibid., la.14.11). Бог имеет совершенное знание обо всем. А знать нечто лишь в целом, но не в частностях — это знание неточное. Итак, Бог знает все досконально. То есть радиусы круга Он знает, не только зная его центр; Он знает и радиусы, и центр.
Бог знает зло. Ибо совершенное знание всех сущностей должно включать в себя знание всего, что может с ними произойти. Зло возникает как искажение в благих вещах. Поэтому Бог может знать зло. Но вещи познаются через то, как они существуют. Зло существует как изъян в благих вещах. Следовательно, Бог знает зло как изъян в благих вещах (ibid., la.14.10).

Бог знает изменчивые сущности. Поскольку Бог неизменен, и Его знание тождественно Его сущности, Он знает прошлое, настоящее и будущее в одном вечном «сейчас». Следовательно, пока время меняется, Божие знание не меняется, потому что Он знает все заранее. Бог знает изменения, но не так, как их знаем мы, в наших сменяющихся кадрах времени. В Своей вечности Бог полностью знает все «до» и «после» для каждого временного «сейчас» человеческой истории (ibid., la. 14.15).

Бог знает все те же сущности, что и мы, но Он знает их не так, как знаем мы. Наше знание дискурсивно, переходит от посылок к выводам. Эта дискурсивность человеческого знания двояка: одна сущность познается после другой, и одна сущность познается через другую. Но Бог не может познавать сущности последовательно, потому что существует вне времени и знает все сущее вечно и одномоментно. Не может Бог и познавать сущности дедуктивно, потому что Он бессоставен и познает все сущности через Свое единство. Следовательно, Бог не может знать что-либо дискурсивно (последовательно, от умозаключения к умозаключению) в той мере, в какой дискурсивное знание предполагает для познающего ограничение в виде постижения только одной идеи в каждый данный момент (ibid., 1а.14.7).

Бог знает все возможности. В совершенстве зная Себя, Бог в совершенстве знает все те разнообразные способы, которыми Его совершенство может быть отражено в других сущностях. Ибо сущность Бога включает в себя всякое знание о всевозможных вещах, которые может актуализировать Его воля. Поэтому Бог знает все частные вещи, которые могут быть актуализированы когда бы то ни было (ibid., la.14.6).
Божие всеведение не противоречит свободе воли. Связывая воедино все нити этого рассуждения о Божием знании, мы видим, что верховное владычество Бога согласуется со свободой воли у человека. Божие знание распространяется не только на актуализированное; оно охватывает также все возможные виды потенциального. Бог знает все, что есть, и все, что когда-либо могло бы быть. Ибо Бог знает все, что есть, любым способом, каким оно только может быть познано. Далее, реально и актуализированное, и лишь потенциальное. Доступа к реальности не имеет только невозможное. Таким образом, все потенциально возможное тоже реально. Отсюда следует, что Бог может знать все потенциальное наряду со всем актуализированным (ibid., la.14.9).
Это означает, что Бог может знать будущие опционные возможности, то есть такие вещи, которые зависят от человеческой свободы воли. Ведь будущее есть то потенциальное, которое предсуществует в Боге. И Бог знает все, что существует в Нем, в качестве порождающей причины этих сущностей (ibid., la.14.13). Поскольку Бог существует вне времени, Он знает все время в одном вечном «сейчас». Но будущее — одна из составных частей времени. Следовательно, Бог знает будущее, в том числе акты свободы воли, которым предстоит осуществиться. Разумеется, все, что Бог знает, Он знает непогрешимо, так как Бог не может ошибаться в Своем всеведении. Будущие опционные возможности известны Ему непогрешимо. Они оказываются возможными в аспекте своей непосредственной причины (свободного выбора человека), но необходимыми в аспекте Божиего всеведения. Бог способен это осуществить, не уничтожая свободу воли, так как всеведущее существо может знать все, знание чего не является невозможным. А для существа вне времени нет ничего невозможного в том, чтобы знать необходимые исходы, которые порождаются на пути возможностей. Бог способен знать все, что должно быть, через то, что может быть, хотя и не то, что невозможно.
Следовательно, всеведущее Существо знает возможные будущие действия как необходимо истинные события. Если какое-то действие осуществится и Бог об этом знает, то оно должно осуществиться, так как всеведущий Разум не может ошибаться в том, что Он знает. Таким образом, утверждение «все, о чем Бог знает, должно произойти с необходимостью» истинно, когда оно подразумевает непогрешимость Божиего знания, но ложно, если трактовать его как необходимость опционных возможных событий (ibid., la.14.5).

Божия воля. Воля может быть определена как рациональное стремление существ к собственному благу. Всякое существо, имеющее ум, имеет также волю, так как воля следует за умом. Далее, каждая сущность стремится к своей особой цели, к собственному благу. Когда цель рациональна, рациональным является и стремление. Бог имеет рациональное стремление к благу с точки зрения Его сущности. Следовательно, Бог имеет волю (ibid., la.19.1).
Наличие воли не означает, что Бог изменяется. Ибо объектом Божией воли является Его божественное Благо. А все, что есть в самом существе, не нуждается для своего достижения в выходе за пределы существа. Поэтому Бог не нуждается в выходе за пределы Себя для достижения Своей особой цели. А воля есть стремление существа к своей собственной цели. Таким образом, у Бога есть воля постольку, поскольку Он стремится к Своему божественному благу. Воля также предполагает любовь и удовольствие от обладания. Бог ощущает любовь и удовольствие, обладая Своей божественной сущностью. Следовательно, Бог имеет волю в смысле любви и удовольствия, но не в смысле желания (ibid.).

Божия воля порождает бытие сущностей. То, что Бог направляет Свою волю на другие сущности только в Себе, еще не значит, что Он направляет Свою волю только на Себя. Ибо в природе существ заложено делиться своим благом с другими. А Бог - это высшее Существо; Он - источник всего сущего. Поэтому Бог в соответствии со Своей природой направляет Свою волю на отличные от Себя существа (ibid., la. 19.2). Таким образом, Бог направляет Свою волю на отличные от Себя существа в Себе и через Себя. Бог не отличен от Себя, но может направлять в Себе Свою волю на отличные от Себя существа. Ибо воля подразумевает взаимоотношения. Итак, хотя Бог не отличен от Себя, Он направляет Свою волю на отличные от Себя существа (ibid., la.19.2, adl).
Богом не движет нечто вне Него, когда Он направляет Свою волю на то, чтобы творить через Себя (ibid., la. 19.2, ad 2). Но при направлении Божией воли на отличные от Бога существа Богом движет не какая бы то ни было недостаточность в Нем, а наоборот, Его самодостаточность, то есть Его благость. Следовательно, направление Божией воли на другие существа через самодостаточность Бога не подразумевает никакой недостаточности в Боге (ibid., la.19.2, ad 3). Точно так же, как Бог знает многие сущности через единство Своей сущности, Он может направлять Свою волю на многие сущности через единство (благость) Своей воли (ibid., la.19.2, ad 4).

Необходимость и возможность Вожией воли. Божия воля направлена на сущности двояким образом. На некоторые сущности - на Его благость, например, - она направлена с необходимостью. Бог не мог бы избрать иное. На подобные сущности Его воля направлена с абсолютной необходимостью. На другие сущности Божия воля направлена с условной необходимостью - например, на благость Его созданий. Все, на что Божия воля направлена с условной необходимостью, не является абсолютно необходимым. На творение Божия воля направлена с условной необходимостью.
Разумеется, Бог направляет Свою волю на иные сущности по причине Своей благости, но не в качестве необходимого ее следствия. Ибо Бог может существовать, не направляя Свою волю на иные сущности. С необходимостью Божия воля направлена только на Его благость, а на другие сущности - лишь возможным образом. Следовательно, на эти другие сущности Божия воля не направлена с абсолютной необходимостью. Разумеется, по отношению к Божией воле необходимо, чтобы она была направлена на Его сущность с необходимостью. Но Богу не обязательно направлять Свою волю на что-то иное, отличное от Себя. Когда же Бог направляет Свою волю на отличные от Себя сущности, Он всегда делает это по Своему избранию (ibid., la.19.3, ad 3).
Может показаться, что Бог должен был бы направлять Свою волю с необходимостью. Как Необходимое Существо Он должен знать то, что Он знает, с необходимостью. Поэтому может показаться, что и Свою волю Он должен направлять с необходимостью.
Фома Аквинский отвечает, что божественное знание необходимо связано с познанной сотворенной сущностью, потому что знание Познающего едино с Его сущностью. Но божественная воля не имеет необходимой связи с сотворенной сущностью, на которую она направлена. Воля связана с иными сущностями в том их качестве, в котором они существуют сами по себе, вне божественной сущности. Бог с необходимостью знает то, что знает, но направляет Свою волю без необходимости. Далее, все сущее с необходимостью существует в Боге, но вне Него ничто не существует с необходимостью. Но Бог должен направлять Свою волю только на то, что с необходимостью имеет Его сущность. Следовательно, Бог должен направлять Свою волю на иные сущности только в том их качестве, в котором они существуют в Нем, а не в том, в котором они существуют сами по себе, вне Него (ibid., la.19.3).
Все сотворенные следствия предсуществуют в Божией воле. Божия воля выступает причиной всего сущего, так что все сотворенные сущности предсуществуют в Божием знании. Воля есть стремление превратить в действие то, что существо знает. Следовательно, все сотворенные следствия проистекают из Божией воли (ibid., la.19.4). Разумеется, Бог должен наделять благом все, что Он создает; Бог не может творить зло. Но нет никакой необходимости в том, чтобы Бог направлял Свою волю на иные, отличные от Себя сущности, на иное благо. Следовательно, Бог должен наделять благом только то, что избрал сотворить (ibid., la.19.4, ad 1).

Божия воля беспричинна. По вопросу о существовании причины Божией воли Фома Аквинский говорит, что, наоборот, Божия воля есть причина всего сущего. Причина всего не нуждается в собственной причине. Ибо в Боге средства и цели предсуществуют в причине как совместный объект воли. Воля человека направлена не желанную цель и на то, что можно сделать для достижения этой цели. Божия воля становится причиной и для своей цели, и для средств ее достижения. А поскольку все сущее предсуществует в Первой Причине (Божией воле), для Божией воли причины нет (ibid., la.19.5).
Божия воля всегда исполняется. Божия воля выступает общей причиной всего сущего. Следовательно, Божия воля всегда исполняется. То, что не исполняет Божию волю в одном порядке, исполняет ее в другом. Например, то, что выпадает из категории Его благоволения, переходит в категорию Его справедливого суда. Когда частные причины не исполняют положенного, это делает всеобщая причина. У Бога не бывает неисполненного (ibid., la.19.6).
Можно говорить о предшествующей и последующей Божией воле. Предшествующая воля Божия состоит в том, чтобы все спаслись (2 Пет. 3:9). Но последующая воля Божия состоит в том, чтобы некоторые погибли, а именно те, в отношении кого этого требует справедливость. Однако предшествующая воля не абсолютна, а условна. Только последующая воля, учитывающая все обстоятельства, абсолютна. Разумеется, Божия воля направлена на некоторые цели через вторичные причины. И первая причина иногда встречает препятствия из-за изъянов во вторичных причинах. Движение идущего замедляется, когда одна нога хромает. Точно так же, предшествующей воле Бога иногда препятствуют изъяны во вторичных причинах. Но Его последующая воля не знает препятствий. Ибо всеобщей первопричине не могут мешать несовершенные вторичные причины - не в большей степени, чем благу, как таковому, могло бы препятствовать зло. Однако Бог и есть всеобщая первопричина бытия, и Его воля не может встречать препятствий в Его причинном воздействии на бытие (ibid., la.19.6, ad 2).

Бог не изменяет Своих намерений. Не может Божия воля и измениться, поскольку находится в совершенном соответствии с Его знанием. Бог всеведущ, поэтому то, о чем Он знает, что это будет, действительно будет. Следовательно, Божия воля неизменна. Это не значит, что Бог не хотел бы, чтобы некоторые вещи изменились. Но Божия воля неизменна, даже если Он предпочел бы, чтобы некоторые вещи изменились (ibid., la. 19.7). Когда в Библии говорится, что Бог «раскаялся», это означает, что с нашей точки зрения это выглядит так, как если бы Бог изменил Свое намерение. Бог из вечности знал, как все обернется. И Божия воля предполагает промежуточные причины, такие как человеческая свобода воли. Таким образом, Бог знает, какие деяния эти промежуточные причины изберут совершить. Но воля Божия соответствует Его неизменяющемуся знанию. Следовательно, воля Божия никогда не изменяется, потому что в нее входит то, что должно, в соответствии с Его знанием, произойти. То, на что Божия воля направлена с условной необходимостью, не отменяет человеческой свободы, потому что воля здесь обусловлена как раз свободным выбором человека. Именно этим обусловлена Божия воля относительно спасения человеческих существ. Таким образом, Божия воля относительно спасения не отменяет свободу воли человека, но опирается на нее.

Библиография:
Augustine, The City of God.
S. Charnock, Discourse upon the Existence and Attributes of God.
R. Garriguou-LaGrange, God: His Existence and His Na¬ture.
N. L. Geisler, Philosophy of Religion.
Thomas Aquinas, Summa contra Gentiles

_________________
Когда следуешь по пути Христа, то обязательно подходишь к Голгофе. Это место можно обойти и большинство из нас его благополучно минует. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу и поднимаются за Распятым на Голгофу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21-01, 16:58 
Не в сети
<b style=color:green>Модератор</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09-01, 19:43
Сообщения: 955
Ну и зачем тут печатать учебники? Я не знаю, может быть и вы сам кое–что пишете. Но вы в своих высказываниях рассматриваете и за и против – чего же вы ещё от своих оппоненотов ожидаете?

_________________
...существуют ступени развития материи более высокие, чем разум в человеческом понимании, и принципы более совершенные, чем добро, и более желаемые, чем блаженство.
В. Головачёв


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21-01, 17:31 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-12, 10:02
Сообщения: 1050
Откуда: Россия
Странник писал(а):
Но вы в своих высказываниях рассматриваете и за и против – чего же вы ещё от своих оппоненотов ожидаете?

Ничего. Я просто публикую информацию. Это Сергиус хочет, чтобы возражали. :lol: :lol: :lol:

_________________
Когда следуешь по пути Христа, то обязательно подходишь к Голгофе. Это место можно обойти и большинство из нас его благополучно минует. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу и поднимаются за Распятым на Голгофу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 28-12, 23:02 
Не в сети
Освоившийся
Освоившийся
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-09, 21:51
Сообщения: 125
А я с удовольствием читаю и буду читать.Postarajus vse statiji pro4ITAT*.

_________________
Но есть один, он держит все паденья
с безмерной нежностью в своей руке.
(Р. Рильке)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  

печать на шариковых ручках | |

Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB