Христианский ФОРУМ

Текущее время: 16-06, 19:07

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15-06, 14:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 15-06, 13:19
Сообщения: 7
Грехи и бичи Божии.




Английский фабрикант Роберт Оуэн добивался от правительства и парламента Великобритании тщательного исследования здоровья рабочих, и в 1831 году начала свою работу комиссия по исследованию фабричной системы. Отчет комиссии был представлен на весенней сессии 1832 года парламента Великобритании. В отчете указывалось, что было обнаружено неисчислимое множество фактов, когда чрезмерная продолжительность рабочего времени уродовала детей. Шарп, врач-хирург, описывал это следующим образом: «До моего приезда в город Лиде мне никогда не приходилось видеть такого своеобразного искривления нижней части бедренной кости. Сначала я думал, что это рахит, но появление этой патологии в таком возрасте (8-14 лет), когда дети не подвержены рахиту, а также то обстоятельство, что заболевание стало известно только с тех пор, как дети стали работать на фабриках, заставили меня изменить мое мнение. Я решительно утверждаю, что они вызваны непосильным трудом». Доктор Хей нашел иное заболевание: «Искривление позвоночника очень часто наблюдается у работающих детей; в некоторых случаях это следствие чрезмерного труда, в других случаях – следствие воздействия продолжительной работы на ослабленный плохим питанием организм. Часто встречаются такие уродств: колени вогнуты внутрь и назад, связки суставов ослаблены и дряблы, а длинные кости ног искривлены внутрь, головки этих костей увеличены». Сэр Барри и врач Стюарт обнаружили, что работа малолетних девочек на льнопрядильном станке вызывает деформацию плеча, а именно выпячивание правой лопатки. Врач Пауэр убеждал: «Я могу прямо заявить, что фабричная система создала множество уродств, что влияние на подростковый организм длительно продолжающегося труда сказывается не только в явно выраженных уродствах, но еще гораздо чаще в задержке роста, слабости мышц, хрупком телосложении». Член парламентской комиссии Тафиелл сообщил, что военные врачи часто отбраковывают рекрутов, несколько лет проработавших на фабриках, так как юноши мало пригодны для военной службы: они худые, слабые, с искривленными ногами, имеющими форму буквы «К». На следующий год после изучения материалов комиссии, парламентом Великобритании был принят фабричный закон, который с целью предотвращения уродств ввел штрафы для фабрикантов за применение детского труда продолжительностью более девяти часов в день для возрастной категории 9-13 лет, и за работу подростков в возрасте от 14 до 18 лет продолжительностью свыше двенадцати часов в день. В 1844 году в закон внесены изменения: фабриканты подвергались штрафам за работу детей в возрасте от 8 до 12 лет продолжительностью более шести часов тридцати минут в день, и за работу в возрасте от 13 до 18 лет свыше двенадцати часов в день. Само собой разумеется, что дети работали ежедневно, кроме воскресенья. Был ли Роберт Оуэн настоящим христианином? Вероятнее всего, нет. Этот вывод можно сделать, если сопоставить его точку зрения с точкой зрения, сформулированной митрополитом Иоанном.

В 1711 году митрополитом Тобольским и всея Сибири стал Иоанн, до этого бывшим епископом Шанхайским и Сан-Францисским. Им было написано несколько книг, в том числе «Богомыслие в пользу правоверных», «Феатрон», «Богородице Дево», «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею». В этих книгах святитель Иоанн систематизировал и изложил доступным языком общепринятую точку зрения. Так как ни диавол и никто из людей не может нанести никакого зла без попущения Божия, то рассмотрим: что попускает Бог, каким образом попускает, и для чего, по какой причине совершается попущение Божие? Необходимо различать два рода попускаемых зол. Первый род зол, обнимающий разные тяготы, болезни, смерть, нанесение обид или бесчестия (приведение в нищету, заключение в тюрьме, изгнание, ссылка), – все это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного уврачевания нас. Второй род зол, называемый в собственном смысле злом, - это наши грехи, преступления Божиих заповедей. Первого рода зло Бог попускает по желанию Своему или как казнь для нечестивых, или как меру исправления для сынов и дочерей. О зле второго рода нельзя сказать, что Бог желает совершения их. Грех существует по несовершенству, лжи и лукавству неповинующихся Богу сотворенных Им разумно-свободных существ; поэтому грех произошел первоначально и ныне происходит против желания Божия, однако по Его попущению. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенного и непогрешимого Божия мироправления, или Его Промысла. Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая вразумления и исправления людей, чтобы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившему, и по отношению к его ближним и к обществу. О, как дивно и величественно проявляет себя Промышление Божественное в повседневных своих попущениях! Через допущение противозаконных деяний и горестных приключений Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих. Величайшие беззакония утверждают в добродетели многих. («Не остановится дубина нечестивых над судьбою праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию»-Псалмы, 124:3.) Справедливо говорил Феофил: «Все оскорбляющие нас совмещают в себе как бы два лица, – одно действующее сознательно, другое бессознательно. Во-первых, каждый такой человек по злобе своей желает действовать против нас враждебно, с намерением оскорбить нашу личность, лишить нас имущества и т.д., хотя в этом намерении своем и не всегда успевает; при успехе же, через попущение Божие, он делается бессознательно вторым лицом, действующим в качестве орудия в руках Божиих, наказующего или исправляющего наше поведение, и тем самым он бессознательно служит Богу». Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных пока. Попущение Божие проистекает по причине праведной, но сокрытой до времени от нас. Этого обычая держались все святые угодники Божии: они не разыскивали, кто их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божия попущения; и потому они считали нанесенные им обиды за благодеяния для себя, а своих противников – за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам; те же, которые хвалят и величают нас в глаза, льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Нередко Божие правосудие употребляет нечестивых царей и злых князей как Свои орудия, для научения праведных терпению и для наказания нечестивых за их преступления и проступки. Вот пример: Бог, через пророка Исаию, угрожает развращенному народу израильскому погублением его через ассириян, ясно показывая, что не воля ассирийского царя, но Его Святая воля исполняется войском ассириян. Бог называет их бичом негодования Своего и, следовательно, Себе Самому приписывает наказание израильтян. Всякое зло, беда или несчастье есть для нас спасительное наказание, посылаемое на нас Богом; отсюда вытекает следующее заключение: так как всё в мире совершается по Божию мановению и повелению, то наш долг всё принимать без ропота от Божией десницы и совершенно покоряться Его всесвятейшей воле; и тем самым будем мы сообразовывать нашу волю с Его Божественною волею,

Если бы Роберт Оуэн согласился с вышеуказанной точкой зрения, то тогда фабрикантов он считал бы благодетелями - фабриканты бессознательно служат Богу, применяя детский труд продолжительное время. Оуэн считал бы, что искривленные ноги детей, искривленные позвоночники - это горькое лекарство, посылаемое ради вразумления и исправления, ради утверждения в добродетели. Роберт Оуэн считал бы своим долгом принимать без ропота искривленные ноги и позвоночники, и покоряться Божьей деснице. Однако этого не произошло – Оуэн воздал штрафами за уродующие условия работы.

Правда ли, что человек, который соблюдает ветхозаветные иудейские законы Бога, жив будет? Несомненно, будет. Это непреложное слово Божие. Однако человеки нарушают ветхозаветные законы, и не будут живы. Из-за несоблюдения законов нас преследует смерть, и от сего-то и искупил нас Христос. Мы в любом случае не способны «расплатиться» добрыми делами за нарушение законов, поэтому Господь наш долг просто списывает с нас, если мы согласимся на предложенную амнистию. Необходимо говорить о двух аспектах спасения – о спасении как избавлении от погибели, примирении с Богом и усыновлении Им, благодаря искупительному служению Христа (в этот период человек уже избавлен от вечного осуждения и соделан наследником Царства Небесного). После это наступает длительный процесс прирастания к Христу-Лозе, и главная проблема в это время – не отпасть. Не следует думать, что избавление от вечного осуждения исключает то, что вновь совершаемые грехи уведут человека от Бога; бесспорно, остается возможность «избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутаться в них и быть побежденными ими»(послание Петра, 2:2:20). Исповедание грехов, признание себя виновным в грехах, покаяние и прощение обижающих – необходимая часть того возрастания во Христе, которое начинается после того, как человек прощен и избавлен от геенны. Спасение от вечного осуждения никак не может быть постепенным процессом «усвоения». Нельзя быть в процессе перехода от проклятия к благословению, от осуждения к оправданию – эти состояния резко противоположны, между ними невозможно никакое «переходное», «промежуточное» состояние. Божье прощение – это отмена Его гнева, тяготеющего над грешным человеком, хотя сам этот человек пока еще не обратился от грехов и нечестия. После обретения прощения впереди длинный путь борьбы с грехом, исправления человека. Что же касается личных усилий христианина в его жизни во Христе, то необходимым предварительным условием принесения угодных Богу плодов является пребывание во Христе – «ибо без Меня не можете делать ничего»(Евангелие от Иоанна, 15:5). Прощение согрешивших против нас – это вывод, который христиане должны сделать из прощения их Богом. Грехом мы отрываемся от Лозы, к Которой привиты. Поэтому надо внимать к себе, не находишь ли признаков отпадения, и если оные на лицо – каяться в грехах, бесчисленное количество которых тяготит душу, просить о снятии грехов и о спасении, молить Бога, чтобы Он снова привил к Лозе. Должно исповедовать себя опасающимся умереть от греха, чтобы появилась надежда не умереть. Поведение людей указывает на то, кем они в действительности являются. Те, кого благодать Божия соделала добрым деревом, принесли добрые плоды; бесплодность же свидетельствует о том, что человек оторвался от Лозы-Христа и потому иссох. И именно этот отрыв определяет конечную судьбу человека, а не ложное представление о перевесе добрых дел над грехами или грехов над добрыми делами. Как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), все человеческие добрые дела суть немощные, увлекающие во ад, но они заменены одним добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа.

Духовная свобода заключается прежде всего в непозволении отрицательным эмоциям управлять поведением. По нашей реакции на потрясения и треволнения можно судить о том, насколько мы вырастаем в благодать. Когда реакция – душевный покой, умиротворенность, то это означает, что произошло усыновление Богом. Надо принимать страдания так, как советуют пророк Иеремия и апостол Павел: терпеть в скорбях (Плач Иеремии, 3:26, послание Павла к фессалоникийцам, 2:1:4). «Не беспокойтесь» (Евангелие от Матфея, 6:25, Евангелие от Иоанна, 14:1, Послание Павла к филиппийцам, 4:6). «…проводите жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте…»(послание Павла к Тимофею, 1:2:2).

Вместо того, чтобы считать мир неудовлетворительным, надо себя считать неудовлетворительным.

Пророк Михей не смог сохранить душевный покой. В книге пророка Михея имеются слова, выражающие негодование пророка в адрес злоупотребляющих, которые «пожелают полей, и берут их силою; домов – и отнимают их; обирают человека...». Возмущение пророка Михея вызывает недоумение. Если кого-то притесняют, то разве притеснение не вызвано волей Бога? Бог ведет свое создание по жизни и множеством способов побуждать его отвращаться от зла. Что бы ни замышляли люди и дьявол, все равно бразды правления держит Бог, и Он направляет усилия людей и дьявола к совершению Своего Промысла. Бог попустил дьявола, дьявол нашел злобного человека и направил усилия этого бича Божьего к отнятию дома; отнятие поля и дома – это Божественный Промысел. Бог попускает уязвлять злобой; нанося удары, дьявол и руководимый им бич выбивают весь сор из человеческой пропыленной души, и она становится чище.

«Не из уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои”(Плач Иеремии, 3:37-39). Причина отнимания полей и домов - это грехи тех, у кого отнимают. Лишение полей и домов побудит к раскаянию в грехах.

Пророк Михей испытывал чувство сострадания к тем, кого обирают, у кого отнимают поле и дом. Это сострадание привело к тому, что Михей стал высказывать негодующие слова. Но разве допустимо негодовать? Наоборот, надо молиться за тех, кто обирает и отнимает. Нельзя оставлять в себе ни капли ненависти к ним. Не должно оставаться в душе горького осадка от жизни земной. Надо прилагать душевные усилия, чтобы произошло правильное сочетание милосердия и справедливости: милосердие лишенного поля и дома к тем, кто отнял; и признание справедливости отнятия поля и дома. Необходимо развивать в своей душе чувство доброты и милосердия к тем, с кого нельзя брать пример.

Если чувство сострадания, испытываемое пророком Михеем, имело бы значительно меньшую интенсивность, то тогда Михей был бы ближе к христианству; сострадание является препятствием для прощения.

При сопоставлении точек зрения Михея и Оуэна обнаружится сходство: ни тот, ни другой не прощали злодействующих. Пророк Михей проклинал словами «Горе тем…», а Роберт Оуэн взыскивал штрафы (т.е. своеобразный налог на злодейство). Кстати, в эту компанию хорошо вписывается христианин Солженицын. Автор книги «Архипелаг ГУЛаг» не нашел ни одного слова для прощения тех, кого он описал в книге.

В 1879 году американский экономист Генри Джордж издал книгу «Прогресс и бедность», в которой он высказался относительно нищеты: «Бедность, на которую с прогрессом цивилизации осуждаются огромные массы людей, не есть та свобода от суеты и соблазна, которой искали мудрецы и которую восхваляли философы; бедность эта есть оскотинивающее рабство, которое притупляет более нежные натуры и своей мукой понуждает людей на поступки, от которых бы отказались и животные. Вот в эту безнадежную бедность, которая уничтожает женственность и материнские чувства, которое даже детство лишает его невинности и радостей, в эту-то бедность и низвергаются рабочие… …она отрывает малых детей от игры и от школы и заставляет их работать, прежде чем отвердеют их кости и окрепнут их мускулы. Она скучивает семейства из восьми-десяти человек в единственной убогой комнате; она наполняет кабаки пьяными людьми, которым противно у себя дома; она превращает парней, которые могли быть полезными людьми, в кандидатов тюрьмы; она наполняет публичные дома девушками, которые могли бы знать чистые радости семейной жизни; она гасит веру в человеческой душе, и мысль о милосердном Создателе заменяется образом суровой, слепой и жестокой судьбы».

Генри Джордж рассказывает, что некоторые матери убивают своего ребенка, чтобы получить от благотворителей деньги на погребение; эти деньги они тратят на еду для остальных своих детей. Генри Джордж рассуждает так: если отцы и матери, работая на фабриках, получали бы зарплату, достаточную для нормального пропитания, то тогда исчезло бы стремление добывать еду посредством убийства детей. По мнению единомышленников Генри Джорджа, проблема превращения (или не превращения) матерей в бичей Божиих, убивающих своих детей, зависит от размера зарплаты; определенные социальные условия уменьшат количество бичей Божиих. Люди способны регулировать популяцию бичей Божиих.

Увы, для этого надо поставить под сомнение одну из христианских заповедей, – ту заповедь, которая требует отказаться от повседневных забот, от усилий для улучшения жизни. Каждый христианин должен довольствоваться тем положением, в котором он находится, и не искать путей к его изменению и улучшению. Не иметь желания дерзать, стремиться к чему-либо, идти к цели – таким должен стать христианин. Из того, что имеем, ничто не дорого нам; мир сей – не наш. Мир, в котором мы живем – это временный, несущественный мир; настоящая жизнь наступает только после смерти человека, когда он попадает в загробный мир. Поэтому нет смысла стремиться к улучшению мира на земле, ибо в качестве преддверия к будущей жизни земной мир должен навсегда оставаться таким, каким быть ему позволил (попустил) Бог.

Митрополит Тобольский и всея Сибири Иоанн в начале восемнадцатого века писал, что цари, как и другие главы государств, часто бывают людьми, действующими не по закону Божьему, но по своему безрассудному произволу; поэтому бывает в делах, - как в общественных, так в семейных и частных, - пагуба и неустройство со вредом и разорением весьма многих лиц.

Митрополит Иоанн перефразировал цитату из книги Екклесиаст: «Человек властвует над человеком во вред ему»(8:9). Анатолий Васильевич Луначарский высказался иначе: «Стремление к собственному удовольствию связано часто со страданием других личностей или с каким-нибудь ущербом для них».

Если цари действуют не по закону Божьему, то они являются бичами Божьими. Остаются ли они христианами? Да, остаются. Подтверждением этого является книга «Церковная история франков», написанная епископом Григорием Горским, жившим в шестом веке. В книге рассказывается про короля Хлодвига, который в конце пятого века был предводителем салических франков. Первоначально он был язычником; его жена Клотильда, бургундская принцесса, была ревностной христианкой, и под ее влиянием Хлодвиг стал христианином. Крестил его епископ Ремигий в 496 году. Хлодвиг поставил своей задачей захват всей Галлии (примерно территория теперешней Франции). Всюду, где возникала какая-нибудь распря между феодальными властителями тех или иных земель, Хлодвиг немедленно ввязывался в нее на стороне одного из них; добившись разгрома и убийства одного противника, Хлодвиг затем сам уничтожал другого и захватывал земли, из-за которых возник спор. Чтобы захватить, например, королевство рипуарских франков, сначала Хлодвиг подговорил Хлодериха (он тоже был христианином), сына короля Сигберта, убить своего отца. Когда тот совершил убийство, Хлодвиг подослал убийц к нему самому. После этого, как пишет епископ Григорий Турский, Хлодвиг отправился в Кёльн (столица королевства рипуарских франков), созвал народ со всей страны, и говорил так: «Да будет вам известно, что случилось. Хлодерих, сын моего родственника, беспокоил своего отца, говоря ему, что я ищу его убить. И когда Сигберт убежал в Буконию, он сам послал убийц, которые бросились на короля и таким образом умертвили его. Хлодерих тоже погиб, не знаю, кем убитый. Что же касается меня, я совершенно не причастен к этому делу. Я не могу проливать кровь своих родственников: это — преступление». После этого король-христианин систематически истребил всех своих родственников по мужской линии, причем некоторых, как описывает Григорий Турский, он рубил мечом собственноручно. Заключение по этому поводу, сделанное Григорием Турским, звучит весьма выразительно: «Когда таким образом все погибли, Хлодвиг овладел их землями и сокровищами. Погубив еще и много других королей, даже самых близких родственников, из боязни, чтобы они не отняли у него королевства, Хлодвиг подчинил своей власти всю Галлию. Между тем, собрав однажды своих, он, говорят, с сожалением вспомнил о родственниках, которых сам же погубил: «Горе мне, я остался, как странник среди чужой земли; и не имею родственников, которые могли бы мне помочь в случае несчастия!» Но это не значило, что он был опечален их смертью, а говорил так из хитрости, рассчитывая узнать, не остался ли еще кто-нибудь в живых, чтобы умертвить всех до последнего». Вероломство и коварство сочетались у Хлодвига с изощреннейшим лицемерием. В 511 году представившегося Хлодвига погребли в церкви святых апостолов (сейчас церковь святой Женевьевы в Париже). Самое интересное во всей эпопее, рассказанной Григорием Турским, заключается в словах, которыми автор сопровождает описание мерзостей, учиненных Хлодвигом: «Каждый день Бог повергал к стопам короля его врагов и расширял королевство, ибо Хлодвиг ходил с сердцем, правым пред Господом, и поступал так, как могло быть приятно Его очам».

Хлодвиг был христианином и одновременно с этим бичом Божиим. Позволительно то же самое сказать о Роберте Оуэне – он воздействовал на фабрикантов как бич Божий (действуя не по закону Божию) и принуждал их сокращать рабочий день для детей, и при этом он оставался христианином. Фабриканты, с которыми схлестнулся Оуэн, тоже были христианами и бичами Божиими – они действовали не по закону Божию, когда удлиняли рабочий день для детей. В схватке между бичами Божиими выиграл Оуэн, и после этого многократно снизился уровень уродств среди работающих детей старше восьмилетнего возраста. Так происходит кла… междубичевая борьба.

Бог создал людей по своему образу и подобию. Но горбатые дети с искривленными ногами не являются подобием Бога. Оуэн испытывал чувство сострадания, и вследствие этого он сознательно стал бичом Божиим, действующим не по закону Божьему, и прилагал свои усилия к тому, чтобы работающие дети не становились неподобием Бога. Приближение к Богу обусловлено отдалением от Бога.

Псалмы, 106*33: «Он превращает…землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней». В середине двадцатого века Бог проклял землю вблизи Хорезма, и почва стала соленой. Урожайность приближалась к нулю. После этого земледельцами, жившими не по закону Божьему, были приняты меры для ликвидации засоления почвы. Для начала прорыли глубокие водоотводящие каналы, чтобы понизить уровень грунтовых вод более чем на три метра. В почву вносились вещества (сера, хлор, кальций, сернокислое железо, азотная или серная кислота малой концентрации, но чаще всего гипс), которые вытесняют натрий из труднорастворимых соединений. Натрий становился легкорастворимым, что позволяло удалить его с помощью воды. Если вносили гипс, то необходимую дозу (от 2 до 20 т на 1 га) разделяли пополам и одну половину запахивали глубоко в землю, а другую половину распределяли по поверхности с боронованием почвы. Тракторами создавали валы высотой около 50 см, огораживающие участки площадью около 0,2 га, и выкапывали временные каналы, заполняемые водой. В ноябре и декабре воду насосами закачивали в несколько приемов (от 2 до 6 раз) на участки, окруженными валами. Каждый год для вымывания солей использовали от 3000 до 15000 куб.метров воды на 1 га. Валы удаляли с земли, так как в них накапливалось в 3 раза больше солей, чем было в почве. Весной вносили минеральные удобрения и высаживали подсолнечник, сорго, просо или другие культуры, которые «осваивали» частично-опресненную почву. В результате многолетних усилий земледельцев урожайность хлопчатника и риса увеличилась вдвое в период с 1955 года по 1970 года; в последующие годы и десятилетия также наблюдалось повышение урожайности. Ни кто иной как Бог Своим проклятием превратил поля в солончаки, но земледельцы смогли отстранить проклятие и превратить солончаки в плодородную землю.

Бытие, 3*16: «…женщине сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в муках будешь рождать детей…». В СССР с начала 30-х годов двадцатого века проводились научные исследования медикаментозных средств, которые могли ликвидировать боли при родах. Этой работой занимались А.Ю.Лурье, Р.Л.Шуб, А.П.Николаев, А.М.Фой и другие ученые. В те годы началось промышленное производство таких медикаментов, которые широко применялись при родовспоможении. Не менее эффективно применялся гипноз для ликвидации боли. Выяснилось, что гипноз приносит пользу и при токсикозах. Также получила распространение психо-профилактическая подготовка и негипнотическая психотерапия в качестве аналгезии. Бог наложил проклятие на женщин в виде мук, но многие женщины обошли это проклятие.

Когда Роберт Оуэн поставил преграду искривлению ног и позвоночников, то он выступил против миропорядка, попущенного Богом. Земледельцы и целители нарушили требования «не роптать» и «будьте долготерпеливы», и добились ошеломляющих результатов. Генри Джордж высказался в том смысле, что люди способны уменьшить количество бичей Божиих, порождаемых нищетой, и это подтвердилось за полтора века. Что объединяет перечисленных людей? Объединяет убежденность в том, что человеческие страдания являются бессмысленными, бесцельными, не имеющими оправдания. Объединяет отрицание приписывания страданиям какого-либо смысла, какой-либо «полезности».

Преподобный Максим Грек, в миру Михаил, родился в 1470 году, и происходил из древнего и знатного византийского рода, отличающего благочестием и преданностью православной вере. С 10 лет Михаил проходил обучение классическим наукам у Иоанна Мосхоса на острове Корфу (Керкира). С 1492 г. он продолжил образование в Италии (которая после падения Константинополя стала средоточием греческой образованности), где занимался изучением древних языков, церковной и философской литературы. И уже в 1505 г. святой принял постриг с именем Максим в честь Максима Исповедника († 662 г.) в Благовещенском Афонском Ватопедском монастыре. В марте 1515 г. великий князь Московский Василий III отправил на Афон послов с просьбой прислать ему искусного переводчика книг Савву. Но так как Савва был стар годами и слаб здоровьем, то святогорские старцы Афона решили вместо него послать в далекую северную страну Московию для выполнения церковного послушания Максима, который также был искусен Божественному Писанию и годен к толкованию и переводу всяких книг. В 1518 г. преподобный Максим вместе со своими спутниками прибыл в Москву. Василий III принял гостей с великой честью и назначил местом пребывания их кремлевский Чудов монастырь. Первый труд — перевод Толковой Псалтири, заслужил торжественное одобрение духовенства, но домой по окончании труда, несмотря на просьбы Максима, отпустили только его спутников. Преподобный Максим Грек продолжил работу над переводами, сделал опись книгам богатой великокняжеской библиотеки, исправил богослужебные книги: Триодь, Часослов, праздничную Минею, Апостол. Преподобный вызвал к себе нерасположение со стороны великого князя Василия III, которого не одобрил за намерение развестись с женой. Воспользовавшись гневом государя на преподобного, недоброжелатели стали обвинять его в политической неблагонадежности, и через несколько месяцев, в апреле 1525 г., в царских палатах был созван собор для суда над преподобным Максимом Греком. На собор пришли митрополит Даниил, митрополит Иоасаф и другие бичи Божии. Они вынесли приговор: заточение в подвалах Иосифо-Волоколамского монастыря. Шесть лет Максим Грек, не видя солнечного света, провел в сырой и угарной кельи. Здесь он терпел мучения от дыма, холода и голода и был «от великия тесноты темничныя скорбен очами и ногами», а по временам, приходил в омертвение. Но Господь не оставил страдальца без утешений: явившийся Ангел Божий сказал ему: «Терпи, старец, этими временными страданиями ты избавишься от вечных мучений».

В чем смысл слов, произнесенных Ангелом Божиим? Смысл таков: той Жертвы, которую совершил Иисус Христос, недостаточно для того, чтобы Максим Грек избавился от вечных мучений; избавление от вечных мучений произойдет только в том случае, когда к Жертве Иисуса присовокупятся временные страдания, испытанные Максимом Греком.

Если считать, что Ангел Божий не ошибся, то тогда страдания Максима Грека приобретают смысл – страдания полезны, ибо эти страдания являются необходимым компонентом избавления от вечных мучений. Но если считать, что Ангел Божий ошибся, то ситуация кардинально меняется, и страдания Максима Грека теряют смысл; одна только жертва Иисуса Христа избавляет от вечных мучений, и страдания Максима Грека оказываются излишним компонентом, т.е. ненужными для избавления от вечных мучений.

Епископ Сеаттлийский Нектарий (Концевич) в конце двадцатого века высказался относительно казни последнего русского царя Николая Второго. Православный епископ сказал, что подобно тому, как Христос был распят на Голгофе за грехи всего мира, всеми оставленный, так и Государь принесен в жертву за грехи всей России. В чем смысл слов, произнесенных епископом Нектарием? Смысл таков: та Жертва, которую совершил Иисус Христос, является недостаточной; достаточность возникнет только тогда, когда к Жертве Иисуса присовокупится жертва российского Государя.

Здесь уместно остановиться на религиозных событиях, случившихся среди евреев в первом веке до рождества Христова. Издревле евреи замечали, что в их взаимоотношениях с Богом вкрадывается некая червоточинка: евреи поклонялись Богу так, как это требовалось в Писании, однако жизнь евреев складывалась таким образом, что у них возникало ощущение, будто Бог недоволен евреями. Появилось подозрение, что те правила поклонения Богу, которые имеются в Писании, не отражают интересов Бога, что не происходит снятие грехов. Это хорошо заметно в книге пророка Исайи: «К чему Мне множество жертвоприношений ваших? – говорит Господь, - Пресыщен Я всесожжениями овнов и тука тельцов, крови козлов и овнов не хочу… Перестаньте топтать двор Мой. Если приносите Мне пшеничную муку, - напрасно… Постов, дней покоя и праздников ваших ненавидит душа Моя»(1:11). (Вообще говоря, сам факт многочисленности применяемых людьми способов снятия грехов, периодический отказ от тех или иных способов снятия грехов и регулярное появление новых способов снятия грехов является косвенным свидетельством неэффективности снятия грехов.) Небольшая часть евреев, осознавая проблемность взаимоотношений с Богом и стремясь в связи с этим переделать взаимоотношения, отказалась от общепринятого Писания и разработала свои правила поклонения Богу, с которыми могло начаться снятие грехов. Эти евреи в первом веке до рождества Христова переселились в долину Кумран, построили селения и организовали несколько религиозных общин. (Засушливая долина Кумран находится возле Мертвого моря, и рядом с долиной расположено современное израильское поселение Калия.) Кумранисты отказались от храмовых жертвоприношений, и преподносили на алтарь не овнов, а свои добрые дела. Таким образом проявился религиозный кризис, состоящий в возникновении иных правил поклонению Богу.

Обетования, успевшие сделаться живой надеждой миллионов, не могут безнаказанно оставаться несовершенными. Наступает время, когда разочарование превращает терпеливую надежду в негодование и когда та же цель, возвышенность которой доказывается с фанатической упорностью, вынуждает искать иные средства для ее достижения.

Возможен ли в христианстве кризис, подобный тому, который произошел в иудаизме в первом веке до рождества Христова? Когда Ангел Божий поведал, что присовокупление личных страданий избавит Максима Грека от вечный страданий, то это стало первым подозрением. Вторым – когда епископ Сеаттлийский Нектарий намекнул на недостаточность Жертвы Иисуса.

И сто, и двести, и триста лет тому назад в церквях висели иконы с изображением Хама, Сима и Иафета. На верхней части иконы написаны слова: «Сим царствует над всеми». Под надписью изображен некий начальник, восседающий на троне. Рядом с Симом – изображение Иафета, пребывающего в молитве. Ниже изображен исхудавший мужичонка, на ободранной кляче пашущий поле. Под ним надпись: «Хам трудиться за всех». Десятки иконописцев отобразили на тысячах иконах содержание отрывка из Библии. Праотец Ной однажды напился пьяным «и лежал обнаженным в шатре своем». «И увидел Хам наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим». Хам посмеялся над своим отцом. Братья Сим и Иафет оказались более тактичными, чем Хам; они «взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы». Когда Ной проснулся и узнал о произошедшем, он проклял все потомство Хама, обязав во все будущие времена трудиться на потомство Сима и Иафета (Бытие, 9:21-27). Икона объясняет мироустроение: произрастающее из земли в неравных долях распределяется среди христиан – незначительную часть получают пашущие, сеющие, жнущие, молотящие и веющие потомки Хама, а подавляющую часть получают потомки Сима и Иафета, выбравшие для себя те или иные формы безделья.

В чем смысл иконы? Смысл таков: той Жертвы, которую совершил Иисус Христос, недостаточно для снятия проклятия, наложенного Ноем (под этим проклятием продолжают находиться христиане, являющиеся потомками Хама). От этой мысли только один шаг к мысли о том, что для снятия проклятия, наложенного Ноем, необходим еще один Агнец.

В качестве примечания можно указать, что в 1873 году папа Пий Девятый вознес молитву к Всемогущему Богу о снятии Ноевого проклятия с потомков Хама.

Каждый ныне живущий человек является или потомком Хама, или потомком Сима (Иафета). Наблюдая за поведением человека, можно определить, чьим потомком он является. В 1991 году вышла в свет книга Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». После окончания войны в Афганистане писательница беседовала с солдатами и офицерами, воевавшими в Афганистане, а также с гражданским персоналом воинских частей. Их рассказы были записаны, и вошли в книгу «Цинковые мальчики». Ниже приведен отрывок из солдатского рассказа. «Во взводе оказались десять «дедов» и я один «молодой». Спал три часа в сутки. За всех мыл посуду, заготовлял дрова, подметал территорию, носил в ведрах воду. Если утром они проснутся, а воды нет, то изобьют. За год из нормального парня я превратился в дистрофика. Попал в госпиталь, там вылечили от дистрофии. После излечения вернули в часть, снова начали бить. Так били, что в госпитале мне делали хирургическую операцию. Помню старшего лейтенанта, который регулярно, один раз в неделю, напивался. Пьяным ходил по коридору и разбивал дневальным челюсти».

Повторю еще раз: нет смысла стремиться к улучшению мира на земле, ибо в качестве преддверия к будущей жизни земной мир должен навсегда оставаться таким, каким быть ему позволил (попустил) Бог.

Пророки Михей и Иезекииль 2700 лет назад мечтали о наступлении новой эпохи, когда людей «никто не будет устрашать»(4:4, 34:28). Царь Соломон тоже предвещал будущее, когда не будет бичей Божиих и люди будут «жить безопасно, не пугаясь зла»(Притчи, 1:33). Страдания, испытываемые людьми до первого пришествия Иисуса Христа, и более поздние страдания мало отличаются друг от друга. Судя по неизменению страданий, еще не пришло время исчезнуть бичам Божиим, о чем предвещено в окончании 31-й главы книги пророка Иеремии. Наверняка пройдет еще несколько тысячелетий, прежде чем сбудутся предсказания пророков.

В 1988 году французский естествоиспытатель Дидье Дезор начал проводить опыты над крысами. Экспериментаторы сделали аквариум, в котором выше уровня воды находилась сухая площадка; от площадки на дно аквариума вели ступеньки; под глубоким слоем воды на дне аквариума помещались кусочки еды. На сухую площадку помещалось несколько крыс, и каждая из них, проголодавшись, ныряла на дно аквариума, хватала и вытаскивала на площадку еду, и там насыщалась. Вскоре большинство крыс перестало нырять в воду, - они нашли другой способ удовлетворения голода. Они стали кусать и сталкивать в воду других крыс, заставляя приносить себе еду. Кpысы pазделились на две гpуппы, которых автоp эксперимента назвал “пpиносящими кpысами” и “непpиносящими кpысами”. «Приносящие крысы» оставались полуголодными, так как на краю площадки их уже поджидали остальные обитатели аквариума, чтобы отобpать все, что поднято из водной глубины - съесть можно было только то, что пpилипло к зубам. У “пpиносящих” пpоявлялись все пpизнаки физиологического истощения, и сокpащался сpок жизни. Можно ли сомневаться, что взаимоотношения между крысами подобны взаимоотношениям между изображенными на иконе потомками Хама, Сима и Иафета?

Видеозапись эксперимента была показана по телевидению на канале НТВ и выложена в интернете. Читатели, желающие посмотреть на крысиного Хама и крысиного Сима, могут найти видеозапись в интернете.

Раса в 1987 году наблюдал в естественных условиях за карликовыми мангустами, и он приметил интересную особенность их поведения. Некоторые мангусты значительную часть дневного времени (около 80%) стояли на задних лапках и оглядывали местность, когда остальные мангусты под прикрытием этих охранников рылись в земле в поисках съедобных корешков и насыщали свои утробу. Чтобы охранники не отвлекались от охранной функции и не тратили время на поиск съедобных корешков, питающиеся мангусты угрожающе шипели и кусали охранников, когда те припадали к земле и искали корешки для утоления голода. В результате укусов охранники были вынуждены сохранять вертикальную стойку. (Здесь вспоминается писатель Беляев и его повесть «Ихтиандр», в которой утверждается, что обилие продуктов питания приведет к исчезновению голода. В плодородных участках земли вырастает множество съедобных корешков, однако охранники из числа карликовых мангуст живут впроголодь).

В 1974 году К.Благосклонов проводил опыты над мухоловками-пеструшками. Он вставлял в отверстия дупла деревьев (когда из дупла вылетала семейная пара птиц) скрученные в трубку листы бумаги. Прилетевшая пара совместными усилиями выдергивала клювом бумагу, зависая в воздухе, или пикировала на бумажные трубки, таранным ударом сбивая трубки. Иные продалбливали в дереве новый лаз в дупло. Но иногда самцы вели себя как бичи Божии: самец наносил удары клювом по голове и спине самки до тех пор, пока самка тем или иным образом не устраняла препятствие.

Подобно карликовым мангустам и крысам, люди разделяются на «приносящее сословие» и «неприносящее сословие». В 1860 году Николай Андреевич Добролюбов написал литературные рецензии на книгу "Униженные и оскорбленные" Ф.М.Достоевского, на пьесы "Гроза" и "Семейная картина" А.Н.Островского, и в этих рецензиях Добролюбов описал мечту «неприносящего сословия» о сохранении иерархии между сословиями; согласно этой мечте, иерархия является гарантией благополучия страны. Добролюбов не согласился с этой мечтой и изложил свою иерархоразрушающую точку зрения. Ниже приведен пересказ добролюбовских рецензий, раскрывающие сущность иерархоукрепляющего и иерархоразрушающего мировоззрения. Что нужно в общественном механизме для успешного течения дел? Иерархия, подчинение. Установившаяся иерархия не имеет надобности быть усиленно поддерживаемой - так ясна для всех польза и необходимость подчинения, до такой степени заслужило оно внутреннее одобрение каждого, даже наименее ублаготворенного. Нельзя всем быть богатыми, всем талантливым, также нельзя всем начальствовать, наряду с начальствующими должны быть подчиненные; истинный идеал государства состоит в том, чтобы каждый подчиненный был доволен на своем месте, всякий сознавал законность и глубокую справедливость твоего положения и с такой же охотою повиновался, с какой охотой другие повелевают, так же был спокоен и счастлив при своих десяти целковых жалования, как другие при двадцати тысяч дохода. Вот тогда может осуществиться идеал золотого века. Если даже кто из подчиненных неприятности от начальствующих людей терпит, то он должен видеть в этом дело законное и полезное, и будет примиряться с неприятностями, как с переменами времен года. Никто бы не домогался того, чего у него нет, никто бы не рвался с места, на котором поставлен, никто бы не рассуждал о том, что выше его звания. От бедняка мысль сделаться богатым была бы так же далека, как желание пролезть сквозь ушко иголки. Секретарь не посмел бы критиковать распоряжения своего начальника, как не критикует он наступление ночи после дня. Одни ездили бы в колясках, жили бы в великолепных палатах, занимались бы распеканием других; другие ходили бы пешком по грязи в дырявых сапогах, жили бы в сырых подвалах и оказались бы распекаемыми, - но те и другие были бы довольны своей участью, и были бы спокойны. Первые и вторые мирно существовали бы друг возле друга, - так же безмятежно, как существуют дуб и крапива, хотя и отнесенные Линнеем к одному разряду по его зоологической системе, но нимало не помышляющие о соблазнительном равенстве друг с другом. Низшие сословия будут братски сочувствовать высшим сословиям и сами наслаждаться отблеском того блаженства, которого удостоены избранные высшие… Иерархия основывается на том, что низшие сословия находятся в летаргическом оцепенении, с покорностью и кроткостью переносят все обиды и все тяготы своей жизни, безответно и робко подставляют себя чужому произволу… При анархии всяк молодец на свой образец, никто никому не указ, всякий на приказание другого отвечает, что я тебя знать не хочу, и, таким образом, все озорничают и ни в чем согласиться не могут. Положение общества, подверженного такой анархии, действительно ужасно. Но вообразите, что это самое анархическое общество разделилось на две части: одна оставила за собой право озорничать и не признавать никакие законы, а другая часть принуждена признавать законом всякое желание первой и безропотно сносить все ее капризы, все безобразия. Не правда ли, что это еще ужаснее? Половина людей принуждена страдать от озорников и постоянно питать их своим трудом, своей угодливостью и смирением. Конечно, что при таких условиях озорство и беззаконие примут более страшные размеры, чем при анархии. Бездельники бьются, чтобы не ускользнули от них те люди, трудами которых они задаром кормятся и щеголяют; праздные шатуны воюют против людей честных, которые могут открыть глаза угнетенным труженикам и научить их громко и настойчиво предъявить свои права. Напрасно было бы надеяться на исправление посредством каких-нибудь вразумлений; привычка дурить в помещике Дикове так сильна, что он подчиняется привычке даже вопреки голоса здравого смысла. Ясно, что никакие нравоучения не остановят помещика до тех пор, пока с ними не соединится осязательная для него, грубая внешняя сила. Чем больше сумасбродствовал какой-нибудь дармоед, чем наглее он попирал нижестоящих, тем больше слагались легенды теми, которые своим трудом кормили дармоеда. Благоговейные рассказы старых лакеев о том, как их вельможные бары травили мелких помещиков, надругались над чужими женами и невинными девушками, - все подобные рассказы доказывают, что еще не далеко от нас это патриархальное время. Но оно быстро от нас удаляется; отовсюду возникают требования, враждебные произволу дармоедов и грозящих им борьбою.

Проблема «приносящего сословия» волновала также и русского писателя Александра Николаевича Радищева. В 1790 году в книге "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищев такими словами описал положение этого сословия: "пленники в отечестве своем". Иерархоразрушающие тенденции отчетливо выражены в радищевском обращении к русским крестьянам: "Рабы, тяжкими узами отягченные, ярясь в отчаянии своем, железом разобьют головы бесчеловечных своих господ". Один из литературных героев книги Радищева говорил так: "Я приметил из многочисленных случаев, что русский народ очень терпелив, но когда приходит конец терпению, то ничто не может удержать его жестокость".

В годы крестьянских восстаний под предводительством Пугачева русский писатель Гавриил Романович Державин написал исследование "О возмущениях и бунтах", в котором указал на роль высшего сословия: "многочисленное дворянство приводит в скудость государство". Державин призывал губернаторов остановить беззаконие дворян и чиновников, поскольку "лихоимство производит в жителях наиболее ропота, потому что всякий, кто имеет с ними дело, грабит их". По мнению Гавриила Державина, довели народ до бунта злоупотребления властвующих.

21 раз против помещицы Салтычихи, выражаясь современным языком, возбуждалось уголовное дело, и вскоре прекращалось по причине отсутствия состава преступления. Только с 22-й попытки уголовное дело было доведено до суда, и суд вынес приговор. Приговор был очень мягкий: за убийство 75-и представителей «приносящего сословия» суд, состоящий из представителей «неприносящего сословия», заставил стать монашкой помещицу Салтычиху, принадлежащую к «неприносящему сословию».

В 1707 году царь Петр Первый принял Указ, предусматривающий за укрывательство беглых крестьян конфискацию имущества. В 1721 вышел Указ Петра Первого, расширяющего круг лиц, которым дозволено покупать крестьян; такую возможность получили купцы и промышленники (подразумевалось, что крестьянина, имеющего свой участок земли и работающего на нем для своего пропитания, отрывали от земли и он становился собственностью нового хозяина, у которого не было участка земли для земледелия ни для себя, ни для купленных им крестьян). В 1765 году Екатерина Вторая издала Указ, согласно которому дворяне могли единолично, без суда, выносить приговоры крестьянам и отправлять их на бессрочную каторгу (бессрочную в том смысле, что после нескольких лет пребывания на каторге крестьянина, дворяне по своему разумению решали вопрос о времени возвращения крестьянина из каторги). Через десять лет Екатерина Вторая дополнила этот Указ, и теперь помещикам разрешалось строить сельские тюрьмы и сажать в них крестьян на несколько месяцев; кроме того, помещикам разрешалось единолично, без суда, выносить приговоры крестьянам и отправлять их на несколько лет в арестантские роты (по прошествии многих лет, во времена ГУЛага, такое уже не происходило - приговоры выносили тройки и лишь изредка двойки). В 1771 году Екатерина Вторая позволила разделять крестьянскую семью, и крестьянских детей продавать одному помещику, а родителей продавать другому помещику; теперь продажу можно было проводить на аукционах. Продажа крестьянской семьи по частям проходила открыто и гласно до 1841 года. После 1841 года продажа по частям продолжалась исподтишка. Впрочем, вполне легально продажа крестьянской семьи по частям происходила в том случае, если помещик становился банкротом, и для выплаты долгов имелась необходимость продать всё производственное имущество. В 1765 году Екатерина Вторая издала Указ, запрещающий крестьянам жаловаться на помещиков (до 1765 года действовал Указ Петра Первого о применении смертной казни для тех крестьян, которые жалобы посылали по почте прямо Миропомазаннику Божьему).

«Приносящее сословие» несогласно с положением, в котором оно находится, и высказывает возражения, и также создает распри, раздоры с «неприносящим сословием». Многие понимают возникновение распрей как нежелательное и болезненное состояние, приводящее к ослаблению страны. Бесспорно, такому пониманию способствует Новый Завет.

Александру Солженицыну был известен новозаветный принцип: «Если желаешь отсутствия вражды в мире, то надо подавлять в себе чувство враждебности». Однако у писателя не хватило силы духа придерживаться этого принципа, - на каждой странице книги «Архипелаг ГУЛаг» вырисовывается его враждебность. Между прочим, Солженицын не смог найти оправдание страданиям.

Лев Николаевич Толстой не обошел вниманием взаимоотношения сословий. 5 октября 1881 года Толстой написал фразу в своем дневнике: «Вонь, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы ими оберегать оргии, и пируют». И еще одна фраза в адрес «неприносящего сословия»: «Они (народ) растения, а вы вредные, отравляющие наросты на нем». Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что властвующие не более добрее, но более злее, чем те, над которыми они властвуют. Интересно, нашел ли Толстой оправдание для страданий? Может быть, одной из причин отлучения от церкви Л.Н.Толстого послужило то, что он не нашел оправдание?

Федор Михайлович Достоевский в книге «Братья Карамазовы» высказал свою точку зрения относительно враждебности между сословиями: «Духовный мир, высшая половина существа человеческого, отвергнут вовсе, изгнан с некиим торжеством, даже с ненавистью. Провозгласил мир свободу, и что же видим в этой свободе: одно лишь рабство и самоубийство! Понимая свободу как приумножение и скорое утоление потребностей, искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь ради зависти друг к другу, для чванства и плотоугодия. Иметь многолюдные пиршества, выезды, экипажи, чины, древнее родословие и рабов-прислужников считается уже высокой необходимостью, для которой жертвуют даже честью и человеколюбием. И не дивно, что вместо свободы впали в рабство, а вместо служению братолюбию и человеческому единению впали в отъединению. Потому в мире все более и более угасает мысль о братстве людей».

«Неприносящие крысы» и карликовые мангусты не могут говорить и рисовать, и поэтому они не в состоянии обосновать эксплуатацию. «Неприносящее сословие» способно говорить и рисовать, и оно с помощью проповеди и икон доказывает правомерность эксплуатации. Вероятно, существует связь между оправданием эксплуатации (оправданием страданий) и угасанием мысли о братстве людей.

Когда крыса ныряет на дно аквариума за едой или совершает иное физическое действие, то в ее организме происходят функциональные изменения, вызывающие дискомфорт (усталость и т.п.); этот дискомфорт дополняется дискомфортом от охлаждения организма в процессе высыхания мокрой шерсти. Крыса стремится освободиться от дискомфортного состояния, и она заставляет другую крысу совершать работу вместо себя. При этом своя деятельность, направленная на принуждение другой крысы, имеет меньшую интенсивность, чем интенсивность деятельности по извлечению еды со дна аквариума; дискомфорт от первой деятельности слабее, чем от второй деятельности. Так как крыса из двух дискомфортов выбирает меньший, то она принуждает другую крысу работать на себя. Аналогичное сопоставление совершает крыса, которую принуждают. Дискомфорт, вызванный деятельностью по извлечению еды, сравнивается с дискомфортом от укусов крыс-эксплуататоров, и если второй оказывается больше первого, то крыса выбирает деятельность в пользу кусающих крыс. Крысы наделены нейропсихологическими механизмами, обеспечивающими возможность насилия, но активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции. Первый вид стимуляции заключается в наблюдении молодых крыс за взрослыми крысами, при этом формируется представление о том, как выстраивается поведение. Второй вид стимуляции состоит в переводе научения в практическую плоскость (нанесении первого удара изгою) и возникновении подкрепления (получение явной выгоды); последнее приводит к психическому укреплению механизма насилия и к повторению насильственной деятельности. Для объяснения «греховного» поведения крыс и карликовых мангуст надо много ума и много слов.

Для объяснения греховного поведения людей надо мало ума и мало слов (Адам, Ева, змий, плод, грехопадение, переход греховности от Адама и Евы на всех их потомков).

Епископ Сеаттлийский Нектарий, выступая в августе 1981 года на съезде русской православной молодежи в Сан-Франциско, заявил, что существует могучая, необыкновенно организованная тайная сила, обладающая неограниченными возможностями и огромными средствами, сознательно ставящая перед собой цель уничтожения православной религии, а также духовного и физического разложения подрастающего поколения; для осуществления этой преступной цели детально разработаны планы, выполнение которых уже приведено в действие; мы видим, как дьявол и его слуги со страшной силой ополчились на Православную Веру.

Слова епископа Нектария про дьявола являются, безусловно, еретическими. Нектарий излагает, что дьявол якобы неподконтролен Богу, и дьявол может руководствоваться своей собственной волей. К сожалению, еретическое воззрение о независимости дьявола от Бога получило некоторое распространение. Даже в Новом Завете заметны следы этой ереси. (Любопытно, что в Ветхом Завете нет такой ереси.) Необходимо отметить, что данная ересь допускает бесполезность страданий. Если какой-то человек обходит молчанием вопрос о полезности страданий, то это является основанием заподозрить его в ереси.

Взыскание штрафов и телесные наказания – это не грех. 29 марта 1721 года правительствующий Синод вынес резолюцию относительно таинства исповеди: “Надзирать в приходах самим священником, и прикащиком и старостом, где случитца, и кто будет исповедыватца и неисповедыватца, тому всему иметь книги погодно и присылать их по эпархиям в Духовные Приказы, и кто по тем книгам явитца без исповеди, и с таких править тех приходов священником штрафы, с разночинцев и с посадских: первой — по рублю, второй — по два рубля, третий — по три рубля, а с поселян: первой — по десяти копеек, другой — по гривне, третий — по пяти алтын, а которые в таковых противностях явятца, и о тех подавать ведомости в губерниях, а там по тем ведомостям чинить наказание, а потом им ту исповедь исполнять же”. 12 апреля 1722 г. Синод принял дополнение: “Кто не исповедывается, на таких перво брать штраф, в другой раз вдвое, в третий раз — присылать к гражданскому наказанию”.

Взыскание штрафов – это не грех. Отсутствие прощения – это тоже не грех. В первом послании к коринфянам апостол Павел пишет в пятой главе, что согрешившего человека он, Павел, решил предать сатане во измождение плоти (бес по приказу Павла внедрился в грешника, и тот стал бесноватым). В тринадцатой главе книги Деяний Святых Апостолов повествуется, как Павел наслал болезнь на волхва Елима, чтобы приучить его не совершать зло. Через Павла, не применившего прощение к бичам Божиим, Роберт Оуэн получает реабилитацию.

Павел и Оуэн, возможно, согласились с высказываниями пророка Исайи и царя Соломона: «Поскольку не сразу совершается суд над худыми делами, то от этого не страшится сердце сынов человеческих делать зло»(Екклесиаст, 8:11). «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, и будет злодействовать»(Исайя, 26:10). «Гневливый пусть претерпит наказание; если пощадить его, то будет повторение»(Притчи, 19:19).

Царство Небесное достигается усилиями, и наиважнейшее усилие – удерживать свои чувства и не поступать так, как поступали Павел и Оуэн.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB