Христианский ФОРУМ

Текущее время: 24-04, 06:35

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 17-04, 23:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 17-04, 23:12
Сообщения: 1
Множество национальных христианских святынь, которые упорно прятал в своих запасниках музей «Государственный Эрмитаж», оказались расхищенными. Уцелеют ли оставшиеся и не следует ли вернуть из петербургского музея христианские реликвии в ограбленные большевиками храмы?
Имена многих усопших олицетворяют славную историю нашей Великой Родины. В августе 1724 года по указу Петра Великого в Невский монастырь (с конца XVIII столетия – Александро-Невская лавра) перевезли святые мощи князя Александра Невского, ставшего небесным покровителем Санкт-Петербурга. В 1742—1752 годах по приказанию императрицы Елизаветы Петровны над мощами была создана гробница. Она состояла из саркофага (раки), декоративной пирамиды, двух пьедесталов с трофеями и двух подсвечников. Раку выполнила из серебра большая группа мастеров по рисунку Г.К.Гроота. Эскизы исторических барельефов разработал Якоб фон Штелин.
В издании «Живописная Россия» (начало 1880-х годов) о той части Троицкого собора, где хранились мощи Святого покровителя города, читаем описание саркофага и мощей:
«Рака с мощами Св. Александра Невского помещается за правым клиросом. Она вся выкована из серебра, впервые добытого при Елисавете Петровне из Колыванских рудников. По сторонам раки – пирамиды из воинских доспехов, канделябры, барельефы, изображающие важнейшие события из жизни Александра Невского, и прочие украшения. На все это пошло 90 пудов чистого серебра. Серебряная пирамида, возвышающаяся над ракой, украшена надписями, составленными Ломоносовым и объясняющими вкратце подвиги Благоверного Князя и время сооружения ему раки. Ломоносову же принадлежат и стихи, помещенные при раке:
Святый и храбрый князь здесь телом почивает
Но духом от небес на град сей призирает
И на брега, где он противных побеждал
И где невидимо Петру споспешествовал.
Являя дщерь его усердие святое,
Сему защитнику воздвигла раку в честь
От первого сребра, что недро ей земное
Открыло, как на трон благоволила сесть.
Впоследствии императрица Екатерина II в 1768 г. пожаловала к раке дорогую золотую лампаду и возложила на св. мощи покров с образом Александра Невского и с бриллиантовым знаком ордена его же имени. К слову сказать, орден этот задумал учредить еще Петр I; но мысль его осуществилась только после его смерти, при Екатерине I, в 1725 г., и тогда же вновь учрежденным орденом было награждено 15 лиц из числа первых сановников государства».

НОВЫЕ КОНКИСТАДОРЫ
Во время проведения большевиками яростной антирелигиозной кампании в 1918—1920 годах было вскрыто и разграблено около 70 святых мощей, укрытых раками. Диктатор «красного Петрограда» Зиновьев и его комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие и изъятие мощей Святого Александра, но Совет отказал ввиду активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и всех верующих города. Однако в мае 1922 года Зиновьеву удалось продавить в Петросовете постановление о вскрытии раки.
12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города несмотря на сопротивление церковнослужителей вскрыли раку, в которой находились мощи Александра Невского. Были назначены «ответственные за мероприятие» – товарищи Н.П.Комаров и И.Н.Кондратьев. Вскрытие провели публично: в лавру «пригнали общественность» – работников райкомов партии коммунистов, представителей воинских частей и почти обязательных, прикормленных властью «горьких печальников в стихах и прозе».



ВЫСТАВИЛИ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ЗАЛЕ
Мощи Святого Благоверного Князя Александра Невского оставили в лавре, а серебряный саркофаг разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец. Там саркофаг был выставлен на публичное глумление в одном из залов «Музея революции», который тогда размещался в бывшей официальной резиденции русских императоров. «Спецоперацией» командовал заведующий отделом управления музея «Эрмитаж» «тов. Ершов».
Вскрытие мощей большевики отсняли на кинопленку, и в 1923 году в голодном «красном Петрограде» в действовавших кинотеатрах демонстрировалась «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского»…
И поныне рака экспонируется в одном из подразделений Министерства культуры – музее «Государственный Эрмитаж» – преемнике Музея Революции.
«Инвентарный номер», присвоенный эрмитажными сотрудниками саркофагу небесного покровителя нашего города, на 1987 год был таким: «РО – 7319а».
Музейный экспонат – рака Святого Александра Невского, выставленная напоказ в Танцевальной зале, – уже много десятилетий подвергается «изучению специалистами-прикладниками».

КОГДА ЖЕ КОНЧИТСЯ ЭТО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО?
Верующие и служители Русской Православной церкви требуют, чтобы надгробие небесного покровителя Санкт-Петербурга вернули в Александро-Невскую лавру. Требуют справедливо, опираясь на закон. Как мы понимаем, церковь от государства отделена, но церковные святыни почему-то удерживаются гос. чиновниками в казенном музее «Государственный Эрмитаж».
В 2000 году нами был поставлен вопрос о возвращении мемориального надгробия – раки Александра Невского из музея «Государственный Эрмитаж» в Троицкий собор Александро-Невской лавры. Наша статья об этом под названием «Что просить у президента?» появилась на страницах петербургской газеты «Вечерний Петербург» 14 апреля 2000 года. Мы писали, прося у Президента России «издать указ о возврате в Троицкий собор Александро-Невской лавры из Эрмитажа серебряной раки, в которой находились мощи Святого князя Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга».
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир во время Пасхального богослужения в Исаакиевском соборе в ночь с 29 на 30 апреля 2000 года дважды обращался к президенту России Владимиру Владимировичу Путину, присутствовавшему на службе, с просьбой ознакомиться с нашими предложениями, изложенными в статье на страницах «Вечернего Петербурга» 14 апреля 2000 года.
Обращение главы петербургской епархии Русской Православной Церкви митрополита Владимира к главе государства во время Пасхальной службы c просьбой прочесть газетную статью произошло впервые в истории Русской Православной Церкви, русской историографии и отечественной журналистики. («Вечерний Петербург», 2000, № 79, 4 мая).
Голос митрополита Владимира был услышан – появились сочувственные отклики в печати и из Администрации Президента. («Вечерний Петербург», 2000, 8 июля). Но администрация музея «Государственный Эрмитаж» посчитала возможным проигнорировать мнение десятков миллионов верующих, требовавших прекратить кощунство в отношении православной реликвии.
А в начале 2001 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир заявил: «Исторически церковные святыни: св.мощи, чудотворные и чтимые иконы, раки, облачения, священные сосуды, утварь, – явились в недрах Церкви. Рака для мощей св.Александра Невского появилась и была поставлена именно в Александро-Невской лавре. Естественно, что все святыни по всем международным юридическим и нравственным нормам и законам (касаясь, например, стороны соблюдения прав человека, общества и религиозных) должны находиться и покоиться в Церкви, в храмах.
Некоторые представители культуры говорят, что в Церкви нет достаточных условий для хранения святынь. Почему же нет условий, – возразим мы. Для нас, представителей Русской Православной Церкви, в плане сохранения святынь нет вопросов. У нас хранятся иконы в храмах по триста, четыреста, пятьсот лет!.. Рака пр. Сергия стоит на своем историческом месте – ее вернули в 1940-х гг., когда вновь была открыта Троице-Сергиева Лавра. В 1990-х гг. в некоторые другие обители и храмы также возвращены были раки святых.
Мы обращались много раз в Государственный Эрмитаж, и не так давно я беседовал с его директором г. Пиотровским о том, что место раки – в Александро-Невской Лавре, где почивают его святые мощи. Сохранность раки мы гарантируем. Сейчас есть разные виды охраны, и мы никому не позволим надругаться над святыней. Однако упорство музея и затягивание решения вопроса о передаче раки, ее возвращении на свое историческое место, нам просто непонятно. Думаю, это рецидивы старого атеистического налета в сознании некоторых музейных работников…».
Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандрит Назарий со скорбью вынужден констатировать не только факт заточения надгробия
Александра Невского в Танцевальной зале, но и печальное обстоятельство размещения на территории Александро-Невской лавры складов, автобаз, станций… Кроме того, в лавре руководители муниципального «культурного» музея повесили табличку с надписью «Пантеон», что вообще является нонсенсом – какой может быть пантеизм в православном монастыре, а тем более в лавре?
Как мы понимаем, надругательство над религиозными символами представляет собой нарушение прав верующих – то есть прав человека. Отказ музея «Государственный Эрмитаж» вернуть православные богослужебные предметы Русской Православной церкви сопровождается в то же время возвращением богослужебных предметов (витражей) в Германию, реликвий армянской церкви...
Некоторые говорят, что в наш меркантильный век слезою никого уже не пробьешь. У гос. чиновников «от культуры» в одном глазу – цифры, а в другом – нули. Неужели за возвращение раки в Лавру нужно платить «конкретный откат», открыв всенародный фонд за возвращение святынь? Нужно ли верующим перечислять целковые гос. музею? Кто из «эрмитажников» – как выяснилось, людей очень рукастых, – будет брать 30 сребренников?..
Везти мемориальную раку в Лавру из бывшей императорской резиденции – Зимнего дворца, – где ныне музей, недалеко – всего четыре километра по Невскому проспекту. Не за океан ведь – в Александро-Невскую лавру, на свое законное, историческое место, где она находилась более 150 лет.
Напомним, что еще 13 марта 1995 года был принят федеральный закон, закрепивший по датам Дни воинской славы, которые отмечаются специальными торжествами в Российской Федерации. Законом установлен был, в частности, День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) – 18 апреля 1242 года.
Ежегодно 30 августа по старому стилю (12 сентября н.с.) празднуется в Санкт-Петербурге день памяти Святого Благоверного Князя Александра Невского – ежегодный крестный ход, посвященный перенесению в 1724 году по приказу императора Петра I мощей Святого Благоверного князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невский монастырь (лавру). Традиционный крестный ход по Невскому проспекту из Исаакиевского собора к лавре проводился в 1743—1916 годах.
Традицию возобновили летом 1989 года, когда в здании Казанского собора состоялся акт торжественной передачи мощей Святого Благоверного Князя Александра Невского, до этого хранившихся также в музейном фонде – «музея атеизма». Состоялся первый после долгих десятилетий атеистического террора крестный ход по Невскому проспекту из Казанского собора в Александро-Невскую лавру, во время которого мощи были перенесены в лавру.
Давно пора вернуть и надгробие – раку Святого Александра Невского из Зимнего дворца, в коем размещается музей «Государственный Эрмитаж», в Троицкий собор Александро-Невской лавры. Возвращение, томящегося в музее надгробия, без сомнения, будет сопровождаться крестным ходом. А пока в Троицком соборе нужно установить памятную табличку с надписью о том, что в храме находилась рака Александра Невского, кощунственно вскрытая в 1922 году и заточенная в эрмитажной зале. И показывать эту табличку нужно всем посетителям собора, корреспондентам телекомпаний, газет, журналов и членам Интернет-ссобщества, чтобы стыдно было петербуржцам за перманетное надругательство над православными святынями со стороны некоторых «культурных бывших товарищей и теперешних господ», с обязательным предписание имен и фамилий.

О НАДРУГАТЕЛЬСТВЕ НАД СВЯТЫНЯМИ
Лично для меня оскорбителен сам факт, что христианские иконы почему-то находятся не в храме, а в каких-то музейных запасниках. Сегодня известны многочисленные случаи расхищения церковных реликвий нечистыми на руку музейщиками. Православные иконы стали предметом наживы «антикваров». Несмотря на государственную охрану из музеев исчезает в неизвестном направлении церковная утварь из драгоценных металлов (Музей истории города), некогда изъятая большевистскими комиссарами из разрушенных церквей, соборов и часовен.
Вспомним, что только после длительного, почти десятилетнего сопротивления Казанский собор был возвращен Русской Православной церкви. Останки музея атеизма из храма перетащили на Почтамтскую улицу. Между тем еще решением Ленсовета 1991 года собор должен был быть передан церкви. Однако вопреки здравому смыслу сопротивление очищение собора от атеистов стало длительным и упорным. Уже тогда всем было ясно, что существование музея атеизма под сводами мемориального собора на Невском проспекте противоестественно. Ту же тенденцию затягивания передачи церкви из музея «Государственный Эрмитаж» раки Александра Невского мы наблюдаем уже два десятилетия.

С.Б. Лебедев, историк, СПб


Мы, верующие, не должны молчать!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB