Христианский ФОРУМ http://missija.flyfolder.ru/ |
|
МОНОТЕИЗМ (ИСКОННЫЙ) http://missija.flyfolder.ru/topic141.html |
Страница 1 из 3 |
Автор: | Малыш [ 16-02, 21:00 ] |
Заголовок сообщения: | МОНОТЕИЗМ (ИСКОННЫЙ) |
Библия учит, что монотеизм был древнейшей концепцией Бога. Самый первый стих Книги Бытие имеет монотеистический характер: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Патриархи Авраам, Исаак и Иаков были представителями древнего единобожия. В Книге Иова, единственной из остальных библейских книг появившейся в древний период до Моисея, явно выражены монотеистические представления о Боге (см. например, Иов 1:1,6,21). В Рим. 1:19-25 указано, что монотеизм предшествовал анимизму и политеизму и что эти виды религий возникли после того, как люди греховно изменили славу Божию «в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся». Монотеизм - древний или поздний? Поздний монотеизм Фрейзера. С тех пор как Джеймс Фрейзер опубликовал свою «Золотую ветвь» (The Golden Bough; 1912), широко распространилось убеждение, будто бы религия эволюционирует от анимизма через политеизм к энотеизму и, наконец, к монотеизму. Еще до того, как Чарлз Дарвин подготовил почву для такой эволюционной схемы, Фрейзер предполагал, что христианство копирует языческие мифы. Несмотря на тенденциозность и фрагментарность в подборе источников и материалов, которые, как показали дальнейшие исследования, безнадежно устарели, эта книга до сих пор сохранила влияние в самых широких кругах, и ее идеи считаются верными. Эволюционные представления Фрейзера о религии фактически лишены оснований. Аргументация в пользу древности монотеизма. Имеются веские свидетельства, подтверждающие, что монотеизм выступает в качестве первичной веры в Бога. Данные о примитивном единобожии обнаруживаются в древнейших из сохранившихся источников и традиций. В число свидетельств входит не только Библия, но также таблички из Эблы и результаты изучения не имеющих письменности племен. В Книге Бытие представлены древнейшие сведения о роде человеческом, описывающие первых мужчину и женщину. Археолог Уильям Ф. Олбрайт доказал, что патриархальные материалы Книги Бытие историчны. «Благодаря современным исследованиям, - пишет он, - мы теперь признаем его [Писания] историческую достоверность в целом. Повествования о патриархах, о Моисее и исходе, о завоевании Ханаана, о судьях, монархии, о плене и возвращении находят себе подтверждения и иллюстрации с такой полнотой, что еще сорок лет назад я не считал бы это возможным» (Albright, From the Stone Age to Christianity, 1). Книга Бытие - это одновременно литературные и родословные материалы, связанные воедино перечислением потомков рода (Быт. 5; 10) и литературным оборотом «вот родословие [происхождение, житие]. ..». Эта формула встречается на протяжении всей книги (Быт. 2:4; 5:1; 6:9; 10:1; 11:10,27; 25:12,19; 36:1,9; 37:2). Более того, события каждой из обсуждаемых первых 11 глав Книги Бытие упоминаются Иисусом и новозаветными священнописателями в качестве исторических. К таким фактам относится существование Адама и Евы (см. Мф. 19:4-5), искушение (1 Тим. 2:14) и грехопадение (Рим. 5:12), жертвоприношения Каина и Авеля (Евр. 11:4), убийство Каином Авеля (1 Ин. 3:12), рождение Сифа (Лк. 3:38), переселение Еноха к Богу (Евр. 11:5), свадьбы перед потопом, потоп и уничтожение человечества (Мф. 24:39), сохранение Ноя и его семейства (2 Пет. 2:5), родословие Сима (Лк. 3:35-36) и рождение Авраама (Лк. 3:34). Особо весомое свидетельство существует в пользу исторического существования Адама и Евы. Причем материалы показывают, что уже эти первые люди были монотеистами (Быт. 1:1,27; 2:16-17; 4:26; 38:6-7). После Книги Бытие древнейшей из библейских книг является Книга Иова, и она тоже раскрывает монотеистические представления о Боге. Это Бог личностный (Иов 1:6,21), нравственный (Иов 1:1; 8:3-4) и притом суверенный (Иов 42:1-2) и всемогущий (Иов 5:17; 6:14; 8:3; 13:3) Творец (Иов 4:17; 9:8-9; 26:7; 38:6-7). Помимо Библии, древнейшие письменные материалы на эту тему содержатся в табличках из сирийской Эблы. Текст, ясно указывающий на монотеистические представления, гласит: «Господь неба и земли: земли не было, Ты сотворил ее; дневного света не было, Ты сотворил его; утренний свет Ты не сотворил» (Pettinato, The Archives of Ebla, 259). В примитивных религиях Африки неизменно выражается явный монотеизм. Джон Мбити изучил 300 традиционных религий. «Во всех этих сообществах, без единого исключения, люди имеют представление о Боге, как Высшем Существе» (см. Mbiti, African Religions and Philosophy). Это же верно в отношении примитивных религий по всему миру. Даже у политеистических сообществ в культе верховного бога или бога неба отражается скрытый монотеизм. Идея о позднем, эволюционном появлении монотеизма сама появилась довольно поздно, приобретя популярность после того, как Чарлз Дарвин выдвинул свою теорию биологической эволюции. Эта идея была сформулирована самим Дарвином в «Происхождении человека» (The Descent of Man, 1871). Эволюционная модель Фрейзера для религии основана на нескольких недоказанных предположениях. Среди прочего предполагается, что теория биологической эволюции верна, хотя в действительности она не имеет достаточно подтверждений (см. Эволюция биологическая в теме Эволюция и религия). И даже если бы теория биологической эволюции была верна, нет никаких оснований считать, что эволюция распространяется и на сферу религии. Кроме того, тезис Фрейзера об эволюционном происхождении монотеизма основан на фрагментарных, эпизодических данных, а не на серьезном историческом и хронологическом анализе происхождения монотеизма. Свидетельства специально подбираются под эволюционную модель. Но имеющиеся данные объясняются ничуть не хуже, а то и лучше, если принять, что политеизм стал деградацией изначального монотеизма. Язычество появляется как отпадение от исконного единобожия. Олбрайт отмечает, что «высшим богам свойственно быть всемогущими и считаться творцами мира; обычно это космические божества, которые чаще всего, и даже как правило, обитают на небесах» (Albright, From the Stone Age, 170). Это явно несовместимо с анимистическими и политеистическими концепциями. Заключение. Нет реальных причин отрицать библейские данные о древнейшем монотеизме. Напротив, есть все основания полагать, что единобожие было первой религией, которую затем превратили в другие верования, как и указано в Рим. 1:19 25. Это наилучшим образом соответствует свидетельству о существовании монотеистического Бога (см. БОГ: СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ) и хорошо известной склонности человеческих существ искажать истину, раскрытую им Богом. |
Автор: | Странник [ 17-02, 00:46 ] |
Заголовок сообщения: | |
Между прочим, вера ВЗ–а была не монотеизмом, а монолатрией. То бишь существование других богов не отрицалось, а от евреев требовалось не ходить другим богам во след. |
Автор: | Малыш [ 12-03, 21:40 ] |
Заголовок сообщения: | |
Странник писал(а): Между прочим, вера ВЗ–а была не монотеизмом, а монолатрией. То бишь существование других богов не отрицалось, а от евреев требовалось не ходить другим богам во след.
Неверно. Существования других богов не признавалось. Иудаизм провозглашал о том, что "боги" других народов - это, на самом деле, демоны. |
Автор: | Странник [ 13-03, 18:10 ] |
Заголовок сообщения: | |
Малыш писал(а): Существования других богов не признавалось. Иудаизм провозглашал о том, что "боги" других народов - это, на самом деле, демоны.
А цитатку? Я задал в поисковике по ВЗ слово «богам» и знаете результат? Самое малое 50 цитат о «богах». И абсолютное большинство говорит о чужих богах, как о сущестующих реально. Так что не удастся вам опровергнуть упомянутое мной известное теологическое учение. Меня особо убила фраза: «Не заключай союза с богами их!» Может быть вы имели ввиду учение всей Библии вместе, включая НЗ? Это совсем другой разговор. Но и тут моё мнение – особое. |
Автор: | Малыш [ 14-03, 11:06 ] |
Заголовок сообщения: | |
Странник писал(а): А цитатку?
Пс. 95:5: "Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил". В Александрийском переводе вместо "идолы" стоит "демоны", но и здесь ясно, что боги других народов ничто. Исайя 45:5: "Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме меня..." Поэтому, все же, - монотеизм. |
Автор: | Странник [ 14-03, 20:18 ] |
Заголовок сообщения: | |
Ну что будем бить друг друга каждый своей цитатой? Так, говорят, баптисты будут Павла на небесах по голове Библией лупить... Вы вот привели цитаты противоположного толка и успокоились. Что, истина даже не интересует? А ведь вопрос–то в том, почему и я и вы находим цитаты в Библии, чтобы подтвердить свою точку зрения (кстати, я же писал, что абсолютное большинство говорит против вас, а вы сделали вид, что достаточно математического сравнения количества приведённых цитат – несерьёзно получилось...). Неужели Библия противоречит сама себе – спросите сами себя! Или таки разные книги Библии, написанные в разное время, всё же учили не совсем одинаково... |
Автор: | Малыш [ 15-03, 12:27 ] |
Заголовок сообщения: | |
Странник писал(а): Ну что будем бить друг друга каждый своей цитатой? Так, говорят, баптисты будут Павла на небесах по голове Библией лупить...
Вы вот привели цитаты противоположного толка и успокоились. Что, истина даже не интересует? А ведь вопрос–то в том, почему и я и вы находим цитаты в Библии, чтобы подтвердить свою точку зрения (кстати, я же писал, что абсолютное большинство говорит против вас, а вы сделали вид, что достаточно математического сравнения количества приведённых цитат – несерьёзно получилось...). Неужели Библия противоречит сама себе – спросите сами себя! Или таки разные книги Библии, написанные в разное время, всё же учили не совсем одинаково... Библия не говорит против себя, просто толковать надо не отдельные цитаты, а всю Книгу в совокупности. Таким образом, если одно место говорит, что Бог сильнее других богов, а другое место утверждает, что другие боги суть идолы, то следует понимать так: Бог сильнее других богов, потому что они не боги, а идолы. |
Автор: | Странник [ 15-03, 19:39 ] |
Заголовок сообщения: | |
Вот, это уже серьёзно, а то я уже почти разочаровался. Только вот.. почему вы думаете, что нужно обязательно смешивать все высказывания? Почему бы не оставить конкретное неподходящее к вашей теологии высказывания конкретного библейского автора на его совести? Ведь если Екклесиаст говорит о загробной жизни абсолютно другие вещи, нежели по мнению, например, Иисуса, реально существуют, именно так и приходится поступать. Таким образом, я бы сказал, что, например, Моисей в книге Исхода исходил из того, что другие боги реально существуют. 100% цитат это аргумент! Забавно, что в книге Второзакония, которая официально принадлежит его же перу, тут же бросается в глаза тезис, что другие боги, на самом деле не боги. Неужели действительно другой автор и другая эпоха? Точно также и другие исторические книги ВЗ следуют примеру книги Исход... |
Автор: | Малыш [ 15-03, 20:14 ] |
Заголовок сообщения: | |
Странник писал(а): Вот, это уже серьёзно, а то я уже почти разочаровался. Только вот.. почему вы думаете, что нужно обязательно смешивать все высказывания? Почему бы не оставить конкретное неподходящее к вашей теологии высказывания конкретного библейского автора на его совести? А вот это уже несерьезно. В таком случае, Библия превращается не в Слово Божие, а просто в одну из книг. Этого я допустить не могу. По крайней мере - для себя. А Вы - как хотите. Странник писал(а): Ведь если Екклесиаст говорит о загробной жизни абсолютно другие вещи, нежели по мнению, например, Иисуса, реально существуют, именно так и приходится поступать. Ну, можно, например, попробовать истолковать Екклесиаста в свете евангельских откровений Иисуса. Именно так и поступают христианские теологи. Странник писал(а): Таким образом, я бы сказал, что, например, Моисей в книге Исхода исходил из того, что другие боги реально существуют. 100% цитат это аргумент! Забавно, что в книге Второзакония, которая официально принадлежит его же перу, тут же бросается в глаза тезис, что другие боги, на самом деле не боги. Неужели действительно другой автор и другая эпоха?
Точно также и другие исторические книги ВЗ следуют примеру книги Исход... Я не являюсь сторонником той идеи, что Пятикнижие принадлежит перу Моисея. На мой взгляд, эти Книги принадлежат к разным историческим периодам. Но Вы упускаете одну очень важную вещь. Понимание истины в те или иные времена не отражается на самой истине. По крайней мере для христианства. Независимо от того, что думали о богах других народов авторы Второзакония, сейчас мы понимаем, что на самом деле хотел сказать Сам Автор. |
Автор: | Странник [ 15-03, 21:15 ] |
Заголовок сообщения: | |
Малыш писал(а): В таком случае, Библия превращается не в Слово Божие, а просто в одну из книг. Этого я допустить не могу. Если практика не совпадает с теорией, тем хуже для практики! Вам не кажется, что ваше высказывание абсолютно подходит к данному шутливому выражению? Малыш писал(а): Ну, можно, например, попробовать истолковать Екклесиаста в свете евангельских откровений Иисуса. Именно так и поступают христианские теологи. Если хотите попробуйте, но ...невозможно. Малыш писал(а): Я не являюсь сторонником той идеи, что Пятикнижие принадлежит перу Моисея. На мой взгляд, эти Книги принадлежат к разным историческим периодам. Есть такое учение, созданное учёными–теологами протестантской церкви исходящими из того, что Библия написана людьми. Малыш писал(а): Но Вы упускаете одну очень важную вещь. Понимание истины в те или иные времена не отражается на самой истине. Разумеется. Но ведь наш спор не о том, что есть истина. А о том, что написано в Библии. Я лично не верю в существование других богов, хотя теоретически в мире возможно всё, например, намёк на то, что реально существующие демоны – это боги, даёт такую возможность. Так вот, я допустил, что, например, писатель книги Исход действительно верил в существование других богов. Вы тоже говорите о «понимании истины в те или иные времена», итак мы сходимся в этом? Малыш писал(а): Независимо от того, что думали о богах других народов авторы Второзакония, сейчас мы понимаем, что на самом деле хотел сказать Сам Автор.
Ваша ситуация достаточно незавидна, вы не верите, например, в авторство Моисея, но в авторство Бога верите. Люди учившие меня доказывали много лет подряд, что такое сочетание невозможно и ...бессмысленно. Если, например, Иисус столько раз цитировал Моисея, говорил, что цитирует Моисея, цитируя 5–икнижие, то Он либо ошибался, либо вводил других в заблуждение... Ну, или либо тексты, где это упоминается также плод рук человеческих и не инспирированы. ...Я наверно повторюсь, если скажу, что и я понимаю, что Библия целиком, да и многие изречения ВЗ говорят против веры в других богов, против самого факта их существования. Но я вёл с самого начала речь о том, что в ВЗ огромное количество стихов говорящих о обратном. Вы не хотите их оставить на совести авторов? Давайте свою версию! |
Страница 1 из 3 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |